Чем больше я пишу на тему масонства, тем больше накапливаю долга, о чём ещё нужно написать :)
Наверное, это и правильно.
По итогам прошлой статьи, пообещал (как будто кто-то это читает, ага) коснуться тем:
• конспирологов и тридцать третьего градуса;
• не тайного общества, а общества с тайнами;
• слова «легенда» в выражениях вида «легенда третьего градуса».
В одну статью три разных темы, наверное, складывать не буду (а то мне в Дзене уже пеняли, что я, раскрыв в прошлой статье две разные темы, тем самым якобы увязываю для себя одну с другой – ну, ум у всех-то по-разному работает, некоторые, оказывается, и так рассуждать могут).
Итак.
Конспирологи очень любят делать вид, что они знают о масонстве больше собеседника (особенно если собеседник, в отличие от конспиролога, сам масон). В этом им помогают (как им кажется) ссылки на якобы имевшие место быть высказывания «не помню, кого, но он массон тридцать третьего градуса!». Вот и улыбнёмся.
Да, дорогие мои, нет слова «массон», есть слово «масон», и, собственно, после удвоенной согласной в середине дальше можно бы и не читать: и так понятно, что человек плохо знает как родной язык, так и обсуждаемую тему, а также и европейские языки (английское слово „masonry“, прямо в изначальном смысле слова? французское слово «maçonnerie»? не, не слышали).
Но это лирическое отступление, как бы обозначающее, «кто есть ху» в таких диалогах. А мы про «тридцать третий градус». И тут, дорогие мои, мы опять наталкиваемся на диалектические противоположности.
С одной стороны, высший градус символического масонства есть третий, и точка. «Масон восьмидесятого уровня» – это не «эльф восьмидесятого уровня» в Линейке. В рамках символического масонства он не выше любого Мастера, т.е., любого, прошедшего обряд возвышения в Третий градус.
Однако, есть системы так называемых дополнительных степеней. Они не «выше» Третьего градуса, поэтому популярный термин «высшие градусы» неточен, и в русскоязычных масонских беседах его употреблять, ну скажем так, не есть признак высокого ума. Они, скорее можно сказать, глубже или полней раскрывают то, что, в принципе, и так можно «между строк» усвоить из символических трёх градусов. Это раз.
А два в том, что этих систем (Уставов) много разных, и количество дополнительных степеней в них тоже разное. Более того, в некоторых из них нет понятия «градус», а в некоторых из них номера градусов настолько условны, что их не обязательно проходить чётко по порядку. Поэтому фраза «масон тридцать третьего градуса» без чёткого указания конкретного Устава вообще лишена смысла. Вот о чём я говорил в предыдущей статье, упоминая эту фразу. Говоря конкретно о Тридцать третьем градусе, мы обязаны упомянуть, в каком именно Уставе. Так, в наиболее распространённом в России (но не во всех юрисдикциях так) Древнем и Принятом Шотландском Уставе это последний градус (причём, если мне не изменяет память, это градус чисто административный, как и несколько предшествующих, и не существовавший до Фридриха II – но могу ошибаться, я не исследователь масонства и, как уже говорил, в датах откровенно «плаваю»). Если мы возьмём Египетский Устав Мицраима (один из близких родственников ныне работающего в России Древнего и Изначального Устава Мемфиса и Мицраима), то там Тридцать третий градус ещё даже не философский (а там интересно: как раз после Тридцать третьего градуса идут философские, потом мистические, а потом каббалистические – да, в Египетском Мицраиме есть каббалистические градусы, признаю; но не в символическом масонстве). А если мы возьмём, скажем, Французский Новый, то в нём вообще нет Тридцать третьего.
Есть довольно условные таблички соответствия дополнительных степеней между разными Уставами. Это никоим образом не означает «взаимозачёта», разумеется. Если у кого-то из Братьев, скажем, Четырнадцатый градус в Древнем и Принятом Шотландском Уставе, это не означает, что он тем самым стал Мастером Святого Андрея в Исправленном Шотландском.
Разумеется, чтобы войти в тот или иной Устав, необходимо быть Мастером. В некоторых Уставах также не принято (в отличие от символического масонства) подавать прошение самому, без приглашения от Мастера, уже состоящего в этом Уставе. Кроме того, Устав может налагать на претендента те или иные дополнительные «квалификационные требования», соблюдение которых необходимо, чтобы быть принятым.
Вместе с тем, как правило, нет ограничения, по какому Обряду работает Достопочтенная Ложа, в которой состоит претендент (кстати, вот и ещё один должок – сходство и различие терминов «Обряд» и «Устав»). Человек может, например, работать в символическом масонстве по Французскому Новому Обряду, а дополнительные степени иметь в Древнем и Принятом Шотландском Уставе. Или работать в символическом масонстве по Древнему и Принятому Шотландскому Обряду и при этом состоять во Французском Новом Уставе (пример тому пишет данную статью). Вместе с тем, разумеется, дополнительные степени Устава работают по своему Обряду, поскольку дополнительные степени что? Правильно, различаются.
#масонство