Представить нашу жизнь без недвижимости невозможно. Своя квартира или дом – это то, что по нашим представлениям должно быть у каждого, признак обустроенной жизни и один из самых ценных активов. Но на одной планете с нами живут (и неплохо живут) люди, в жизни которых вообще нет такого понятия как «недвижимость».
Там, где не бывает недвижимости
По большому счету, само по себе понятие «недвижимость» в пустыне невозможно. Недвижимы там только скалы, а все остальное постоянно перемещается в пространстве: песок гонит ветром, камни «плывут» по песку. На таком основании нельзя выстроить дом. Да и построить его не из чего, ведь дерево получается только импортным, на месте растет только колючий кустарник, которого не всегда хватает на дрова для приготовления пищи.
При этом убежище от сурового климата было бы очень кстати. Условия в пустынях похожи на космос: на солнце царит испепеляющий зной, а ночью, при сухом воздухе без облаков температура может упасть на 25-30 градусов.
Движение - жизнь
Арабское слово «бадавийун», от которого происходит русское слово «бедуин», означает «жители пустынь». Они веками оттачивали искусство жить в песках на севере Африки, в Аравии и вплоть до Междуречья.
Традиционно они кочевали от одного скрытого в пустыне источника к другому и так всю жизнь. Оставаться на одном месте невозможно – скот и люди рано или поздно выпьют всю воду и съедят всю скудную растительность, погубив оазис. Нужно дать ему отдохнуть, а зарабатывать деньги можно купеческой торговлей с оседлыми народами или продавая им баранов, коз и изделия из их шерсти. Так что вся жизнь бедуинов представляет собой одно большое путешествие с периодическими остановками.
Архитектура на песке
Образ жизни определяет архитектуру бедуинских жилищ. Сами они называют их «бейт аш-шар», дословно «шерстяной дом». Такие «дома» могут быть разной формы и размера, все зависит от вкуса и достатка владельца и их функции. Но есть неизменные выработанные веками принципы, основываясь на которых ставится любой бедуинский дом.
Основа любого пустынного дома – традиционная плотная ткань ас-саду из козьей шерсти темного цвета. Козья шерсть ценится за легкость и тонину, что позволяет делать из нее гораздо более плотный материал. Через такую покрышку не проникает ни жаркое солнце, ни вездесущая песчаная пыль. Так обитатели получают желанную тень и чистоту.
Главный элемент архитектуры – шесты из легкого и прочного дерева. В культуре и быту бедуинов вес вообще значит очень много, ведь и дом, и хозяйство приходится возить с собой. Сегодня часто пользуются шестами из алюминиевых труб, опять-таки, из-за веса. Эти шесты втыкаются в песок по центру будущего шатра и на них натягивается покров из ткани. Получается шатер конической формы или, если опор несколько, в форме сундука, края которого с трех сторон опускаются до песка и фиксируются растяжками, натянутыми к воткнутым в грунт колышкам. Четвертая сторона остается открытой и на ночь занавешивается специальной полосой из ткани.
Так получается шатер площадью от 20 до 130-150 квадратных метров. Делать его больше просто нерационально: лишнее место и лишний вес, который придется грузить на верблюдов.
Дизайн и интерьер
Жизнь в движении определяет отношение бедуинов к имуществу и обстановке. Ее, как правило, очень мало, и она очень компактна – на весь дом может быть один разборный кофейный столик, немного посуды, маленький шкаф и несколько сундучков для посуды и вещей, плюс светильники. Остальное добро составляют ковры, мешки, подушки и занавески. Все должно быть свернуто и упаковано за полчаса и еще полчаса на то, чтобы навьючить все хозяйство на верблюдов.
Невзрачный внешний вид домов с лихвой компенсирует обстановка: яркие цветастые арабские ковры, пестрые ткани, отделанные медью и серебряными гвоздиками предметы мебели.
Ковры в «шерстяном доме» выполняют несколько функций. Во-первых, это теплоизоляция, от раскаленного песка днем и от стремительно остывающей поверхности ночью. Во-вторых, через плотно свалянную шерсть не проникает песок и пыль. В-третьих, что немаловажно, бедуины давно заметили, что шерстяные ковры не любит всякая ядовитая нечисть в виде пауков и скорпионов, которые часто встречаются в пустыне. На коврах и сидят, и спят, и разгораживают ими помещение, и они же служат главным украшением жилища.
Правила и половины
Как всегда на Востоке, обычаи прочнее любых каменных стен. В бедуинском доме есть незыблемые границы, которые категорически нельзя пересекать.
Так, все пространство делится на две основных части. Одна называется по-арабски «аль-маджлис» и считается «мужской». Там собираются мужчины, принимают гостей, там же хранится оружие и другие традиционно мужские вещи. Другая половина называется «аль-харам», отгорожена особо и отведена строго для женщин и доступ туда имеют только члены семьи. С той стороны раскладывают очаг для приготовления еды, хранятся запасы пищи, посуда и женские вещи.
Традиции и хайтек
Сегодня огромное число бедуинов осело в городах, променяв вольную жизнь в пустыне на комфорт и удобство городской цивилизации. Считается, что ушли в прошлое набеги и кровная месть, хотя война у бедуинов всегда считалась вторым из двух достойных для мужчины занятий, помимо торговли. Но все равно, как минимум несколько миллионов странников по-прежнему неторопливо перемещаются по всему песчаному поясу Северной Африки и Ближнего Востока.
У «шерстяных домов» сегодня можно заметить солнечные батареи и антенны спутникового интернета и телефонии. Рядом тарахтят бензиновые генераторы, а среди стада верблюдов может затесаться джип. Внутри попадаются миниатюрные автомобильные холодильники, вентиляторы и электропечи. Однако даже в XXI веке жизненная философия настоящего бедуина остается прежней: жизнь — это путешествие, а дома он там, где ставится «шерстяной дом».