В первые месяцы ВОВ Красная армия понесла огромные потери. Пало в боях к концу 1941 года – 2.9 млн. солдат и офицеров, попало в плен – 3.6 млн. Потери танков составили – 20.5 тыс. из 23 тыс., что имелось к началу войны, самолетов – 10.5 тыс. Причиной тому были, как неожиданное нападение гитлеровской Германии, так и гениальная тактика блицкрига (не путать со стратегией "быстрой войны").
Тактика скоротечной войны.
Данная тактика заключалась в том, что немцы нащупывали слабые места в обороне РККА, как правило, это были стыки армий, и наносили там мощный удар с помощью авиации, мотопехоты, артиллерии и танковых частей. Оккупанты, как нож в масло, вонзались в глубокий тыл и окружали соединения. Они лишали их возможности снабжения боеприпасами, топливом, техникой, продовольствием, а потом легко добивали.
Тактика блицкрига была отработана в 1940 году во Франции и годом ранее в Польше. Наши генералы её долго не понимали, так как она стала для них полной неожиданностью. Командование РККА готовилось воевать по старинке, как в Первую мировую и Гражданскую войну. Правильно сказал У. Черчилль, что:
"Генералы всегда готовятся к прошедшей войне".
Тем не менее СССР в 1941 г. спас массовый героизм советских солдат и офицеров. В безнадежной ситуации и вопреки обстоятельствам они сражались не жалея своей жизни, часто с намного превосходящими силами врага. Дерзкий рейд танка Т-28 по захваченному врагом Минску именно такой случай. Подвиг просто фантастический и именно о нем пойдет речь в текущей статье.
Рачительный кладовщик.
Все началось со старшего сержанта Дмитрия Малько, который заведовал складом в военном городке под Минском. Линия связи со штабом была повреждена противником, а на складской территории всё ещё оставалось несколько прибывших из ремонта броневиков и танк Т-28. Дмитрию, как бывшему танкисту, было жалко оставлять фашистам мощную бронетехнику. Поэтому он попросил разрешения у начальника, майора Денисковского, следовать на танке в тыл.
К 1941 году Т-28 хоть и морально устарел, но превосходил по мощи почти все немецкие танки того времени. Однако во время отступления у Т-28 заглох мотор. Малько – опытный механик-водитель пообещал майору, что машину отремонтирует и догонит колонну. К сожалению, своих догнать не удалось, зато в результате всех мытарств экипаж пополнился майором по фамилии Васечкин и четырьмя курсантами артучилища.
Путь на восток оказался отрезан фашистами. Тогда было решено доехать до военного городка, там укомплектовать боевую машину снарядами и патронами к пулеметам, залить полные баки соляркой и ворваться в захваченный немцами Минск. Кроме того, дерзкие красноармейцы на полном серьёзе запланировали устроить там разгром и уйти на Борисов, где находились части РККА.
— А может, двинуть на запад? – предложил Николай Педан. Все удивленно переглянулись.
— Как на запад? Через Минск? – переспросил широкоплечий курсант со смуглым, обветренным лицом.
— А что? – вмешался я в разговор, поняв заманчивость предложения Николая.
— Товарищ правильно говорит – именно через Минск. Город я знаю хорошо, проведу танк без задержек.
"За рычагами танка", Д. И. Малько.
"Безумству храбрых поём мы песню".
Танк материализовался на окраинах Минска в обед 3 июля. Первых фашистов красноармейцы обнаружили в районе улицы Ворошилова, их было 15-20 человек. Они неспеша загружали в машину "шнапс" с местного ЛВЗ и ничего не подозревали. До грузовика оставалось всего 40 м, когда курсант Николай Педан открыл огонь из правой башни и через пару минут все было кончено.
Преодолев мост через реку Свислочь, бойцы повернули на Гарбарную, проскочили рынок и вдруг с ул. Ленина выехала колонна мотоциклистов. Гитлеровцы передвигались очень вальяжно, как на параде в два ряда, держа дистанцию. Танк помчался им навстречу, ведя пулеметный огонь из обеих башен. И через пару минут колонна была полностью разгромлена.
Красноармейцы переместились на Советскую, оттуда свернули на Пролетарскую. Она была буквально забита гитлеровской техникой: грузовиками, автоцистернами и танками. Т-28 открыл огонь из всех видов оружия. Рвались боеприпасы в грузовиках, пылали цистерны, горел и плавился асфальт. Гитлеровская свора не знала, где спрятаться, ведь везде их находили очереди из пулеметов.
Когда целей уже не осталось, Т-28 развернулся и опять понесся по ул. Советской. Затем боевая машина свернула вправо, переправилась по мосту через Свислочь и приблизилась к парку Горького. Там стояло около 20 грузовиков, а также вражеские танки. Гитлеровцы всматривались в небо, предполагая, что разгром на Пролетарской устроили сталинские соколы, но удар их ждал с земли.
Снова Т-28 открыл огонь из пушки и пулеметов. Взрывались грузовики, падали сраженные фашисты. Все горело. Но заряжающий Наумов предупредил, что осталось всего 6 снарядов. Майор приказал прекратить стрельбу. Танк на полной скорости помчался дальше. Миновали Круглую площадь, выехали на Долгобродскую. Малько заметил, что редкие прохожие радовались, увидев советский танк, а мальчишки неистово махали руками. Впереди уже виднелась окраина города – Комаровка, а оттуда было рукой подать до выезда на Борисов.
К несчастью на выезде из Минска у немцев находилась батарея противотанковых пушек. Фашисты открыли огонь, но Т-28 мчался на полном ходу в эпицентре разрывов. Только везение не могло продолжаться вечно. Вскоре гитлеровский снаряд повредил моторный отсек и начался пожар. Следующий угодил в башню. Так в районе Комаровской развилки закончился героический рейд по оккупированному врагом Минску.
Потери фашистов составили: 10 танков и бронемашин, 18 грузовиков с боеприпасами, 3 автоцистерны и около 350 солдат и офицеров.
Заключение.
"Когда я пришел в себя, то сначала не мог понять, где нахожусь. Потом осмотрелся и увидел, что лежу в огороде, прикрытый картофельной ботвой. "Кто-то из жителей помог", – подумал сразу же".
"За рычагами танка", Д. И. Малько.
Дмитрий Иванович был ранен осколком, но выжил. С радостью отпраздновал Победу и поведал о фантастическом случае в книге, изданной в 1986 г. Федор Наумов до последнего сражался в партизанском отряде. Майор Васечкин и два курсанта пали в бою, когда выбрались из горящей машины. Инициатор боевого рейда – Николай Педан 4 года томился в плену, а в 1945 г. его освободили. Педан и Малько после войны несколько раз встречались, первый раз в 60-е годы.
Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и делиться своим мнением в комментариях. Не забывайте, что эти простые действия влияют на развитие канала. Спасибо за внимание и всего доброго.