В последние годы на всех уровнях много говорится о развитии туризма, увеличении турпотоков, комплексном развитии территорий. Однако все эти разговоры так и останутся разговорами, если нет конкретики. Оказывается, посчитать число туристов в городе или регионе — очень сложная задача со многими неизвестными.
Для начала стоит определиться, кого считать туристом. Один прибыл на три дня, поселился в гостинице, ходит по музеям и ресторанам, второй снял квартиру на сайте объявлений и гуляет пешком по городу, третий вовсе приехал утром, посмотрел местный кремль, съел мороженое и вечером отправился домой или далее по своему маршруту. Каждый приехал, посмотрел город, сделал фотографии и даже оставил какое-то количество денег. Но все ли являются туристами? Ответ отрицательный. По принятым в туриндустрии правилам, туристами считаются только те, кто переночевал в рассматриваемом регионе. Тех, кто приехал, посмотрел и уехал без ночёвки, называют экскурсантами. В описанном выше примере, туристами являются первые двое.
Далее все гораздо сложнее. Нужно туристов выявить и посчитать. Можно попытаться это сделать по бронированиям гостиниц, но это будет далеко не полная информация. Есть гостевые дома, сдача квартир в аренду, кемпинги, а кто-то вообще останавливается у друзей и родственников. Как учесть все эти категории? Вот бы у каждого был какой-нибудь датчик, по которому можно было отслеживать перемещения людей, разумеется, с благими целями. И тут на помощь приходят современные технологии. Такие датчики есть у каждого. И у вас тоже.
Каждый раз, когда вы перемещаетесь в пространстве, ваш мобильный телефон общается с сотовыми вышками, причем не только с вышками оператора вашей сети. В результате, каждый оператор имеет базу данных о перемещениях с привязкой ко времени и номеру. Передавать персональные данные оператор не имеет права, но в обезличенном виде такие базы получить можно. Там не будет имен и фамилий, но будут записи о том, что абонент из Москвы в пятницу вечером выехал в Тулу, в субботу днём поехал в Тарусу, переночевал в Калуге, а в воскресенье вечером вернулся домой.
В базах будут миллионы строк, это есть та самая «бигдата». Эти данные нужно проанализировать и обработать. Например, отсеять, дачников, которые регулярно ездят в одно и то же место, исключить тех, кто ездит на работу в другой регион посменно или вахтовым методом, нюансов очень много. Выборки проверяются и корректируются по другим источникам: социологическим опросам, данным туроператоров и даже банковским транзакциям. Анализ и обработка — сложная задача, зато на выходе получается подробная картина, которая позволяет ответить на множество вопросов: сколько туристов и экскурсантов было за конкретный период в городе, сколько из них уникальных, из каких регионов и на сколько они приезжали, что посмотрели и куда поехали дальше.
Вопрос, что делать с полученным данными — отдельная большая история. Структурированные количественные данные используют при составлении бизнес-планов и маршрутов, разработке стратегий, отслеживании динамики, планировании бюджетов, распределении субсидий и грантов. Можно придумать ещё десятки вариантов использования. Результаты исследований важны как руководству регионов и туроператорам, так и мелким предпринимателям, которые собираются открывать гостевой дом или кафе.
Пока не все и не везде пользуются современными технологиями, но сейчас это самый точный способ подсчёта и анализа данных. И если вы куда-то съездили, знайте: вас посчитали.
П.С. Скоро расскажу о том, что такое Большое Золотое Кольцо, и какое отношение к нему имеют все эти подсчеты.