Найти в Дзене
Андрей Сталк

Кошмар Дарвина

"Кошмар Дарвина", 2004, Австрия
"Кошмар Дарвина", 2004, Австрия

Пятиминутка сострадания

Задал себе давеча вопрос, фамилию какого режиссера-документалиста я могу с ходу назвать? Не особо впечатлился ответом – Дзига Вертов, классик жанра, Майкл Мур, серпом сенсаций по яйцам толерастии и Жак-Ив Кусто, гуру маринистики. И это не удивительно, причем, готов с любым биться об заклад, что добрую сотню режиссеров игрового кино назову без мысленного напряжения. Такова жизнь, документалистика давно и прочно сидит в низших лигах киноискусства. В основном, это незатейливые передачи на злобу дня – «Мы открыли детский сад». Событие может быть и помасштабнее – условно, концерт Металлики в Будапеште. Фильмы разоблачения, «Он вам не Димон», шок-контент, что-нибудь пикантненькое, про рептилоидов, по ночам сплющивающих Землю, профессионально кухонно-автомобильное. И вершина – высокобюджетное пустое кино про какую-нибудь саванну или брачные игры опоссумов. Денег и славы, как правило, на этом не заработаешь, поэтому в документалистику идут не чающие добиться успехов в обыкновенном кино.

Кое-что из отснятого материала номинируется в конкурсах в соответствующе введенных категориях. «Кошмар Дарвина» получил номинацию на «Оскара» в 2006 году и какой-то второстепенный приз в Венеции в 2004. Мучили, выжимали, как видим, проект долгое время. Танзания. Крупное озеро Виктория на-гора выдает тонны нильского окуня (или щуки, в других переводах). Всю рыбу пакуют в самолеты и везут на стол богатого Севера. Негры недоедают, ходят в тряпье, а злые русские летчики привозят взамен горы оружия, чтобы у афроафриканцев никогда не наступило светлое будущее. Печальный сюжет почти на два часа, упомянутые фестивальные ласки и крошечный интерес обыкновенного зрителя, выраженный как количественно, так и материально.

Ну, что же, будем верить увиденному. Негры в кадре действительно бедные, но особо по этому поводу не парящиеся, и. уж, точно не переживающие, что с рыбой в озере, что-то не так. Пожалеть проститутку Элизу, поющую «Танзания!», которую, говорят, к концу съемок убили? Так у путан во всем мире ремесло рисковое. Да, отборную рыбу экспортируют, но груды остатков явно не способствуют превращению туземцев в узников Освенцима. Детишки радостно смеются и весело дают друг другу в ухо, сражаясь за рыбий хвост. Здоровое нищее детство. Злые русские возят оружие только в фантазиях создателей, в кадре все, кому задают, этот вопрос недоуменно пожимают плечами, и в отличие от техасских реднеков, нервно кобуру на бедре не поправляют, в виду отсутствия оной.

И, самое противное в фильме, лицемерие создателей картины. Ах, смотрите, как плохо живут африканцы, дайте нам за это премию или грант какой. Это вы, французы, бельгийцы, австрийцы (страны, указанные в титрах произведения) кровно заинтересованы, чтобы они так жили. Чтобы у вас на столе всегда была деликатесная рыбка, надо держать Африку впроголодь. Если у неё появятся деньги, они исчезнут у вас. Закон сохранения энергии, ничего личного. Кстати, упомянутое в фильме озеро Виктория названо не в честь победы, а в честь былой английской королевы, ведь его на суахили веками племена так называли. Разумеется, Вам плевать с высоты сгоревшего Нотр-Дама на жизнь аборигенов, новость, что зарезали на Гроте-Маркт парочку бюргеров всполошит благородное общество куда сильнее, чем сведения, что за день в трущобах Дар-Эс-Салама помирают с голодухи тысячи жителей. Нет, цивилизованные граждане честно сдадут какому-то фонду почти новые джинсы двухлетней носки, перечислят по случаю сдачу от завтрака и, может быть, показательно приложат батистовый платочек к уголкам глаз при просмотре «Кошмара Дарвина». Что там дальше в программе, конкурс Евровидения? Все болеем за бородатую женщину.

#Африка #Виктория #Документальное кино #танзания #номинация на оскар