Аннотация.
Анализируются условия долгосрочного устойчивого развития России, гарантирующего ее безопасность. Утверждается, что сбережение народа России и развитие человеческого потенциала возможны только при народнохозяйственном развитии страны, исключающем рынки земли и рабочей силы.
Ключевые слова: народ, духовные скрепы, народнохозяйственный уклад, качество жизни народа, власть земли, сбережение народа, российские ценности, жизнь.
Проводимая на Украине специальная военная операция является необходимой ответной мерой в исторической борьбе с Западом за существование России как единой страны. Вновь, в который уже раз, проявляется коренная ментальная противоположность нашего народа цивилизованному Западу.
В условиях обострившейся необходимости самоидентификации народа России особенно важен прошлогодний Указ Президента РФ № 400 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», где утверждается, что для устойчивости развития России необходимо концентрировать усилия и ресурсы на сбережении народа и развитии человеческого потенциала.
Следует отметить, что в предыдущем варианте стратегии национальной безопасности 2015 г. такого приоритета как «сбережение народа и развитие человеческого потенциала» не было. Преемственность в обеспечении единства страны безусловно сохраняется, но появление нового первого приоритета говорит о существенных сдвигах в понимании государственной властью угроз долгосрочному устойчивому развитию России.
В соответствие с новым приоритетом важнейшим вопросом стратегии безопасного развития страны приходит понимание специфических особенностей народа, на сбережение которого она нацелена, и понимание человеческого потенциала, развитие которого связывается со сбережением народа.
Как правило, сбережение народа и развитие человеческого потенциала ограничивают естественным приростом населения и социально-экономическим развитием гражданского общества, однако народ характеризует связь ушедших и живущих поколений, духовные скрепы между ними, что проявляется в соблюдении народных традиций, в важности соответствующих этим традициям потребностей людей в народнохозяйственном жизненном укладе.
Народ характеризуют присущие его образу жизни традиционные духовно-нравственные ценности. Защита этих ценностей в стратегии безопасности не связана со сбережением народа. Получается, что российские духовно-нравственные ценности являются не продуктом жизнедеятельности, порождающей определенный образ жизни, а идеологическим приобретением, приходящим извне.
В действительности же наши российские духовно-нравственные ценности формировались в самом народе, в его жизненном хозяйственном укладе. Соблюдение народнохозяйственного уклада гарантирует сбережение народа, укрепление непосредственного духовного единства ушедших и живущих поколений.
Таким образом, важнейшая проблема сбережения народа России и развития человеческого потенциала заключается в сохранении духовных скреп между поколениями, т. е. в предотвращении отчуждения между ними. Если, как сейчас модно говорить, вызовы времени, стремительный экономический прогресс порождают отчуждение поколений, то для соблюдения наших традиций необходимо преодолевать отчуждение. Для этого следует различать факторы, сближающие поколения, и факторы, порождающие и усиливающие отчуждение между ними.
К сожалению, многие ученые и политики в России видят решение проблемы нарастающего отчуждения поколений не в следовании традиционному укладу жизни народа в современных условиях, а в воспитании молодежи через создание государственной идеологии, пропагандирующей наши духовно-нравственные ценности.
Президент как гарант Конституции так проблему отчуждения поколений не рассматривает, поскольку для создания государственной идеологии необходимо изменить основной закон страны, ее запрещающий. Однако обострение информационной идеологической войны с Западом убеждает многих патриотов России в неизбежности такого изменения.
Между тем, борьба с антизападным патриотизмом в условиях разжигаемой странами НАТО войны уводит от главной научной проблемы, от самоидентификации народа России. Инициируемое Западом обострение противостояния с ним ведет к идеологическому превращению России в некий «анти-Запад», что препятствует научному пониманию глубинной коренной России и продолжает социальноэкономическое развитие страны, развитие задом наперед, грозящее ее распадом.
Если ограничиваться тем, что Запад как христианская цивилизация имеет общие с нами духовно-нравственные ценности, то народ России, отстаивая традиционные общечеловеческие ценности, борется не за российские, а за подлинные европейские ценности, против их искажения современным Западом.
В такой интерпретации Россия видится европейской страной, подлинным Западом, который борется с перерождающимся современным Западом. Таким образом, идеологическая борьба ведется за традиционные христианские либеральные общечеловеческие ценности, которые хоть и выделяются как православные, но остаются, по существу, только христианскими, привнесенными.
По сути утверждается, что определяющая наш менталитет вера пришла к нам через Киев и Византию с Запада. Вспоминается известная формула: «Москва – третий Рим»; конечно, не первый, а только «третий», но, все равно, Москва есть какой-никакой, но Рим, западная христианская цивилизация. Такова суть идеологической интерпретации войны с Западом в рамках христианской цивилизации: русская цивилизация приходит к нам с Запада, из Руси, в результате колонизации глубинной России.
Русская христианская цивилизация России как реальный исторический процесс придания ей государственности извне уводит в сторону, скрывает самобытность народа России, его ментально иную, чем в странах Запада, особенную мирскую хозяйственную природу.
С традиционной нецивилизованной жизнью народа глубинной России миром, в принципе исключающим отношения господства между людьми, ведет свою многовековую колониальную войну западная цивилизация. Корень противостояния России и Запада в том, что народ действительно живет, а не просто существует, только миром, исключающим либеральные, основанные на отчуждении от земли, от Родины отношения господства, которые присущи европейской цивилизации как общественно-экономической формации. В сфере идеологии это противостояние оформилось как борьба патриотов и либералов-глобалистов.
