Сегодня читала общую лекцию о детских книгах на городском мероприятии, решила выложить текст лекции и картинки из небольшой презентации. Впереди очень много текста обо всём и по чуть-чуть (высказываю сугубо личное мнение, доброжелательная дискуссия в комментариях приветствуется).
Начнём!
Меня зовут Ольга, у меня две дочки — старшей 9, младшей почти 5. Чуть больше 8 лет я собираю детскую библиотеку, за это время с одной полочки она разрослась до 4 стеллажей, где стоит примерно 3000 книг.
В какой-то момент мне захотелось рассказывать о книгах, которые я читала дочке, так, более 6 лет назад, появился блог в инстаграме и канал в телеграме о детских книжках.
Когда начинать читать ребёнку?
В идеале — с рождения. Конечно, это будет не классическое чтение, ведь малышу нужен голос родителей и их прикосновения, а не непонятная картонка, он пока не может сидеть на руках у родителей и фокусировать взгляд на картинке. Поэтому в ход идут песенки, потешки, стихи, которые вы знаете наизусть, сопровождаемые поглаживаниями или лёгким массажем. Я во время купания вообще рассказывала Мойдодыра и Человека рассеянного.
Малыши лучше всего реагируют именно на поэзию, здесь можно обратиться как к народному фольклору, так и к творчеству современных авторов.
При выборе книг с народными потешками обращайте внимание на иллюстрации, потому что позже, когда малыш подрастёт, вы будете много раз перечитывать книгу вдвоём. В этом вопросе я приверженец классики и за вариант эталона принимаю иллюстрации Юрия Васнецова, их смело можно брать за основу, добавляя видение современных художников.
И здесь мы мягко подходим к холиварному вопросу:
Читать только книги, на которых мы выросли сами или же окунуться с головой в современную литературу, преимущественно зарубежную?
У меня дома много переводных книг, очень много! Но когда старшая дочка только родилась, первые авторы, о которых я вспомнила, были хорошо мне знакомы — Маршак, Чуковский и Барто, что логично. И лишь потом я по чуть-чуть начала узнавать о современных авторах.
Сейчас я стараюсь придерживаться некой золотой середины.
Современные дети живут в другом мире, нежели мы и наши родители, с другим темпом жизни и совершенно другими развлечениями. Им хочется читать книги про себя, то есть про детей, таких же, как они, поэтому я за современных авторов, как отечественных, так и зарубежных.
Мы же сами хотим смотреть новые фильмы и сериалы, читать современные бестселлеры, лишь время от времени возвращаясь к старым, любимым фильмам и книгам.
Но почему детям стоит читать и проверенную временем классику?
Чтобы дети росли в едином культурном пространстве, ведь в той или иной степени почти все дети знакомятся со сказками Чуковского и Михалкова, знают стихи Маршака и Барто.
Тот, кто не знает, например, сказок Пушкина, будет восприниматься остальными неучем, поэтому с классикой знакомить надо. Лучше всего с этим, конечно, справляется школа, но такими методами, что любовь к чтению чаще всего убивает на корню, нежели прививает.
Почему надо читать детям?
Мне повезло — обе дочки с раннего возраста проявляли интерес к книгам, а отказ от чтения воспринимался как трагедия и вообще наказание. Но помним, что все дети — разные. И часто в семьях один ребёнок читать обожает, а другой не может усидеть на месте, не смотрит картинки, отказывается слушать, закрывает маме рот руками или вообще убегает.
Многие родители согласны с тем, что книги несут пользу детям. На что объективно влияет ежедневное чтение?
1) огромный пассивный словарь, который плавно переходит в активный по мере взросления ребёнка;
2) сложная, разнообразная речь, отличная фантазия, развитие эмпатии;
3) бесконечное число ролевых игр по сюжетам книг, здесь можно направлять ребёнка, взяв инициативу на себя, если он сам пока этого не придумал. Здесь же и творчество с детьми по мотивам прочитанного, можно даже свою книжку сделать вместе с ребёнком и регулярно её перечитывать;
4) близкий контакт ребёнка со своим взрослым. Дети больше всего на свете ценят персональное время, посвящённое только им;
5) также чтение — один из важных пунктов в общем ритуале засыпания, оно расслабляет и успокаивает ребёнка.
