Как не просчитаться, устанавливая стоимость на свои услуги? Такой вопрос особенно актуален для самозанятых, фрилансеров, предпринимателей, ИП, а также для тех, кто хочет просто подработать.
Как понять свою цену
Нет никакой фиксированной ценовой планки за ту или иную услугу. Есть примерные колебания, которые могут разительно отличаться друг от друга. Один специалист, к примеру, берет за свою работу 20 тысяч рублей, другой — 5 тысяч, третий — 120 тысяч. Хотя деятельность одна и та же.
Фокус в том, что верна та сумма, которая устраивает заказчика и исполнителя. Вот и всё. Нужно определить сумму, необходимую вам, а затем подгонять под свои запросы поиск щедрых работодателей, способных обеспечить вам сытую жизнь. Вы ведь хотите забыть о постоянной экономии?
Итак, с чего начать? Давайте обо всем по порядку.
Используйте формулу
У вас есть интересное хобби, например, вы что-то делаете своими руками. Однажды вы понимаете, что этого мало и хватит творить «в стол», то есть для себя. Возникает закономерный вопрос: как получать деньги на своём хобби?
Есть формула, которую уже давно применяют и весьма успешно зарубежные и отечественные предприниматели. Она подходит и для начинающих:
желаемый доход/рабочие часы = предпочтительный доход
Основной ресурс, необходимый для создания продукта — ваше время. Значит, определяем, сколько стоит один час работы. Это актуально, к примеру, для художников, занятых в проекте, или для репетиторов.
Ваша планка — 100 тысяч рублей в месяц. Вы делите сумму на 20 — количество рабочих дней в месяце. Следовательно, в день нужно «делать» 5 тысяч рублей. Эта цифра делится на 8 — количество рабочих часов в день. Получаем 625 рублей — предпочтительная сумма за час работы.
Определите минимальный месячный заработок. Например, 40 тысяч рублей. Это значит, стоимость вашей часовой работы — 250 рублей. Такой порог можно установить для начала, затем постепенно повышать планку.
Материалы и сырьё
Тем, кто использует материалы для изготовления своей продукции, полезно вычислить себестоимость одного изделия. Складываются все расходы, остатки не учитываются.
При расчете часовой работы затраты на материю не складываются. Их можно включать отдельно, когда вы будете рассчитывать стоимость за каждое изделие индивидуально. Ах да, включайте в общую сумму расходы на транспорт, если вам, например, пришлось ездить за материалами.
Когда повышать цену?
Советую повышать ценник с прокачкой мастерства. Это придаст вам мотивации. Заодно у вас уже будет клиентская база — к этому времени заказчики запустят «сарафанное радио».
После поднятия цен закономерно наступит период спада, когда клиентов станет меньше. Так происходит «естественный отбор» платежеспособных заказчиков. Но это вам только на руку: останется больше времени, можно прокачать ещё круче своё мастерство, отдохнуть как следует, набраться сил и вдохновения. С правильным подходом финансы потекут к вам рекой.
Подсмотрите у конкурентов
Тот случай, когда списывать — полезно. Вы мониторите цены, установленные конкурентами, смотрите их спектр услуг. Это поможет вам сориентироваться в деле, если вы новичок. Если у конкурентов слишком большой разброс цен, то ориентируйтесь на среднерыночную. Узнавайте о стоимости на тематических группах и форумах, на сайтах вакансий.
Бывает и так, что специалист назначил цену, но она оказалась низкой. Не надо стесняться! Смело повышайте таксу. «Синдром самозванца» — серьезная преграда на пути к успеху, всегда будьте уверены, что ваш труд стоит достойного вознаграждения.
Общие рекомендации
Определите уникальность вашей услуги. Если ниша является конкурентной, то заказчик легко переметнется к другому исполнителю. Ведь для чего переплачивать, когда можно обратиться к специалистам с меньшими запросами? Поэтому нужно указать на уникальность и преимущество именно ваших услуг.
Для этого учитывайте каждый нюанс, даже если он кажется малозначительным:
- скорость работы;
- свой бренд;
- высокое качество исполнения;
- готовность выйти на связь в любое время;
- доброжелательность;
- пакет дополнительных услуг.
Вы сами лучше знаете, в чем ваши сильные стороны и как их выгодно преподнести. Сделайте портфолио, выложите отзывы о вашей работе, в общем, постарайтесь выложиться по максимуму.
Делаю общий вывод: нет никаких потолков цен — всё на ваше усмотрение и умение. Для расчета стоимости услуг ориентируйтесь на себя и свои потребности. Не забывайте и про внешние условия: кризис, инфляция, подорожание сырья, платежеспособность населения. И не стесняйтесь повышать свой ценник — не бойтесь терять заказчиков, ведь после отсева останутся только самые благонадежные.