Найти в Дзене
Таинственный Урал

Путешествие в атмосферу бронзового века: чем запомнился исторический фестиваль "Пламя Аркаима"

Оглавление

Посмотреть на грозное изобретение аркаимцев - первую в мире боевую колесницу, попробовать свои силы в изготовлении каменного топора и наконечников стрел по технологиям древних мастеров-оружейников, вылепить из глины горшок и пообедать зажаренным на вертеле бараном - это лишь малая часть того, чем удивляли гостей на фестивале "Пламя Аркаима". Как без машины времени перенестись на четыре тысячи лет назад и оказаться в атмосфере бронзового века - в материале на странице нашего блога.

В последний июльский уикенд на территории заповедника "Аркаим" состоялся фестиваль исторической реконструкции "Пламя Аркаима". Командой "Таинственного Урала" мы посетили данное мероприятие, так что теперь готовы поделиться с вами наиболее яркими впечатлениями от погружения в эпоху бронзового века.

Фестиваль "Пламя Аркаима" проходит в шестой раз и с каждым годом становится всё более популярным, так говорят не только организаторы и участники, но и подтверждает статистика. По официальным данным, опубликованным в пресс-релизе на сайте заповедника, мероприятие посетило порядка 3000 человек, 8000 пользователей наблюдали за происходящим он-лайн. В фестивале приняли участие представители 40 клубов исторической реконструкции из разных городов России. Несмотря на то, что фестиваль проходил в Аркаиме, реконструкторы перевоплощались не только в образ жителей южноуральских степей, к примеру, были представители клубов воссоздающих быт и образ жителей бронзового века из Древнего Египта и даже жителей Месопотамии - шумер.

Площадкой, где происходили все основные действа, стала поляна близ реконструированных копий жилищ каменного века. Здесь разместилась и главная сцена, и площадка под реконструкцию, и ряды с ремесленниками.

Иван Семьян с торжественной речью по случаю открытия VI фестиваля
Иван Семьян с торжественной речью по случаю открытия VI фестиваля

Открытие VI фестиваля исторической реконструкции "Пламя Аркаим" началось со вступительной речи челябинского археолога и руководителя проекта "Археос" Ивана Семьяна.

Колесница аркаимцев - спустя 4 000 лет снова в деле

Зрителей пригласили пройти к площадке, где вот-вот должна была начаться первая реконструкция. По сюжету, племя древних ботайцев (археологическая культура энеолита, существовавшая в 3700—3100 годах до н. э. на севере Казахстана) совершили набег на лагерь аракимского пастуха.

"Ботайцы" утащили барана (ни одно животное, за время реконструкции не пострадало). Источник фото: https://vk.com/arkaimflame
"Ботайцы" утащили барана (ни одно животное, за время реконструкции не пострадало). Источник фото: https://vk.com/arkaimflame

Целью набега стала домашняя скотина - главная ценность в эпоху скотоводов бронзового века.

На помощь пастуху примчалась аркаимская колесница из повозки которой лучник открыл стрельбу по застигнутым в расплох степнякам.

На заднем фоне подоспевшие пешие воины весьма успешно расправлялись с разбойниками. Несколько минут и вот уже овца возвращена в отару, а ботайцы лежат замертво.

-6

Сделав своё грозное дело, боевая повозка укатилась с импровизированной арены. Пошагово всё действо комментировал через громкоговоритель ведущий фестиваля, рассказывая попутно и про боевую колесницу, и про аркаимцев, и ценность домашней скотины в ту непростую эпоху.

Мастеровые секреты древних: как пропилить дырку в камне, слепить глиняный горшок и сделать кремневый топор

После того как колесница укатилась в закат, а поверженные "ботайцы" разбрелись по своим делам, было объявлено о начале работы ремесленных мастерских: камнерезы, литейщики, кожевенники, художники, гончары, ювелиры и музыканты - принимали у своих стендов многочисленных гостей фестиваля. Работа с мастером по технологии древних ремесленников способствовала погружению в атмосферу бронзового века, предоставив возможность прочувствовать давно ушедшую эпоху собственными руками.

