Парфюмерия всегда была тесно связана с модой и от нее она переняла быстротечность и непостоянство. Ароматы, переходящие от эпохи к эпохе, трансформируются, выходят более современные, "адаптированные" версии, меняются акценты. Если "розовые" или "туберозные" года проходят достаточно быстро, то более серьезные парфюмерные тенденции типа шипрово-альдегидных остаются популярными в течение десятилетий.
В данной статье я хочу сделать небольшое revue на парфюмерные тенденции с 1950 -х годов до наших дней и отследить, какие же тенденции оказались наиболее живучими, а которые забылись очень быстро , скорей всего, уже навсегда.
Обзор будет касаться парфюмерии Европы и Америки. Парфюм времен СССР обязательно буду обозревать в отдельных статьях ( одной тут точно не обойтись).
Americain dream 1950-х годов
1950-е гг. были отмечены появлением и активным распространением мужской парфюмерии в противовес супер "гламурным" 30 -40 гг. Первый мужской парфюм представлял из себя этакий одеколон с преобладанием свежих и легких нот, идеальных в каждодневной носке. Эти композиции очень приглянулись джентльменам, до этого стеснявшимся использовать парфюмерию. Активным компонентом в данных композициях стал ветивер, который обогнал лаванду по количеству поклонников.
Также появляются более серьезные парфюмы, ольфакторная пирамида которых строится вокруг восточных и очень ароматических нот. Что касается женской парфюмерии, то здесь тенденции практически не меняются и те немногие ароматы, что были созданы в то время переживут своих создателей.( например Diorissimo, созданный в 1956 году).
В те времена духи для женщин были преимущественно подарком от супруга на годовщину или день рождения, флакончик использовался долго и был предметом статуса.
Далекие ароматы
К середине 1950-х духи становятся более демократичными в цене, их продажа перестает ограничиваться маленькими специализированными магазинами. Ароматы наводняют супермаркеты, которые в народе называют "храмом потребления". Европейцы всех возрастов мечтают о красивой американской жизни, как в популярных фильмах.
В 1952 году косметическая марка Estée Lauder выпускает на рынок свое первое творение Youth Dew, которое послужит предшественником американской парфюмерии. Первоначально созданный как масло для ванн, этот аромат позже превратился в очень концентрированную туалетную воду.
Эта новая тенденция максимальной простоты и "считываемости" аромата, привезенная из-за Атлантики, окажет сильное влияние на европейский рынок.
Еще одним популярным трендом, перенятым у американцев стал....стиральный порошок. В состав добавляли искусственный ароматизатор мускуса, он был дешевым и не растворялся в воде. После стирки аромат впитывался в волокна одежды и становился единым целым с кожей. Таким образом, этот запах «чистоты» очень быстро полюбился широкой публике.
Свежий взгляд
В 1960-е гг набрала обороты синтетическая химия , что позволило парфюмерам добавить в ольфакторную палитру новые ноты. Это период активного "изобретения велосипеда" : парфюмеры из новых молекул заново изобретали классику. Наиболее популярными нотами данного десятилетия были цветочные: ландыш, роза, жасмин. Они считались верхом изысканности и аристократизма.
Помимо цветочных мотивов, большой популярностью пользовались нюансы восточные, которые прочно закрепились в парфюмерных тенденциях 60-х гг. К примеру, очень полюбился аромат пачули, который можно встретить во многих парфюмах того времени.
На волне женской эмпансипации, когда, в 1965 году женщины получили наконец возможность открыть свой банковский счет и распоряжаться своими деньгами, возрасла популярность свежих ароматов типа eau-de-cologne с нотами лимона или мандарина.
Легендарные ароматы десятилетия: Eau libre YSL, Сlimat (Lancome)
Идеальный маркетинг
Следующее десятилетие будет отмечено движением хиппи, зародившимся в США. И, конечно, же, символом "детей цветов", без сомнения будет аромат пачули. В то время появилось огромное количество композиций с преобладанием цветочных и альдегидных нот, а также много зеленых и шипровых ароматов (привет Кузнецкий мост и Dior Dior).
Именно в этот период очень большое значение стали придавать именно рекламе. Духи должны были отражать не просто аромат, но и стиль жизни, и маркетологи всех стран без устали трудились над созданием этого самого стиля. Согласно богам рекламы, каждое историческое движение или течение имеет право на свой аромат и задача маркетолога найти недостающие элементы и предложить потребителю тот парфюм, который этим элементом и будет.
Легендарные ароматы десятилетия: Dior Dior, Parure (Guerlain),Opium Parfum (YSL),Magie Noire (Lancome)
Культ тела
Женщина 80-х гг. все время находилась в поисках идеального аромата. В течение этого десятилетия профессиональная и социальная эмансипация вышла на новый уровень. Это отразилось и на образе жизни мужчин, которые, как никогда, хотели выделиться. В этом им помогали сильные и яркие "ароматы с характером". Считалось, что обилие животных и специевых нот подчеркнет силу личности обладателя. Именно в это время как никогда популярными становятся чувственные восточные ароматы: в парфюмах используют ладан, перец и корицу. Примером такого парфюма является аромат Derby от Guerlain с нотами мха, кожи, ветивера, сандала, мяты и мускатного ореха или всем хорошо известный Fahrenheit от Dior(1988) с "полным набором" из кедра, мускуса, амбры, кожи, гвоздики, ветивера и бобов тонка
Кроме всего прочего 80-е гг. отмечены появлением самого настоящего культа тела. Для поддержания красивой и спортивной фигуры изобретается огромное количество различных программ и физических упражнений, а парфюмеры придумывают новые свежие и бодрящие ароматы для спортсменов. В самом конце десятилетия в европейскую парфюмерию приходит мода на нежные, фруктовые ароматы, позаимствованная из-за океана.
Гедонизм и ностальгия
В 90-е гг. общество претерпело немало пертурбаций и стрессов, поэтому как можно больше хотело окружить себя чем-то нежным, спокойным и чистым. Это время морских и цветочно-травянистых ароматов, одеколонов и парфюмов-унисекс ( после обостренной сексуальности 80-х гг.) Ближе к концу десятилетия случился бум парфюмерных "сладкоежек" : множество чувственных, сладких ароматов как Hypnotic Poison от Dior с кокосами, абрикосами, миндалем и ванилью. Также в моде были "шоколадные" и "карамельные" парфюмы, вызывающие воспоминания о далеком детстве.
Новая Эра
С 2000-х годов парфюмерные тенденции стали возвращаться к хорошо забытому старому : к классике. Женская парфюмерия снова становится утонченной и гламурной, словно в противопоставлении к довольно однообразным ароматам предыдущего десятилетия. Сейчас женщина в парфюмерии наконец смогла выразить все свои многочисленные грани : сильная, но хрупкая, иногда маленькая девочка, иногда - коварная соблазнительница. Именно на 2000-е приходится расцвет нишевой парфюмерии, соблазняющей своей непохожестью, уникальностью, оригинальностью.
Выходит так, что XXI век объединил множество стилей и направлений в парфюмерии, накопил изрядный "багаж", в котором каждый может найти "свой" аромат, наиболее полно раскрывающий все глубины личности. Одни остаются верны великой классике, другие постоянно ищут что-то новое, украшая огромные полки десятками и сотнями разномастных флаконов с драгоценной жидкостью.
А каким парфюмом пользуетесь вы? Буду ждать ответа в комментариях. До новых встреч.
#парфюм ,#парфюмерия ,#парфюмериялюкс ,#ароматы ,#духи ,#духидляженщин ,#мужскаяпарфюмерия ,#dior ,#chanel