Найти в Дзене
Мытищинский Музей

Народные промыслы. Федоскино.

-2
-3
-4
-5
-6

Коллекция произведений федоскинских мастеров, хранящаяся в нашем музее, является одной из самых интересных в России и отражает все направления и этапы творчества художников – миниатюристов.

Федоскино одно из старейших сел Московской области. Здесь впервые в России в 1795 году была основана лаковая мануфактура. Первыми мастерами в Федоскино были иностранцы, а первыми изделиями из папье-маше – лаковые козырьки для армейских киверов и табакерки для нюхательного табака.

Папье-маше делается из древесного картона, который проходит много различных операций, оклеивается крахмальным клейстером, проваривается на заготовки и покрывается многослойным лаком. Материал получается необыкновенно прочным.

Крышки изделий расписывались пейзажами и бытовыми сценками. Роспись велась колонковыми кисточками масляными красками.

Позднее П.В. Лукутин расширил это предприятие и в качестве художников стал привлекать крепостных крестьян, которые превзошли иностранных мастеров.

В течение целого века существовала эта фабрика. Работающие на ней народные мастера применяли некоторые своеобразные живописные приемы росписи, привнесли в лаковую миниатюру свое понимание композиции и цвета, народную меткость и правдивость в трактовке сюжета, ввели интересные жанровые мотивы, такие как «тройка» и «чаепитие».

Изделия федоскинских безымянных мастеров приобрели широкую популярность и были известны как «лукутинские».

Они являлись одним из видов декоративно-прикладного искусства, предназначенного для украшения быта. Лаковая миниатюра как искусство формировалось под воздействием русской живописи 18-19 вв., народного творчества и народного лубка.

Художественный образ вещи являлся синтезом утилитарных и декоративно-художественных функций.

В 1904 году фабрика была закрыта ее разорившимися владельцами. Благодаря хлопотам местной учительницы Л.Д. Державиной народные умельцы создали свою трудовую артель. Артель эта сохранилась и в годы Гражданской войны, и в последующие годы. Она явилась продолжателем искусства народной миниатюрной живописи.

С момента основания и до сих пор ведущее место в Федоскинской миниатюре принадлежит бытовому жанру: пляски, хороводы, сельские сцены. Для них характерна большая эмоциональная окраска и художественная выразительность образов. Задушевность и теплота чувств.

В сюжетах «чаепитие», «тройка» авторы раскрывают внутренние черты, присущие простым русским людям. Праздничностью, яркостью образов отличаются эти произведения, выполненные в духе народного фольклора. На миниатюрных шкатулках видны не только различия одежды людей, но и различаются их характеры.

Художники певцы родной подмосковной природы. При работе с пейзажами мастера чаще всего обращаются к изучению натуры, делая предварительные зарисовки и этюды.

Сюжеты русских сказок дают широкий простор для фантазии, позволяют художникам использовать традиционные декоративные приемы. Мастера в совершенстве владеют «секретами» федоскинской миниатюры: письмом по «сквозному» - многослойной живописью прозрачными красками по подкладке из листочков сусального золота или металлизированному фону, по перламутру, его разнообразному соединению с «плотным» письмом. Для такого письма характерна ювелирная тщательность проработки деталей, а также тонкость тональных соотношений, достигается нежность и изысканность колорита. По «сквозному» - интенсивность звучания усиливается блеском металлической подкладки и черным фоном.

История федоскинской миниатюры – это история коллективной работы многих поколений. Миниатюристы Федоскина любят копировать работы крупных русских художников и создают свои собственные композиции.

Вся продукция разделяется на творческую и массовую. Творческая пишется наиболее одаренными мастерами. Изделия массового выпуска – всеми мастерами по образцам, созданным ведущими миниатюристами. Всю живописную работу художник пишет от начала до конца. Никаких оптических приборов и технических приспособлений художники не применяют.

Федоскинская миниатюра – это поистине сказочная страна. Но рассказывая о Федоскине нельзя умолчать о других лаках, золотых звездах лаковой живописи. Именно Федоскину обязаны своей славой Палех, Мстера, Холуй.

До революции 1917 года Палех и Мстера представляли собой два центра иконописи. В советское время, позаимствовав у федоскинцев технологию изготовления полуфабрикатов, мастера Палеха, Холуя и Мстеры стали расписывать его темперными красками.

Палехская миниатюра, в отличие от федоскинской, сильнее стилизована, более условна, ей свойственна поэтическая сказочность, удлиненные пропорции человеческих фигур. Обилие золотой штриховки, которая наносится на окончательном этапе работы, придает миниатюре графичность. Для Мстеры характерна «ковровость», мягкость колорита, глубина пейзажных фонов. Живопись Холуя ближе к реалистическим формам Федоскина.

Подробнее читайте на сайте Мытищинского историко-художественного музея: https://mytyshimuseum.ru/

#Мытищи #Мытищинскиймузей #мытищимузей #нашеподмосковье
#гоМытищи #культураМытищи #Московскаяобласть #Мытищи2022 #Федоскино #нацпроекткультура