Найти в Дзене

Как посчитать туристов? Бигдата на службе туриндустрии

В последние годы на всех уровнях много говорится о развитии туризма, увеличении турпотоков, комплексном развитии территорий. Однако все эти разговоры так и останутся разговорами, если нет конкретики. Оказывается, посчитать число туристов в городе или регионе — очень сложная задача со многими неизвестными.

Кто все эти люди? Туристы, путешественники, гости, местные? Вопрос непростой
Кто все эти люди? Туристы, путешественники, гости, местные? Вопрос непростой

Для начала стоит определиться, кого считать туристом. Один прибыл на три дня, поселился в гостинице, ходит по музеям и ресторанам, второй снял квартиру на сайте объявлений и гуляет пешком по городу, третий вовсе приехал утром, посмотрел местный кремль, съел мороженое и вечером отправился домой или далее по своему маршруту. Каждый приехал, посмотрел город, сделал фотографии и даже оставил какое-то количество денег. Но все ли являются туристами? Ответ отрицательный. По принятым в туриндустрии правилам, туристами считаются только те, кто переночевал в рассматриваемом регионе. Тех, кто приехал, посмотрел и уехал без ночёвки, называют экскурсантами. В описанном выше примере, туристами являются первые двое.

В Зарайском кремле большинство посетителей — экскурсанты. В городе пока мало гостиниц, потенциальный доход от средств размещения уходит в Коломну и Луховицы
В Зарайском кремле большинство посетителей — экскурсанты. В городе пока мало гостиниц, потенциальный доход от средств размещения уходит в Коломну и Луховицы

Далее все гораздо сложнее. Нужно туристов выявить и посчитать. Можно попытаться это сделать по бронированиям гостиниц, но это будет далеко не полная информация. Есть гостевые дома, сдача квартир в аренду, кемпинги, а кто-то вообще останавливается у друзей и родственников. Как учесть все эти категории? Вот бы у каждого был какой-нибудь датчик, по которому можно было отслеживать перемещения людей, разумеется, с благими целями. И тут на помощь приходят современные технологии. Такие датчики есть у каждого. И у вас тоже.

Руководитель проектного офиса «ПроГород» Ксения Титова очень много может рассказать про подсчет туристов и аналитику. Большое спасибо за консультации и помощь в подготовке статьи
Руководитель проектного офиса «ПроГород» Ксения Титова очень много может рассказать про подсчет туристов и аналитику. Большое спасибо за консультации и помощь в подготовке статьи

Каждый раз, когда вы перемещаетесь в пространстве, ваш мобильный телефон общается с сотовыми вышками, причем не только с вышками оператора вашей сети. В результате, каждый оператор имеет базу данных о перемещениях с привязкой ко времени и номеру. Передавать персональные данные оператор не имеет права, но в обезличенном виде такие базы получить можно. Там не будет имен и фамилий, но будут записи о том, что абонент из Москвы в пятницу вечером выехал в Тулу, в субботу днём поехал в Тарусу, переночевал в Калуге, а в воскресенье вечером вернулся домой.

Из Тарусы можно прокатиться в Поленово на теплоходе, в этом случае, вы экскурсант.
Из Тарусы можно прокатиться в Поленово на теплоходе, в этом случае, вы экскурсант.

В базах будут миллионы строк, это есть та самая «бигдата». Эти данные нужно проанализировать и обработать. Например, отсеять, дачников, которые регулярно ездят в одно и то же место, исключить тех, кто ездит на работу в другой регион посменно или вахтовым методом, нюансов очень много. Выборки проверяются и корректируются по другим источникам: социологическим опросам, данным туроператоров и даже банковским транзакциям. Анализ и обработка — сложная задача, зато на выходе получается подробная картина, которая позволяет ответить на множество вопросов: сколько туристов и экскурсантов было за конкретный период в городе, сколько из них уникальных, из каких регионов и на сколько они приезжали, что посмотрели и куда поехали дальше.

Результат подсчета туристов и экскурсантов по макрорегиону Большое Золотое Кольцо
Результат подсчета туристов и экскурсантов по макрорегиону Большое Золотое Кольцо

Вопрос, что делать с полученным данными — отдельная большая история. Структурированные количественные данные используют при составлении бизнес-планов и маршрутов, разработке стратегий, отслеживании динамики, планировании бюджетов, распределении субсидий и грантов. Можно придумать ещё десятки вариантов использования. Результаты исследований важны как руководству регионов и туроператорам, так и мелким предпринимателям, которые собираются открывать гостевой дом или кафе.

Пока не все и не везде пользуются современными технологиями, но сейчас это самый точный способ подсчёта и анализа данных. И если вы куда-то съездили, знайте: вас посчитали.

П.С. Скоро расскажу о том, что такое Большое Золотое Кольцо, и какое отношение к нему имеют все эти подсчеты.