С одного года и до трех ребенок учился ходить, манипулировать предметами, разобрался какой для чего нужен: ложкой едят, молотком стучат, папой играют а бабушку воспитывают. У него развивается мышление и восприятие. Он понимает, что зеленая не только трава, таким может быть еще и мяч. А круглый не только мяч, но и яблоко. Это значит, что он может разделить предметы на классы: круглые, зеленые, пупсики и тому подобное.
Мышление в этом возрасте наглядно действенное, он думает образами и действиями. Как это? Все его потребности решаются конкретными действиями с конкретными предметами. Сложно ему понять что дома есть такая же конфета как в магазине, сложно отложить свое желание на 30 минут. Есть конфета на прилавке, есть желание ее съесть сейчас: «Купи, папа, конфету!». Что делать? Бесполезно убеждать и сотрясать воздух, мол как ты не понимаешь, есть у нас такая конфета вот придем домой, поужинаем и ты ее съешь - это все тарабарщина. Понимаете? Он не думает так как мы - словами и логикой, только время потратим на эти разговоры. Лучше всего переключить его внимание. Или купить конфету, или не купить, не все же желания нужно выполнять, легкая неудовлетворенность жизнью и папой для ребенка тоже полезна.
Ребенок думает целыми ситуациями, он не способен пока разделять их на части и выявлять главное, второстепенное, причины и следствия. Задача взрослого в общении с ребёнком - анализировать и выделять отдельные детали ситуации.
- Мама, кошка убежала.
- Да, кастрюля упала, кошка услышала громкий звук, испугалась и убежала.
Таким общением мы учим его думать, разбирать целое на части, выделять причины и следствия. Скоро он научится делать это сам.
Какие у него представления о себе? Ровно такие как о нем говорят окружающие взрослые. Замечания, игнорирование маленьких успешных попыток, критика - это приберегите для детей постарше. Хвалите, замечайте успехи, поощряйте - растите его самооценку. Зачем нам неуверенные в себе дети?
К трем годам малыш меняется. Появляется негативизм, агрессия, упрямство, обесценивание взрослого и свое мнение. К этому возрасту у ребенка появляется ощущение того, что он отдельный, не похожий на других, самостоятельный человек. Я - сам. Они начинают спорить, делать наоборот, по своему, бывают агрессивными, скандалят. Главное, что нужно помнить - это пройдет.
Когда родители препятствуют самостоятельности, слишком сильно опекают, запрещают и жестко руководят, выдвигают высокие требования они мешают развитию детей. У таких детей формируется низкая самооценка и неуверенность в себе.
Когда родителя давят упрямство и агрессию они не проходят естественным путем а остаются с ребенком, становятся свойствами его личности.
Все это отразится на учебе, общении со сверстниками, на всех видах его деятельности в будущем. В младшей школе ему будет тяжело найти компанию друзей, он будет боятся отвечать у доски, не будет уверен, что справится, потому что родители не давали ему перепрыгнуть с табуретки на диван в возрасте трех лет. В подростковом возрасте его агрессия и способность видеть все в негативном свете усилятся десятикратно и он возненавидит весь мир когда у него выскочит прыщ на носу.
Эмоциональные реакции очень сильные - это нормально. Когда ребенок падает на пол в магазине из-за того, что ему не купили игрушку и закатывает дикую истерику - это не плохо, это не значит, что он больной и его нужно вести к психологу или неврологу - это нормально для него сейчас. При этом настроение меняется стремительно - увидел или услышал что-то приятное, слезы еще не высохли а он хохочет. Все это признаки нормального развития, эмоциональная сфера очень подвижная.
Вот если наоборот, ребенок застревает в негативе надолго и хорошие новости не меняют его настроения, то это подозрительно. Сломалась игрушка, он плачет, мама хочет его обрадовать и предлагает любимое угощение, а он не радуется. Вполне возможно, что сейчас его действительно не радует угощение, значит попробуйте что-то другое, задача: переключить его на позитив, настроение в этом возрасте способно меняться быстро т.к. эмоции и отношение к событиям еще не фиксированы.
Кризис трех лет, как и любой другой кризис, звучит тревожно. Но, он не страшный вовсе, задумайтесь - ваш малыш вдруг почувствовал себя отдельным, ощутил в себе «Я», где-то возникла идея «Я - сам». Такой маленький лучик больших дел в долгой и разнообразной жизни, которую ему суждено прожить. Это не значит, что он теперь в нас не нуждается, мы еще долго будем нужны ему на этом пути. Он не отдаляется а лишь переходит на новый уровень отношений с нами, еще более крепких и разнообразных отношений.