Добрый день, это продолжение предыдущей статьи, на которую вы можете перейти, она находится ниже.
Солдаты Мерецкова быстро продвигались вперед. Город Петсамо на Баренцевом море пал в первый же день, и Красная Армия не встретила сопротивления в северных лесах. Один только вид советского танка испугал финнов. Советы беспрепятственно продвигались вперед. Южнее, на Карельском перешейке, финны оказывали сопротивление, разрушая колодцы, сжигая дома.
«[Финны] — мастера нечестной игры», — жаловался советский военный корреспондент. Когда наши усталые люди хотели пить, они обнаружили, что все деревенские колодцы засыпаны землей. Наши враги вероломны и трусливы. Едва первый красный боец ступил на финскую землю, как воздух пронзил взрыв. Мины везде.
За неделю удалось пройти 30 километров до главной оборонительной позиции — линии Маннергейма, служившей заслоном через Карельский перешеек. Здесь наступление застопорилось, столкнувшись с упорным сопротивлением финнов.
СОПРОТИВЛЕНИЕ ПРИДАЛО УВЕРЕННОСТЬ
Тактика Маннергейма сработала, но недельное отступление подорвало боевой дух войск. И Маннергейма беспокоило, что солдаты на севере так быстро сдаются. Чтобы укрепить свою оборону, он приказал пойти в контратаку против советских войск у Толвоярви, к северу от Ладожского озера.
Под покровом ночи 140 финских солдат направились на лыжах к советскому лагерю. Советы зажгли огромные костры, чтобы согреться, и, таким образом, были идеально освещенными мишенями. Финны рассредоточились на гребне холма. Беззвучно они проскользнули через лагерь и всех перебили. Атака напугала других солдат в советских лагерях, которые начали хаотично стрелять в темноте. Очень скоро советские солдаты дрались друг с другом, а финны улизнули так же незаметно, как и появились.
Это была абсолютная победа. Толвоярви убедил финнов в том, что они легко смогут вступить в бой с могучим врагом, если воспользуются своим опытом выживания на финском ландшафте.
Неподготовленная армия
Советы недооценили природу так же, как и противника. Солдаты были посланы субарктической зимой в оливково-зеленой летней форме, которая не давала ни тепла, ни маскировки.
У немногих солдат была зимняя обувь, и почти никто не мог кататься на лыжах, а это означало, что Советы и их тяжелая техника не могли двигаться по лесам, где снег был глубоким. Вместо этого солдатам приходилось придерживаться дорог, превращая армию в медленно движущиеся колонны длиной 20, 30 или 40 км.
Финские солдаты в белых комбинезонах могли на лыжах подъехать прямо к колоннам бронетехники, забросать гранатами или коктейлями Молотова и исчезнуть за считанные секунды. Колонну можно было остановить несколькими поваленными деревьями, а если поджечь передовые танки, колонна парализовалась на несколько часов.
Наступление Мерецкова было затруднено на большей части территории Финляндии, потому что его войска были оснащены для ведения войны другого типа — молниеносной войны на открытой центрально европейской местности.
ФИНЫ УНИЧТОЖИЛИ ДВЕ ДИВИЗИИ
Хуже было советским 44-й и 163-й дивизиям, которые шли одними из первых. Их целью был Ботнический залив. Если бы советы смогли зайти так далеко, они разрезали бы страну пополам и заблокировали границу Финляндии со Швецией. Началась очередная решающая битва, и Маннергейму пришлось полагаться на находчивого полковника Хьялмара Сииласвуо, в командовании у которого находилось 17 000 хорошо вооруженных финских солдат.
Прежде чем 163-я дивизия достигла лесозаготовительного городка Суомуссалми, финны сожгли дома. Затем они перекрыли все дороги из города, так что дивизия оказалась в ловушке, и могла начаться осадная война.
Тем временем 44-я дивизия приближалась к Суомуссалми с юго-востока со свежими припасами для попавших в ловушку товарищей. Финны остановили продвижение дивизии поваленными стволами деревьев и неоднократными атаками во фланги 40-километровой колонны. Затем финны остались сражаться со 163-ей дивизией.
Так 28 декабря разрозненные уцелевшие солдаты 163-й дивизии двинулись пешком через леса на восток. В Суомуссалми осталось много советской техники — танков, артиллерия, грузовики и боеприпасы, которые Хьялмар Сииласвуо мог использовать для борьбы с 44-й дивизией.
Замерзшие, усталые советские солдаты оставили всякие мысли о наступлении. Вместо этого они проводили часы бодрствования, глядя в заснеженный лес. Где повсюду сидели снайперы. Раз за разом вдоль колонны проносились финские солдаты на лыжах. Они бросали в танки гранаты или бутылки с зажигательной смесью и стреляли во всех, кого видели.
Финны нацелились на огромные полевые кухни дивизии, которые привлекли внимание к своей позиции своими густыми клубами дыма. Кухню за кухней разрушали.
Финнам удалось разбить длинную советскую колонну на небольшие очаги сопротивления, которые они назвали мотти — термин лесорубов для небольших штабелей дров, которые потом будут рубить. Медленно мотти умирали от голода, холода и частых нападений финнов.
6 января 1940 года положение было настолько отчаянным, что командир 44-й дивизии заявил своим войскам, что теперь каждый сам за себя. Результатом стала паника, 700 человек бежали через лес.
Продолжение следует...
Спасибо, подписывайтесь на канал, ставьте лайки.
#история #финны #советскаяармия #тактикамотти #советскофинскаявойна #Сииласвуо #ботническийзалив #war #урокифинскойвойны #военнаястратегия