Найти тему

Считается, что лесная территория Европейской части Восточной Европы в VI – IV тыс. до н.э. была занята прафинскими племенами ранненеолитичес

Расселение дравидов в совремнности
Расселение дравидов в совремнности

Возвращаясь к праиранцам рассмотрим вероятных соседей и на этой основе попробуем выделить территорию обитания других групп праиндоевропейцев. Итак, исходная точка обитания праиндоариев: Приуралье и Заполярье. Районы Юго-Западной Средней Азии, Малой Азии, Индостана, а возможно и южных районов Алтая, вероятно, занимали дравидийские народы. Речь идёт о времени до V тыс. до н.э. Подтверждением локализации дравидов на этих территориях кроме археологических данных могут служить и этнографические свидетельства. В ряде преданий алтайских народов есть упоминания о людях с чёрной кожей нападающих на их земли и ближайших соседей алтайцев на юге. В сказаниях манси также говорится о соседстве чёрных людей, которые затем были все истреблены, а оставшиеся ушли под землю и ждут теперь момента, чтобы отомстить за своё уничтожение. Вероятность соседства праиндоариев в Алтайской зоне с дравидами возможна, так как районы Северного Индостана близко, да и юг Средней Азии находится рядом. Вопрос о соседстве дравидов с манси относится, вероятно, к районам Южного Урала и Северного Казахстана, к месту складывания финно-угорской праобщности. Представители самодийского населения обитали, вероятно, по соседству с современными саамами, то есть в районах близких к Скандинавии и Кольскому полуострову. Вероятно, что протосамодийцы обитали и в других районах Восточной Европы.

Считается, что лесная территория Европейской части Восточной Европы в VI – IV тыс. до н.э. была занята прафинскими племенами ранненеолитических культур – верхневолжской, нарвской и волго-камской. Однако исследования последних десятилетий позволяют сомневаться в прафинском происхождении этих культур и говорить об их европеоидном происхождении. Справедливости ради отметим, что свыше 85% всех людей, входящих в индоевропейские народы, и около 95% говорящих на языках финно-угорской лингвистической семьи принадлежат к европеоидной расе (Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество – это народы. М.,1990). Волго-Камскую, Верхневолжскую и Нарвскую культуры всё чаще соотносят с культурами местных ранненеолитических племён – скорее всего европеоидов. И только экспансия финно-угров из Азиатских регионов принесла с собой в себе ряд признаков монголоидности. Напомним, несмотря на то, что финно-угры в современном мире принадлежат в основном к европеоидам, в древнейшие времена они являлись представителями монголоидной расы, и только распространение на пространствах Восточной Европы стало менять их внешний вид, впрочем, как и их соседей ( всё это верно только в том случае, если праевропейское население не говорило на прафинском языке и в результате смешения финноугров и палеоевропейцев не произошло перенятия языка автохтонов).. К прафинно-уграм принадлежал в то время не только Север Восточной Европы, а возможно и часть Центральной Европы. Появившаяся в IV тыс. до н.э. Волосовская археологическая культура, в целом является правопреемницей Верхневолжской. Однако, непосредственный переход одной в другую сомнителен, между ними существует значительный хронологический разрыв. А наличие в Волосовской культуре элементов ямочно-гребенчатой керамики указывает на гибридность, причём изначальную этой культуры. Такое заключение подтверждает и существование в волосовских поселениях жилищ овальной и прямоугольной форм. Процесс слияния культур наблюдается и в Прибалтике (нарвская и гребенчато-ямочная) и в Среднем Поволжье (волго-камская и ямочно-гребенчатая балахнинская культура). Очевидно, именно этот процесс слияния культур и принёс монголоидные черты, в культуры, связываемые с европеоидами. Выше указывалось, европеоидами являлись не только индоевропейцы, но и большая часть финно-угорских народов приняла европеоидные черты впоследствии. Однако значительный контингент монголоидов связывают с населением, занимавшим северо-запад Восточной Европы представленной протосамодийцами. Центральную Европу заселяли племена культуры боевых топоров, которых считают предками ещё не разделившейся единой германо-балто-славянской общности. Причём северная часть этого населения имела тесные контакты с племенами Прибалтийских культур. А восточная ветвь культуры боевых топоров, представленная племенами шнуровой керамики, впоследствии выделила племена фатьяновской культуры, которая расселилась от Прибалтики до Камы и от Вологды до Пензы. Причём прослеживается тесная связь между местными волосовцами и пришедшими фатьяновцами. Поселения этих культур зачастую совпадали. Да и сам процесс расселения фатьяновцев на новой территории не сопровождался агрессивным антагонизмом с местным населением. Возможно, речь может идти о генетическом родстве культур пусть и отдалённом, связываемым с индоевропейской общностью. К слову, фатьяновцев считают одним из компонентов будущего балтского этноса. Что касается населения верхневолжской, нарвской, волго-камской и вероятно волосовской, соотнеся их с индоевропейцами, предположим, что представители этих культур являлись остатками всей древней праиндоевропейской общности.

Подводя краткий итог, отметим: что дошедшие до нас сведения о древнейшем прошлом индоиранцев соотносят свою прародину с Заполярными районами. Древние индоиранцы заселяли, по всей видимости, Приуралье и Зауралье в основном по всей береговой линии Северного Ледовитого океана начиная с Кольского полуострова и до районов Восточной Сибири. Их северными соседями и отчасти северо-западными близ Скандинавии и по береговой линии Балтийского моря являлись народы протосамодийской группы, возможно, что расселение шло чересполосно. Западную и Южную часть Европы занимали древние южные европеоиды. Просторы Восточной Европы занимали представители верхневолжской, нарвской и волго-камской культур, чья принадлежность долгое время соотносилась с протофиннами. Однако в последнее время эта точка зрения пересматривается в пользу индоевропейцев (однако все это путано), а с протофиннами связывают лишь население, пришедшее не смену фатьяновцам представленное гребенчато-ямочной керамикой. Причём фатьяновцы Волго-Окского междуречья, перейдя на финский язык, даже в историческое время в I тыс. н.э. ещё сохраняли свой неповторимый уклад быта, особенно хорошо просматриваемый в культуре ярославской мери. Невероятно, но факт финноязычная меря это в основном протобалты (речь идёт только о мере Волго-Окского междуречья). В связи с этим представляется уместным предположить, что фатьяновские группы населения перейдя на финский язык, ассимилировали пришельцев представленных финской меря, а ещё ранее первую волну, представленную сетчатой керамикой дьяковцев.

Список литературы

Любовь безусловная. Фатьяновская культура http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vladimir/p/37-1-0-1275

Фатьяновская культура. К оглавлению книги «Эпоха бронзы лесной полосы СССР» https://arheologija.ru/fatyanovskaya-kultura-2/

Крайнов Д.А. Древнейшая история Волго-Окского междуречья. Фатьяновская культура II тыс. до н.э. https://vk.com/doc-41371964_494518222?hash=cdd247b9bc56c86605&dl=8b700ae2e9da705f97