Найти тему
Мама Игоря

«Хочу в тюрьму» (1998): детская мечта постсоветского человека

Оглавление

Вчера удалось пересмотреть заявленный в заголовке статьи фильм. Значительная часть зрителей активно чему-то возмущалась, а я всё никак не могу понять: чему именно? Попробуем поразмышлять.

Обложка фильма «Хочу в тюрьму» (1998)
Обложка фильма «Хочу в тюрьму» (1998)

Лёгкое искусство

Как ни странно, в отличие от большинства фильмов из девяностых, «Хочу в тюрьму» отличается изрядной... лёгкостью? Меня некоторое время смущал сей факт, но потом выяснилось, что режиссёром была Алла Сурикова, чьи идеи лежат, например, в основе «Ералаша» оригинального.

Возможно, именно таких художников российскому кино и не хватает: тех, кто сохранил вайбы советского соцреализма и не гонится за реалистичной чернухой. Из-за чего их фильмы больше напоминают фантасмагорию, нежели уголовную хронику.

Главный герой
Главный герой

Перестроечная реальность

История крутится вокруг гениального инженера, попавшего под сокращение. И когда он находился в поиске нового места работы, случилась непредвиденная ситуация, в результате которой мужчине пришлось искать место, чтобы переждать. Идеальным решением оказалась иностранная тюрьма.

Товарищ-сокамерник главного героя
Товарищ-сокамерник главного героя

Видимо, стоит уточнить, о какой фантасмагории идёт речь. Ведь на первый взгляд Сурикова тыкает зрителя лицом в неприглядные факты реальной жизни:

  • массовую безработицу;
  • регулярные увольнения;
  • засилье бандитизма;
  • постоянное мошенничество.

Да что там! Даже главный герой не является образцом морали, причём это не подаётся авторами фильма как что-то плохое. В принципе, перед нами кино, делающее ровно обратное относительно задач соцреализма. Однако!

Герой с женой и авансом
Герой с женой и авансом

Происходящее – сказка в условиях постсоветской России. Это буквально фантазии ребёнка на тему «А вот я вырасту и стану!..», только перед нами фантазирует не ребёнок, а рядовой гражданин. Который только в мечтах может вырваться из удушающих объятий неприглядной реальности. Посудите сами:

  • герой – простой работяга;
  • его таланты – исключительные;
  • у него есть счастливая, несмотря на обстоятельства, семья;
  • простенькая на вид, но исключительная машина;
  • ему абсолютно всё удаётся, благодаря невероятному везению;
  • второстепенные персонажи оказываются полезными;
  • негодяи оказываются наказанными.

Это буквально сказочный сюжет про Иванушку-дурачка. Пусть дурость условного Иванушки и не показывают напрямую (хотя в отретушированных традиционных сказках персонажи тоже не шибко дебелые).

Словно Сурикова хотела снять «Ералаш» для взрослых. Когда человек придёт с работы, света белого видеть не хочет, а посмотрит кино – и вот уже появилась надежда. Вдруг всё не так страшно? Вдруг и у него всё будет хорошо? И ещё один день проживёт, а за ним и следующий.

Доброе кино

От меня «Хочу в тюрьму» 1998 года получает 7 баллов из 10 за поддержку зрителя.

Да, сегодняшние зрители фильм, скорее всего, не оценят. Старшее поколение – за нелепость и сюрреализм, молодое – за старпёрский юмор. И обе перечисленные категории – за то, что картина явно выпадает из их картины жизни. Однако стоит понимать, что такое кино было идеальным в своё время. Возможно, именно поэтому некоторые называют его классикой.

Так что, в принципе, если захотите, можете глянуть в компании или с семьёй (но из-за определённых сцен, лучше делать это без детей). Думаю, совсем уж разочарованными не останетесь.

#хочу в тюрьму #1998 год #комедия #алла сурикова #кино #мнение