Статья на Пикабу, которая внезапно зашла: https://pikabu.ru/story/_9343442
Текст:
Периодически через медиа, в т.ч. Пикабу доносятся посылы "как тяжело вести бизнес в России", где перечисляется куча заштампованных "причин" плохого состояния экономики вроде "большие налоги", "административных барьеров", "частых проверок" и кучи других. Безусловно, что названные проблемы есть, но их "вклад" в проблемы бизнеса настолько мал, что фактически ими можно пренебречь. А вот про настоящие проблемы говорить как-то не принято, как будто их и нет вовсе. Но именно эти проблемы делают цены высокими, а экономику, по своему уровню, не сильно далекой от уровня африканских стран.
Если пост зайдёт, то каждая проблема будет освещена более подробно. Итак коротко о ТОП-10 настоящих проблем бизнеса:
1. Неквалифицированные управленцы и отсутствие систем управления.
Если коротко, то 9 из 10 сотрудников на управленческих должностях в госсекторе и бизнесе занимают управленческие должности, но... Только занимают. В диалогах с "управленцами" ВНЕЗАПНО оказывается, что процесс управления это "мне вот так показали (вариант - договорились), я так делаю"... Отличить управленца от "лица занимающего" можно всего по трём вопросам:
- сколько и какие в управлении бизнес-процессы? - управление формально присутствует.
- схемы 2 - 3 бизнес процессов? - есть понимание управления
- показатели и контроль показателей в бизнес процессах? - управление осуществляется.
Почему именно так? Потому что человеческий мозг не может обработать объём управленческой информации, которая сегодня возникает в бизнесе масштаба чуть больше ларька на рынке. Что в итоге? Проколы системы управления регулярно становятся источником анекдотов, начальник "по-умолчанию" - идиот, при этом почти всегда сотрудник может аргументировано объяснить, что это не оскорбление, а простая констатация факта.
Как это влияет на бизнес - прямо. Не выстроенные структуры управления приводят к огромной упущенной выгоде и лишним затратам. Причём настолько, что фактически выживаемость бизнеса в современной России зависит только от сражения "эффективности" менеджера и получаемой прибыли, если "эффективный менеджер" не может растратить больше прибыли, то бизнес работает.
2. Неквалифицированный низкооплачиваемый персонал.
Любой бизнес строится на людях, более того человеческий ресурс как раз и определяет всё в ведении бизнеса. Следовательно квалификация персонала прямо пропорциональна прибыли (при условии грамотно организованного рабочего процесса). При этом:
- профессиональное образование в России фактически отсутствует. Потому что нагрузка на специалиста на производстве меньше, а зарплата в 3 - 20 раз (в зависимости от специальности) больше. В итоге педагогический состав образования, это те "специалисты", которых просто не взяли на работу по профилю с единичными включениями тех, кто пошел в образование с предприятий по своим внутренним мотивам.
- курсы, в своей массе, либо отвечают целям маркетинга конкретной компании (обычно производителя оборудования), либо компании, которая их затачивает под свои бизнес-процессы для снижения дефицита предложения. То есть в 80 % курсы или бесполезны или заставят бизнес вложиться в закупку оборудования определенного бренда, причём независимо от того, насколько это соответствует его целям и задачам.
- курсы повышения квалификации... В отдельных компаниях отдельных сотрудников иногда туда посылают.
Современная экономическая модель не позволяет заплатить сотруднику больше 50 % от его вклада в удорожание продукта. И как понятно каждому 50 % от 30 000 руб. и от 300 000 руб. это совсем разные 50 %. В итоге бизнесом создана ситуация замкнутой петли - платить нормальные зарплаты и зарабатывать бизнес не может из-за низкой квалификации персонала, а повышать квалификацию бизнес не хочет т.к. у него нет денег, а сотрудник занят вопросами выживания на мизерную з/п и у него нет сил и желания ещё и на повышение квалификации тратится.
Если у Вас сотрудники не проходят повышение квалификации раз в год - 5 лет ( в зависимости от отрасли), то это проблема.
3. Деятельность вопреки экономическим законам.
Есть такая наука - экономика. Это именно наука, которая в свою очередь имеет огромный пласт теории и практики по выстраиванию бизнеса... И о которой никто не хочет знать. В результате каждый бизнес ВНЕЗАПНО начинает испытывать большие проблемы, которые традиционно списываются на разных козлов отпущения, которые сами охреневают от наглости таких "списаний". При этом основные "азбучные" истины экономической теории у нас любят опровергать в своих выступлениях и ТОП-менеджеры крупных компаний...
К чему это приводит? К тому же, что и в п. 1 - организация не получает прибыль, которую должна получить и теряет деньги на том, где терять собственно и не должна.
Любое решение должно иметь вариативное технико-экономическое обоснование т.е. расчёт (с вариантами) характеристик товара для закупки, расчёт затрат на внедрение и их окупаемости, без которых абсолютно любое решение является тычком пальцем в небо. Что собственно обосновывает 1-й пункт.
Для обывателя не очевидно, что "хороших" и "плохих" товаров в бизнесе нет, есть экономически обоснованная операция и экономически не обоснованная.
