«Не стая воронов слеталась на груды тлеющих костей. За Волгой, ночью, вкруг огней — удалых шайка собиралась...»
На каждом заводе много металла. Он повсюду. Но часто имеет свойство прятаться с глаз подальше. Не сам металл прячется, а с помощью неизвестных личностей.
В девяностые и двухтысячные годы, «новые русские» с удовольствием скупали заводы.
Кстати, смотрите как интересно.
Выражение «новые русские» уже мало понятно нашим детям. А внуки и вовсе не поймут, как у них теперь принято говорить: «Ну и в чем тут прикол?»
А ведь было такое выражение и относительно недавно. Появились бизнесмены, которые быстренько сумели сколотить начальный капитал.
Например, не было у нас тогда компьютеров. И расторопные ребята стали возить к нам комплектующие — и собирать по-быстрому компы. Ставить на них пиратское ПО.
В результате неплохо на этом зарабатывали. Кому сильно везло выбрать правильный товар — тот оказался в большой прибыли.
И они стали присматриваться к заводам.
Понятно, что процесс был не быстрый. Не очень заметный всем, потому что мы смотрим с близкого расстояния.
А если отойти, и посмотреть шире во времени — например с точки зрения пары-тройки столетий, то окажется, что скорость скупки заводов в частные руки была молниеносной.
Но самое забавное, что завод — это не только средства производства, персонал, инфраструктура. Не только база и худо-бедно налаженное производство и сбыт.
Помимо производственных площадей — новые собственники получали весьма приятный «бонус».
Металлолом.
У нас сейчас народ любит смотреть, как какие-то «искатели» бродят по лесам и полям с металлоискателем.
Они находят в земле, под слоем грунта предметы, содержащие металл. Потом сдают это в лом и радостно подсчитывают доход. Буквально полученный из земли.
А на заводе металл повсюду. Склады старого оборудования. Какие-то гаражи и сараи, под завязку забитые металлическим хламом. Старые конвейерные ленты...
На заводах из металла сделаны полы, перегородки... Листовое железо на крышах и заброшенных гаражах бывших транспортных цехов.
И если бы вы только знали, какое толстое железо можно встретить на складе инструментального отдела! Прежде же даже многотонные штампы делали сами.
Краны, кран-балки, рельсы, уголки и перекрытия... Железо, железо, железо... Под крышей, на открытых площадках под ливнями и снегом...
Аккуратно сложенные в стопки листы, небрежно разбросанные под дождем обрезки... Все покрыто слоем ржавчины, пыли, времени или несколькими слоями облупившейся краски.
Станины от станков, настолько огромных, что их в прежние лучшие времена в цех кантовали через снятую для этой цели крышу.
И все это «боХатЬство» новые хозяева могли спокойно сдавать в металлолом.
Молодцы. Деньги на ровном месте и без усилий.
За право собирать металлолом — на каждом заводе боролись фирмы по перекупке вторсырья.
Они подкупали коммерческих директоров, которые им делали скидки... И покупали металл ниже рыночной стоимости. А какие-то, простите, наивные дурёхи пытались тут следить за ценами и противостоять вороватым коммерсантам.
Но все равно. Это неважно, потому что никто и никогда не мог бы проверить: сколько кому и как вывезли с завода металлолома.
На бухгалтерском учете числились только драгметаллы, и лишь малая доля металла из статьи «отходы производства». Да и там была довольно кривая система учета.
Пусть бухгалтерия продолжает спать спокойно. Им туда не следует влезать — потому что там нет первичных документов. Это серая зона, не заплывайте за буйки.
Короче, металлолом на заводе — золотое дно.
Хотя, это и так же всем очевидно, правда? Никакой Америки я тут не открыла, но и не ставила себе такой задачи.
Вы скажите: «Дурёха, тогда к чему вообще эта тема?»
Увы, друзья мои. Но понятие «сдать в металлолом» очень созвучно к понятию «разорить». И к сожалению, многие заводы так и разорили, просто разбирая на части и сдавая даже годное оборудование в металлолом.
Вспомните: «Не стая воронов слеталась на груды тлеющих костей. На Волге, ночью, вкруг огней — удалых шайка собиралась...» Обожаю Пушкина.
Точка.