Сегодня 6 августа. Для всякого искреннего и глубокого пацифиста это должен быть Особый День в году. Какие уроки Хиросимы мы до сих пор не осмыслили глубоко, а, значит, не усвоили? Является ли это историческое событие лишь еще одним поводом для обвинения в адрес одной страны и одной идеологии - "американского империализма"? Или это событие стало грозным предупреждением для всего человечества? Если второе, то что это за предупреждение, в чем оно заключается?
6 августа - это день, когда человечество не теоретически, а практически вступило в новую историческую эпоху и познало новую тяжелую истину: "Человечество является СМЕРТНЫМ!" - вот какой главный урок необходимо осмыслить. Не отдельный человек, а все человечество! Причем смертным не от падения какого-нибудь астероида, а от собственного смертоносного оружия массового поражения. Человечество может стать САМОУБИЙЦЕЙ!
* * *
В своей юности, в старших классах школы (а было это во второй половине 60-х годов) я начал зачитываться произведениями антивоенных авторов (а вслед за Львом Толстым это были Эрих Ремарк и Эрнест Хемингуей прежде всего, не буду перечислять менее известные имена писателей-футурологов). И я буквально засыпал своих родителей вопросами о том, как советские люди восприняли в августе 1945 года, что произошло в Хиросиме 6 августа и в Нагасаки 9 августа. На эти вопросы я получил честные ответы грустноватым голосом: "Советским людям именно тогда ничего особенного осуждающего про эти адские бомбардировки по радио и в газетах не сообщали, пожалуй. Очевидно было всем, что это происходит потому, что мы были союзниками с Соединенными Штатами в войне против Японии, и эти бомбардировки сократили количество наших жертв - началась операция по освобождению Манчжурии от оккупационной Квантунской армии, по освобождению тихоокеанских наших островов (наших нынешних островов). СССР выполнил свой союзнический долг и начал военные действия против Японии ровно 9 августа 1945 года."
Вот такая была еще тогда обстановка - в год нашей великой победы (!). Геополитическая конъюнктура доминировала над логикой пацифизма. Только значительно позднее в советской прессе (уже в разгар холодной войны и пропагандистской советской компании против американского империализма) появились публикации, в которых раскрывался "устрашающий" смысл бомбардировок Хиросимы и Нагасаки: да, в этих городах размещалось военное производство, но удар был нанесен фактически по мирным жителям этих городов (!). Это был террор - именно акция устрашения населения целой страны (Японии), ну а заодно и всех других стран, которые могли покушаться на американское доминирование!
Были выбраны мишенью не самые большие японские города, чтобы показать: "Такое же мы, американцы, можем теперь сотворить и с вашими большими, и с Токио в том числе". Погибли десятки тысячи (по некоторым оценкам более 100 тысяч!) мирных жителей. Не в один день, но в течение двух недель информация о страшных разрушениях и жертвах Хиросимы дошла до японских войск. 19 августа японские вооруженные силы начали сдаваться в плен, хотя официальная капитуляция была подписана на американском авианосце "Миссури" уже только 2 сентября.
Я считаю, просто убежден, что человечество выйдет из подросткового возраста, наконец, и тогда достигнет морального возраста "взрослого коллективного субъекта", когда на Генеральной Ассамблее обновленной ООН будет объявлен день 6 августа как "Позорный день государственного терроризма!". Обратите внимания, что не самая сильная страна обвинит более слабых в государственном терроризме (как это происходит до сих пор в действиях США, приютившей у себя на земле ООН как один из инструментов американской пропаганды), а все страны мира найдут в себе потенциал "коллективной силы", чтобы обвинить в главном историческом преступлении самую мощную в военном отношении страну (!). Только тогда "сила права" восторжествует над "правом сильного", когда под огнем исторической критики окажутся самые "сильные мира сего".
Фото обложки автор взял на сайте ria.ru и несколько модернизировал (демонстративно показал поправки), чтобы выпятить главную мысль этой статьи.