Пример из жизни - как-то раз мне удалось побеседовать с владельцами двух примерно равных транспортных компаний, одна довольно часто меняет автопарк, другая держит машины "до последнего". Прибыли первой в разы больше, чем второй. Секрет прост - со временем машины ломаются чаще, ремонт дороже, у них больше простой, во время которого машина не зарабатывает. В первой компании есть экономист, который считает убытки от ремонта и как только они превышают лизинговые платежи компания обновляет автопарк. Получив пару цифр для расчёта я посчитал, что компания 2 умудряется вкладывать в ремонты перед "окончательно развалилась" больше, чем стоимость нового автомобиля.
4. Насаждение и стимулирование коррупции.
Практически для каждого предпринимателя является удивительным фактом то, что во всех (или почти всех) законах или постановлениях есть обязанность госоргана предоставить исчерпывающий перечень требований и положений закона, которые потом этот орган и будет проверять. Практически вымерший вид, квалифицированный предприниматель, перед запуском бизнеса направляет во все контролирующие органы, под внимание которых он попадёт запрос с описанием того, что и как он собирается делать, после получает ответ, в соответствии с которым он устраняет замечания в проекте и после реализации, но до открытия приглашает к себе проверку, которая "шлифует" уже всё на месте и устранив последние замечания спокойно начинает бизнес. И во время ведения бизнеса запрашивает об изменениях требований. И что характерно, желание идти с проверкой к такому предпринимателю у контролирующих органов отсутствует от слова совсем. Потому что проверка без нарушений считается сговором с проверяемым, а наличие нарушений говорит о том, что орган сам подставил предпринимателя не предоставив ему подробной и полной информации из-за чего впоследствии суды практически всегда отменяют постановления.
А где коррупция? Где взятки? Почти все предприниматели просто не делают то, что написано выше. Причём аргументация сводится к "хочу именно так". Но помимо благоприятной для коррупции среды это "хочу так" обычно оказывается и значительно дороже, чем по правилам. В итоге по правилам условно 50 тысяч, "хочу так" 150 тысяч + 200 тысяч взяток... А потом ещё возникает "Хромая Лошадь" и срок за решеткой. ГОСТы, СанПиНы и т.д. далеко не дураки писали, более того над ними в своё время работали институты, которые перепробовали по 100500 различных вариантов и в ГОСТ вписали лучший...
5. Отсутствие маркетинга.
Бизнес зарабатывает на том, что он продаёт. На вопросы "что продавать" и "как продавать" как раз и отвечает маркетинг. И абсолютно везде можно видеть признаки того, что этот самый маркетинг у нас не используется. Я как-то раз провёл вынужденное исследование маркетинга хозтоваров, когда искал пару нужных вещей. Тут можно отдельный цикл постов писать, но раз кратко, то опишу только одну вещь - дефектура (которая у нас почему-то ищется только в аптечном бизнесе).
Дефектура, это когда Вы приходите за товаром в магазин, а его там нет. Следовательно ваши деньги и прибыль получает другой магазин, где это есть. Не верьте мне, а сходите по разным магазинам и спросите про товар, которого у них нет в продаже и посмотрите на реакцию продавцов. Единственно верная - это записать в компьютер или в тетрадь запрос как дефектуру, чтобы потом кто-то мог проанализировать её и скорректировать ассортимент, если появился популярный товар, которого нет в продаже. Аналогично и у поставщиков B2B сегмента (между предприятиями).
За 8 лет, когда я был связан с закупками в B2B сегменте я пересекся аж с ОДНОЙ компанией, где вели дефектуру и плюсом к ней нормально работала CRM, которая после первой осечки с поставкой позволила компании сформировать лучшее КП и повысить выручку на десятки миллионов рублей.
6. Отсутствие автоматизации работы.
Здесь с примером всё просто - кто больше принесёт прибыли и сделает больше - экскаватор или бомж с лопатой?
Практически каждая профессия сегодня имеет средства автоматизации, но эта самая автоматизация до рабочих мест полноценно дошла ровно в одной сфере - бухгалтерии с её 1С. Поскольку я достаточно древний, чтобы застать времена "до 1С" могу рассказать, что внедрение 1С позволило сократить численность бухгалтеров в 5 - 6 раз, дав возможность высвободить ресурсы и направить их на другие "фронты".
Здесь доминируют два клинических идиотизма и одна объективная причина. Идиотизмы:
- "Если я автоматизирую, то куда сотрудников дену?" У нас в России производится абсолютно всё? Везде есть избыток товаров и услуг? Почему бы высвободившихся сотрудников не переквалифицировать для других работ, которые принесут дополнительные деньги компании?
- "Автоматизация - это дорого". Автоматизация зачастую стоит не мало, но если взять более-менее большой период, то ВНЕЗАПНО окажется, что автоматизированный труд в перспективе 3 - 5 лет повышает зарплату сотрудника и прибыль от него в разы. И поскольку 5 лет назад Вы не решились на автоматизацию, то сегодня зарабатываете в разы меньше чем могли бы. И Ваш сотрудник зарабатывает меньше.