Ключевую роль в противостоянии России и Запада играет потребность народа в жизни на земле, по сути отличающая патриотов от либералов, борющихся за свободу от чуждой им земли. Для народа, который в отличие от населения и гражданского общества един с землей как новорожденный с матерью, земля — это родная природа, его родина-мать не на сознательном вербальном теоретическом уровне, а на уровне подсознания, бескорыстной любви.
Сохранять такое отношение к земле, сберегать себя народ может только живя на земле в тесном деятельном хозяйственном контакте с родной природой. Никакой государственной идеологией, реформированием системы образования это единство не создается, а без единства с родной землей народ сберечь нельзя, именно поэтому народ — не просто население или гражданское общество. Для самосбережения народа
России принципиально важно жить, трудиться в родной природе, вести народное хозяйство. В комфортной, но мертвой среде мегаполиса.
Экономический городской способ существования основан на отчуждении от земли, на эксплуатации ее как фактора производства. Землю используют как территорию для строительства и размещения средств городского существования, включая производящие кислород зеленые насаждения, поля сельхозкультур, фермы и т. д.
Поскольку в стратегии безопасности России отсутствует неэкономический — народнохозяйственный — подход, то фундаментом для дальнейшего развития страны признаются лежащие в основе государственности «российские духовно-нравственные идеалы, культурно-исторические ценности и талант народа». Экономика, гораздо более развитая на Западе, не может быть основой российской государственности, а понятия хозяйства, специфического для глубинной России, в науке и в стратегии нет.
Таким образом в фундаменте развития страны не оказалось ничего материального. Народнохозяйственный уклад, связывающий поколения с матерью-землей, является фундаментом развития России, иначе сбережение ее народа становится эфемерной, чисто идеологической проблемой.
Особенность народа России проявляется в отличии традиционных базовых потребностей нашего народа от потребностей экономического человека в странах Запада. Идеологическое кредо либеральных ученых в том, чтобы рассматривать потребности и качество жизни для изолированного, отдельного, свободного человека, собственника, поскольку очевидно, что гражданское сознание, право выбора присущи отдельному человеку.
Если же нашим приоритетом заявлено сбережение народа, а в народе нет и не может быть отчуждения между людьми, их атомарного существования, то необходимо повышать не качество жизни изолированного абстрактного человека и гражданина, а качество жизни народа миром на родной земле.
Это различие подходов к качеству жизни особенно существенно, когда речь заходит о человеке из элиты, которая от народа отчуждена и к нему не относится. Акцентированное внимание на проблемах человека и гражданина является результатом разлагающего народ отчуждения между людьми. В народе, в миру нет отчуждения и не возникает проблема прав человека, кто более прав или у кого больше прав.
Действительная задача сбережения народа России не столько в том, чтобы права отдельного человека соблюдались, сколько в том, чтобы сберегать народ, чтобы не возникало отчуждение людей, элит, а значит, отношений собственности и правовых антинародных отношений-конфликтов. В западной цивилизации, где отчуждение людей не позволяет им жить миром, необходимо соблюдение прав человека, хотя наличие элиты означает, что права человека не соблюдаются, раз нет мира, а есть господство элиты над людьми.
Акцентированное внимание на соблюдении прав и свобод человека означает наличие угрозы сбережению народа, живущего только миром. Требуется оздоровление общества, возврат к жизни миром на природе, где нет отчуждения. Так жила российская деревня, а это проверенный многовековой исторической практикой опыт сбережения народа и накопления человеческого потенциала. В такой жизни народом рождаются самородки и богатыри, народные таланты, что и означает накопление человеческого потенциала.
Размышления об устойчивом долгосрочном развитии России, о сбережении народа России и развитии человеческого потенциала формируют понятие хозяйства как жизнедеятельности в отличие от экономики и социально-экономического развития. Народ живет в единстве с родной природой хозяйством миром.
В мегаполисах народ не живет, а существует, пребывает и деградирует, поскольку разрушается накапливающая человеческий потенциал связь поколений с Родиной. Экономический способ существования не формирует потребности в детях, чему способствует пенсионное обеспечение. Отсутствие потребности обеспечить старость созданием многодетной семьи, воспитанием детей порождает демографические проблемы.
Комфортное существование вне природы исключает жизнеутверждающие трудности и труд как потребность их преодоления, в результате в человеке не формируется базовая ценность «жизнь».
В приоритете жизни как главной российской ценности выражается суть крестьянского менталитета, присущего народу России, в отличии от буржуазного менталитета Запада, который повернут на правах отдельного человека. Ценность жизни народа на родной земле, что и означает народнохозяйственный уклад, совсем не тоже самое, что право человека на жизнь, просто запрещающее его безнаказанно убивать. То, что человека не убивают, совсем не значит, что он живет, а не существует как биоробот, что он часть народа, который в нем живет и создает его человеческий потенциал.
Особенность России, ее народнохозяйственная крестьянская природа, проявляется в невозможности отчуждения народа от земли и создания рынка земли, а также в невозможности отчуждения поколений и создания рынка рабочей силы, где обездушенный, лишенный духовных скреп человек торгует своей рабочей силой как собственностью. Создание рынка земли и рынка рабочей силы, присущее развитой экономике, разрушает российские духовно-нравственные ценности, разъединяет народ России и ведет к распаду страны.
Российское государство по своей народнохозяйственной природе принципиально иное, чем на Западе, поскольку в основании его лежит единство народа с землей. Власть земли в России не уничтожена властью города, идеологией. Ценность жизни как высшая российская ценность об этом свидетельствует. Возрождение деревень Нечерноземья является долгосрочной стратегией сбережения народа России и развития человеческого потенциала.
Автор: д.э.н. И.В. Пшеницын.
#философияжизнивестникрп
Пoнравилось? Пoделитесь с дpузьями!
Мы во всех социальных сетях: @vestnikrp