Площадка под руководством директора Миасского краеведческого музея Дмитрия Кисленко и заведующей отделом древней истории народов Урала Свердловского областного краеведческого музея Евгении Гончаровой знакомила своих гостей с технологией создания орудий труда из кремния: мастера и гости вместе выбивали заготовки под резцы, тёсла и топоры.

На стенде организованной реконструктором Евгенией Зибинской можно было освоить технологию рисунка наскальной живописи. Мастер делилась секретами по созданию красок из доступных в древности материалов, рассказывала о том, как подготовить и выбрать поверхность на которой будет красоваться очередной шедевр, а также делилась опытом технологии исполнения рисунка.

Мастер-кожевенник Николай Луговских, организатор кожевенной мастерской "Швец" (г. Челябинск), знакомил гостей с секретами мастеров по обработке и плетению шнуров из сыромятной кожи, применяемых в то время в самых разных изделиях.

На площадке Сергея Маркова была организована настоящая гончарная мастерская. Мастер-класс от специалиста позволил гостям достаточно быстро освоить начальные этапы гончарного дела и попытаться вылепить горшок собственными руками без применения гончарного круга, так как делали мастера бронзового века.

-12

На площадке ювелирной мастерской "Эпос" гости могли познакомиться с технологией изготовления ювелирных изделий мастерами бронзового века. Алексей Туев, мастер-ювелир, показал процесс чеканки с применением простейших инструментов: куска кожи, шила и камня. В руках мастера, спустя мгновение, на бронзовой пластинке появился орнамент. Подобными изделиями в древности украшали костюмы и различные вещи.

Развлечения бронзового века: древние песни на забытых языках, стрельба из лука, древнеегипетские настолки и суровый спорт - скандбол

Развлечения для гостей фестиваля также были подобраны в контексте духа времени реконструируемой в рамках фестиваля эпохи.

-14

Участники "Московского этнографического общества" (Юрий Габров, Павел Потапов и Екатерина Огонькова) исполнили несколько песен на древних языках, в аккомпанементе бубна и некого духового инструмента, издающего весьма странные звуки. Всё это смотрелось и слушалось крайне интересно. Необычное выступление собрало вокруг музыкантов множество гостей, всем было интересно послушать как звучали песни на ныне забытых языках. Впрочем, вы сами сможете оценить творчество столичных гостей из видеоролика с записью выступления.

Пожалуй, что самым популярным стендом на фестивале стал лучный тир представлял который Нико Прескура (профессиональный лучник, заслуженный артист Республики Молдова, каскадер и актер театра и кино).

Нико Прескура проводит мастер-класс по стрельбе из лука
Нико Прескура проводит мастер-класс по стрельбе из лука

Нико проводил проводил мастер-классы по стрельбе из классического деревянного лука. Как оказалось, стрельба из лука, чтобы попадать в мишень - занятие крайне непростое. Тетиву нужно правильно натянуть, сложив пальцы особым образом. Целиться тоже нужно специальным образом и даже сам процесс стрельбы это не просто разжать пальцы - всё требует особых навыков.

-16

Короче говоря, с первого раза попасть в мишень на расстоянии в пару десятков метров, практически невозможно, но всё-таки процесс стрельбы крайне интересный, и даже в какой-то степени медитативный! Возможно, что именно поэтому на протяжении всех семи часов пока работала площадка у лучного тира толпились в очереди люди.

-17

Московский клуб "КИР РАГОР Древний Египет" представил на фестивале тематическую керамику и древнеегипетские настольные игры: "Сенет", "Псы и шакалы", а также игру за которой коротали время древние шумеры - "Ур". Правила у настолок в которые играли строители пирамид, оказались довольно простыми, чего не скажешь о сюжете - здесь целая история приключений о путешествии между миром мертвых и живых.

-18

Прекрасная Меритджхути, участница клуба в образе древнеегипетской жрицы, сыграла с нами несколько партий в "Сенет", в каждом из которых изящно одержала победу.