Объективная причина - автоматизация требует повышения квалификации сотрудников, а повышение квалификации уже в п. 2 уже подробно рассмотрено.
7. Отсутствие планирования.
Этот вопрос у меня почему-то вызывает чувство умиления... Сколько отговорок я слышал про "не стабильную ситуацию, в которой незачем планировать" и ещё более глупых...
Планирование подразумевает собой 3 этапа:
- Определение текущей ситуации
- Постановку целей и задач
- Разработку маршрута и контрольных точек по переводу текущей ситуации в желаемую.
При этом оказывается, что если всё-таки решиться на планирование, то даже пункт 1 в ряде случаев приводит к пересмотру многих вещей в бизнесе. Потому что оказывается, что где-то есть не задействованные ресурсы, которые тратят средства, где-то выкручиваются потому что других ресурсов не хватает... И автоматически проходит приличная такая оптимизация. Потом оказывается, что сотрудники с вменяемыми целями и задачами начинают работать гораздо продуктивней, чем "от забора до заката"... И самое страшное, что однако уже рассмотрено в п. 1 - люди на руководящих постах получают метрики оценки работы и ВНЕЗАПНО уже должны работать... Ну собственно из-за последнего пункта на планирование в современном менеджменте наложено негласное табу. Если нет плана по увеличению продаж на 20 %, то можно гордо рапортовать об успехе в достижении роста в 0,2 %...
8. Отсутствие управления рисками.
Мы живём в реальном мире, который зачастую более изобретателен, чем вся человеческая фантазия вместе взятая. Управление рисками, это выявление возможных отказов в бизнес-процессах и рекомендации по их нивелированию. Лучше всего, из известного мне, управление рисками организовано... в самолётах и у пожарников. Практически на каждый отказ любой системы есть инструкция по приведению самолёта в условно безопасное состояние. Про пожарников (в нормальных условиях) думаю ролики видели - как только возникает проблема, все сразу начинают работать над устранением. Все знают, что и как делать. Обычно когда начинаешь говорить о риск-менеджменте, то сразу возникает два "контраргумента":
- "всего не предусмотришь". Большая часть рисков отлично группируется. Например, если сотрудник заболел, уволился, погиб, то эти все риски легко можно обработать в группе.
- "нам и без него хорошо", ну тут сразу п. 1, п. 3 и п. 7. Проблемы происходят и без заранее созданной системы управления рисками она будет решена. Только решение будет позже (поскольку решение будет вырабатываться после наступления случая), следовательно убытки будут больше.
Здесь могу проиллюстрировать то, что бывают случаи, тщательно замалчиваемые перед вышестоящим руководством, когда организация несёт колоссальные убытки просто из-за отсутствия риск менеджмента. Два простых примера:
- сломалась машина. Водитель сутки не мог найти эвакуатор, до экспедитора дозвонился на следующий день, за время простоя груз испортился. Минус 500 тысяч из-за того, что в рамках риск-менеджмента не сделали карту телефонов эвакуаторов.
- погибает системный администратор (бытовой отравление в пятницу). В выходные происходит отключение света, в понедельник люди не могут работать. Срочно ищутся и нанимаются специалисты по восстановлению доступов... В общем восстановление и простой вышел порядка 300 тысяч.
9. Отсутствие системной интеграции.
Любой бизнес интегрируется в экономическое поле. При этом хорошая экономика должна быть системной и сбалансированной... Должна. Быть. По данному вопросу тоже можно написать цикл статей, но я просто приведу пример:
В одном районе было несколько кирпичных заводов, однако по историческим причинам не было производство шлакоблоков. Возникла ситуация перепроизводства кирпича и дефицит шлакоблоков, которые нужно было возить за десятки км. Очередной "гений" по каким-то гениальным причинам открывает ещё один кирпичный завод... И буквально за два года все кирпичники уходят в банкротства в т.ч. свежеоткрытый.
Для многих становится удивительным открытием, что спрос зависит от предложения только на стадии насыщения. Если реальный спрос 10 тысяч булок хлеба, то при предложении от 0 до 10 тысяч будет рост продаж, а вот сколько не предлагай выше 10 тысяч больше покупать просто не будут. И при открытии или выборе перепрофилирования бизнеса нужно не делать 100500 копию уже существующих решений, а выбирать область, где есть спрос, но мало предложения.
Системно этот пункт приводит к тому, что отдельных предложений много, а следовательно оборачиваемость низкая, а других предложений либо мало, либо нет вообще.
10. Фрагментарность построения бизнеса.
Не очевидный, но тоже важный пункт. Это перекос внимания и контроля, когда отдельные бизнес-процессы вышлифовываются до идеала, в то время как другие вообще существуют сами по себе. В итоге пока на "любимом" бизнес-процессе повышают эффективность на 100 000 в год, другой бизнес-процесс начинает проседать на 200 тысяч... В сумме минус 100 тысяч. Обычно эта ситуация вызывает бурю эмоций в бизнесе. Вроде бы все работают на 150 %, а прибыль по итогу падает.