Найти тему

ПОСЛУШНИК ВЕНКО – ИНОК МАКЕДОНИЙ – АРХИМАНДРИТ МЕФОДИЙ.

ПОСЛУШНИК ВЕНКО – ИНОК МАКЕДОНИЙ – АРХИМАНДРИТ МЕФОДИЙ.

ЧТО ВСПОМНИЛОСЬ…

Вышел в свет фильм «Путь» – об отце Мефодии (Петрове). В связи с этим поделюсь некоторыми воспоминаниями… Этого человека знают, наверное, почти все, кто бывал в Валаамском монастыре. А для меня отец Мефодий – брат по иноческому постригу на Валааме.

Родился отец Мефодий в 1961 году в Македонии, а скоропостижно упокоился 22 июля 2021 года. Получается, ему было шестьдесят лет. Но мне вспоминается стройный, улыбчивый, даже застенчивый молодой человек, каким я впервые увидел его на Валааме в феврале 1993 года.

Сам я поступил в Валаамскую обитель в 1992 году. Нас было совсем мало, на трапезе умещались за одним небольшим столом, покрытым клеенкой. Все было просто, бедно и благодатно! В феврале 1993 года Валаам встречал новоназначенного наместника – отца Панкратия (Жердева). Вместе с ним прибыл будущий отец Мефодий, а тогда – послушник Венко.

Стояла суровая валаамская зима с трескучими морозами и белоснежным искрящимся снегом. Тянуло к теплу. Вот здесь-то и проявил себя новый послушник, буквально с первых дней появления в монастыре. Брат Венко всех и каждого из братии приглашал в свою в келью на кофе. (Не на чай, а именно на кофе, ведь послушник был родом из Македонии). Правда, кофе имелся самый обычный, растворимый, но по тем временам это считалось роскошью, всё же – не кофейный напиток. Брат Венко с большой любовью, негромким проникновенным голосом с мягким акцентом, изо дня в день приглашал нас к себе в келью. Мы усаживались у печки и Венко начинал особенную процедуру приготовления кофе. Он долго и тщательно перетирал в каждой чашке кофе с сахарным песком, а уж потом заливал кипятком. Получался ароматный напиток с белой пенкой. И так он трудился для каждого гостя в отдельности. Вскоре, среди братии родилась поговорка: «Послушник Венко пьёт кофе с пенкой». Но в действительности пил не он, а те, кого он с щедростью угощал. Разумеется, дело было не только в кофе, а в тех задушевных беседах, которые вела братия за кофе. У нас тогда не было интернета, и говорили мы не про новости, а в основном – про подвиги древних подвижников и про молитву Иисусову. Этим и жили. Бывали, конечно, исключения, падения и отступления, но в целом направление было такое.

Так началась для Венко валаамская жизнь, о которой хорошо рассказано в фильме «Путь». Но вот чего нет в фильме (ведь всего не охватишь), так это довольно важной информации о постриге послушника Венко в рясофорного монаха, по-русски – в инока. 18 марта 1994 года постриг над нами совершил отец Панкратий. Инока Македония вручили для духовного окормления отцу Геронтию, а меня – отцу Рафаилу. В прохладном и просторном нижнем храме, когда на улице стояла кромешная тьма, а храм освещало золотое сияние свечей, у раки преподобных Сергия и Германа Валаамских мы вступили на иноческий путь: Венко стал иноком Македонием, а я – иноком Всеволодом. Никогда не забыть мне этого дня, думаю, и отец Мефодий всегда его помнил. В том же году, инока Македония постригли в мантию с именем Мефодий, а потом рукоположили в иеродиаконы; в 1996 году его рукоположили в иеромонахи. В 1995 году я уехал за океан, в Свято-Троицкий монастырь, находящийся в Джорданвилле.

Следующая наша встреча с отцом Мефодием произошла примерно в 2006 году. Будучи в отпуске в Москве я был приглашен на собрание Попечительского совета по возрождению Валаамского монастыря. Собрание проходило в соборе Христа Спасителя. При входе всех участников и гостей встречал отец Мефодий. Конечно, он повзрослел, да и одет был далеко не в валаамский ватник, однако, когда он вручал мне, как и всем гостям, подарочный набор, то делал это с тем же заботливым и душевным выражением лица, с каким наливал нам когда-то кофе на Валааме. По его добрым глазам стало ясно: передо мной все тот же «товарищ по счастью» нашей монашеской юности. Мы кратко, но тепло пообщались. Это была наша последняя личная встреча на земле…

(Продолжение ниже)