Как-то, граждане в последние годы у нас в Петропавловске с грибами… не очень… То есть, в окрестностях города их или не было вовсе, или были только третьей – четвертой категории (сыроежки, валуи, грузди, маслята и прочие) не очень годные в пищу (в обще-то, конечно, на любителя, но с белыми и подосиновиками их не сравнить). И по этому поводу прямо-таки сокрушалась моя жена, ей без грибов, видимо, жилось не очень комфортно. Она зимой даже в магазине покупала замороженные грибы, но они в на вкус больше напоминали тряпку, да еще и с неаппетитным запахом.
А грибы мы начали собирать давным-давно, когда только получили однокомнатную квартиру на улице Дальней. Из нашей новой квартиры до леса расстояние было метров двести, и мы как-то приловчились ходить в этот домашний лесок и собирать, что там только выросло. А вырастали там, конечно обычно только сыроежки, валуи и грузди. Ну мы их солили по всякому и потихоньку зимой ели. По мне все эти солено-моченые дары леса казались безвкусной жвачкой, но для закуски они вполне годились (некая экзотика).
Потом мы поселились в другой дом на этой же улице (в трехкомнатную квартиру), и от нашего подъезда до первых деревьев здесь уже было не больше пятидесяти метров. Понятно, что походы за грибами стали нашим постоянным летним времяпрепровождением. Здесь мы уже ходили не только вдоль ближайшей сопочки, но и лезли на нее и уже на ее северной стороне собирали подберезовики и единично – белые. Однако много насобирать белых грибов никогда не получалось – это был штучный трофей, так что и блюда из этих грибов были редкие, и каким-то удивительным вкусом (как мне казалось) не обладали… Да еще и вид у жареных – вареных грибов не очень привлекательный.
В общем, очень долгое время я был совершенно равнодушен ко всему грибному, да еще мне абсолютно не нравилось таскаться по лесным чащобам, выискивая в траве заветные коричневые шляпки… Муторное занятие.
Однако лет пять назад случилось событие, которое заставило мня пересмотреть мое безразличное отношение к грибам: летом в лесочке возле Халактырского пляжа ни с того ни с сего из земли полезли белые грибы в большом количестве. Я за всю жизнь не видел такого грибного изобилия… Грибы совершенно не прятались от людей и прямо открыто лезли на глаза, как будто просились в ведро. Мы с женой за два часа набирали по два- три ведра белых грибов, и на одно и то же место приезжали по нескольку раз. В общем, наморозили мы тогда грибов полную морозилку, да еще и родню наугощали.
Вот тогда я и распробовал на вкус грибной супчик и… откровенно им восхитился – получилось очень вкусно, и белые грибы в супе выглядели очень аппетитно.
Да вот только это грибное изобилие свалилось на нас всего лишь единожды – в следующие годы ничего подобного не было даже близко, и на Рынке в Петропавловске белый грибы шли по цене французского трюфеля (то есть – не подступиться). Так что моя жена опять загрустила, и грибной супчик зимой на нашем столе больше не появлялся (пробовали его варить из магазинных грибов, но получалось совсем не то).
И вот нынче случилось – за два дня совсем рядом с городом мы с женой за два часа два раза насобирали пять килограмм грибов (уже порезанных и сваренных). Правда, белых из них было всего процентов тридцать, но зато остальные – свеженькие, хрустящие подберезовики.
Не знаю как где, но на Камчатке подберезовики, если его не сорвать в первый же день, на второй будет уже съеден червяками и мошками или птицами и мышами. Однако сейчас даже подберезовики попадались нам гораздо меньше попорченные, чем обычно.
Конечно, ученые уже узнали, что грибница начинает активно выпускать на поверхность грибы, когда ей что-то (по ее мнению) угрожает. Кто напугал грибницу в нашем пригородном лесу не понятно, но можно просто попользоваться ее испугом.
Иван ТРОФИМОВ.
Фото из личного архива.