Кубики у древних египтян заменяли двухцветные палочки: черная сторона - 0, светлая - 1
Кубики у древних египтян заменяли двухцветные палочки: черная сторона - 0, светлая - 1

Чем-то древнеегипетские игры похожи на известные всем нарды, однако вместо кубиков - двухцветные палочки, а на доске есть клетки-бусты, оказавшись на которых вы либо получаете бонус и продвигаетесь вперед, либо остаетесь на месте.

Игровые доски и фигурки реконструкторы изготовили своими руками, опираясь на материалы за авторством ученых-египтологов.

Наравне с играми интеллектуальными гостям было предложено и "размять кости", сразившись в командную игру под названием Скандбол. Это такое древнее "прото-регби". Суть игры проста: игроки разбиваются на две команды и пытаются всеми доступными способами зафиксировать на щите противника игровой снаряд - небольшой холщовый мешок плотно набитый бараньей шерстью.

-21

Игра контактная и суровая, как мне показалось, намного жестче даже чем современное регби, а минимальное количество правил, позволяют игрокам на максимальном уровне проявить прыть и удаль. В некоторых моментах игры в ход идут даже приемы борьбы - ведь противник не спешит расставаться со спортивным снарядом, который во что бы то ни стало нужно забрать и победить! Скандбол - спорт зрелищный, жесткий, но интересный. Судил, а точнее остужал пыл разыгравшихся команд Сергей Давыденко.

Жареный баран, пиво викингов и рок-концерт

В завершении фестиваля прошёл турнир реконструкторов, который мы, к сожалению, пропустили, а также конкурс на лучший костюм.

В конце дня все участники и волонтеры были приглашены на пир, приготовленный реконструкторами клуба "Ратный век" (г. Миасс) Екатериной и Александром Овсянниковым. В основу меню были положены только только те продукты и блюда, которые могли оказаться на столе в эпоху бронзового века.

-23

Главное блюдо - баран на вертеле, приготовленный по рецепту и технологии древних. Утолить жажду можно было ягодным напитком и пивом сваренным по рецепту древних скандинавов. Впрочем, несмотря на название этот напиток имел мало общего с тем, что в наши дни называют пенным напитком, так как готовилось оно иначе, к тому же древние скандинавы не использовали хмель.

-24

Завершился первый день фестиваля фееричным выступлением екатеринбургской рок-группы "Urman", представившей публике свой "таёжный рок" - песни коллектива пронизаны духом и мифами северных народов Урала. Честно признаюсь, что с удивлением для себя открыл творчество этой замечательной группы, так что рекомендую к прослушиванию всем любителям фолк-рока и самобытных творческих коллективов.

-25

Публика приняла концерт максимально тепло. Ближе к середине программы у сцены самоорганизовался танцпол на котором собравшиеся лихо отплясывали под очередную порцию "таежно-мансийского рока".

-26

В 22.00 музыканты попрощались с радушными зрителями. Приближалась кульминация вечера. На главной площадке туристического парка запылал огромный костер - символ "Пламени Аркаима". Вокруг костра вместе собрались гости и участники фестиваля. Атмосфера царившая в этот момент среди толпы незнакомых людей, тех кто оказался здесь преодолев десятки, сотни и тысячи километров - была максимально уютной: кто-то пел песни под гитару, кто-то фотографировался на память, а кто-то просто смотрел на огонь. В большей своей части все собравшиеся: и гости, и реконструкторы - единомышленники, так что общие интересы к истории сплотили огромную толпу вокруг символа этого замечательного фестиваля - огромного костра.

-27

День второй был академическим. В местном лектории выступали ученые - специалисты по эпохе бронзового века. Увы, но посетить выступления уже не было возможности - поджимало время, тем более, что по дороге домой нам предстояло посетить ещё два объекта.

Подводя итог, хочется сказать спасибо нашим друзьям из проекта "Археос" за организацию столь замечательного праздника. В следующем году "Пламя Аркаима" разгорится в седьмой раз, так что приезжайте в Аркаим - вам обязательно здесь понравится! |Т.У.|

Поддержите наш проект!

Если вы еще не подписаны, то подпишитесь на наш канал! Нажимайте "палец вверх" и делитесь статьями с друзьями из социальных сетей. СПАСИБО!