Вчера удалось пересмотреть заявленный в заголовке статьи фильм. Значительная часть зрителей активно чему-то возмущалась, а я всё никак не могу понять: чему именно? Попробуем поразмышлять.
Лёгкое искусство
Как ни странно, в отличие от большинства фильмов из девяностых, «Хочу в тюрьму» отличается изрядной... лёгкостью? Меня некоторое время смущал сей факт, но потом выяснилось, что режиссёром была Алла Сурикова, чьи идеи лежат, например, в основе «Ералаша» оригинального.
Возможно, именно таких художников российскому кино и не хватает: тех, кто сохранил вайбы советского соцреализма и не гонится за реалистичной чернухой. Из-за чего их фильмы больше напоминают фантасмагорию, нежели уголовную хронику.
Перестроечная реальность
История крутится вокруг гениального инженера, попавшего под сокращение. И когда он находился в поиске нового места работы, случилась непредвиденная ситуация, в результате которой мужчине пришлось искать место, чтобы переждать. Идеальным решением оказалась иностранная тюрьма.
Видимо, стоит уточнить, о какой фантасмагории идёт речь. Ведь на первый взгляд Сурикова тыкает зрителя лицом в неприглядные факты реальной жизни:
- массовую безработицу;
- регулярные увольнения;
- засилье бандитизма;
- постоянное мошенничество.
Да что там! Даже главный герой не является образцом морали, причём это не подаётся авторами фильма как что-то плохое. В принципе, перед нами кино, делающее ровно обратное относительно задач соцреализма. Однако!
Происходящее – сказка в условиях постсоветской России. Это буквально фантазии ребёнка на тему «А вот я вырасту и стану!..», только перед нами фантазирует не ребёнок, а рядовой гражданин. Который только в мечтах может вырваться из удушающих объятий неприглядной реальности. Посудите сами:
- герой – простой работяга;
- его таланты – исключительные;
- у него есть счастливая, несмотря на обстоятельства, семья;
- простенькая на вид, но исключительная машина;
- ему абсолютно всё удаётся, благодаря невероятному везению;
- второстепенные персонажи оказываются полезными;
- негодяи оказываются наказанными.
Это буквально сказочный сюжет про Иванушку-дурачка. Пусть дурость условного Иванушки и не показывают напрямую (хотя в отретушированных традиционных сказках персонажи тоже не шибко дебелые).
Словно Сурикова хотела снять «Ералаш» для взрослых. Когда человек придёт с работы, света белого видеть не хочет, а посмотрит кино – и вот уже появилась надежда. Вдруг всё не так страшно? Вдруг и у него всё будет хорошо? И ещё один день проживёт, а за ним и следующий.
Доброе кино
От меня «Хочу в тюрьму» 1998 года получает 7 баллов из 10 за поддержку зрителя.
Да, сегодняшние зрители фильм, скорее всего, не оценят. Старшее поколение – за нелепость и сюрреализм, молодое – за старпёрский юмор. И обе перечисленные категории – за то, что картина явно выпадает из их картины жизни. Однако стоит понимать, что такое кино было идеальным в своё время. Возможно, именно поэтому некоторые называют его классикой.
Так что, в принципе, если захотите, можете глянуть в компании или с семьёй (но из-за определённых сцен, лучше делать это без детей). Думаю, совсем уж разочарованными не останетесь.
#хочу в тюрьму #1998 год #комедия #алла сурикова #кино #мнение