Но книгу мало купить, её надо читать! И вот тут самая большая проблема для многих взрослых, для которых телефон/планшет/телевизор гораздо удобнее. Их дал ребёнку в руки и можешь заниматься своими делами, красота же (*сарказм).
Мы регулярно берём книжку в поликлинику, где надо сидеть в очереди. И часто кто-нибудь из детей из очереди подходит и садится рядом, слушает, как я читаю своим. Если нет книжки, развлекаю игрой в слова, что-то считаем или читаем надписи на дверях.
Редко могу и игру на телефоне включить, я не буду надевать белое пальто и говорить, что не делаю так.
Но из игр у меня стоит Груффало, где есть пазлы, игра в крестики-нолики и ещё пара простеньких игр, да электронная энциклопедия растений и насекомых, тоже по мотивам книги «Энциклопедия мышки», которая выходит в изд. Самокат. При этом телефон находится в руках у меня и играем мы вместе, то есть я трачу на это своё время.
Про издательства
Не секрет, что самый большой ассортимент и оборот имеют гиганты Эксмо-АСТ, их книги можно найти в любом сетевом книжном и на маркетелейсах.
Их книги у меня конечно есть, но мало. Большую часть домашней библиотеки составляют книги других издательств: Самокат, Розовый жираф, Белая ворона, Мелик-Пашаев, Речь, МИФ (МИФ, кстати, входит в издательскую группу Эксмо-АСТ), у меня скуплены почти все книги изд. Машины творения, где выходят книги Джулии Дональдсон (тот самый Груффало), много книг изд. Клевер, Нигмы, Поляндрии.
Есть книги и совсем маленьких издательств, некоторые из них появились совсем недавно: Неокнига, Лимонад, Динобукс, Лес рук и др:
Мир детской литературы велик и многообразен, порой невозможно выбрать ту самую книгу, которая заинтересует именно вашего ребёнка.
А если с раннего детства не привили любовь к чтению (с ней не рождаются, на самом деле это большой труд), но очень хочется, чтобы в условные 10 лет ребёнок полюбил читать, то придётся приложить много усилий и набраться терпения.
Начнём с того, что не работает:
1) чтение как наказание: не уберёшься на столе, будешь читать мне вслух 30 страниц;
2) поощрение за чтение: прочитай эту книгу и я куплю тебе ту игру (потерпи эту гадкую книжку и получишь вознаграждение);
3) выбор книги, которая не подходит по возрасту/сложности/интересам (это всё отпугивает, но никак не затягивает);
4) отправить ребёнка в книжный, чтобы он сам выбрал книгу. Если он не дружит с миром литературы, это будет случайная и, скорее всего, неудачная покупка. Взрослым сложно выбрать нужную книгу, что уж говорить о ребёнке? Если только он заранее сам чётко знает, что ему надо, тогда этот вариант принесёт пользу.
Что может помочь полюбить книги?
1) Чтение вслух перед сном, да, даже в 10 лет. Моей старшей дочери 9, мы до сих пор читаем перед сном. Обычно сперва читаем книгу для младшей, следом что-то объемное, под что младшая часто засыпает. Сейчас дочитываем «Необыкновенные приключения Карика и Вали». Надеюсь, что сохраню эту традицию ещё не на один год.
Здесь важно не ошибиться и не взять слишком сложную книгу. Иначе вы никогда не дождётесь ситуации, когда ребёнок сам возьмёт в руки книгу и продолжит её читать, пока вы на работе, так как нет сил терпеть до вечера.
2) Станьте примером для своих детей — читайте свои книги! Причём при детях, днём, чтобы они видели, что вы читаете. И на всякие простые просьбы смело отправляйте детей, мол, я читаю, извини, не могу оторваться, так интересно!
Если я читаю не бумажную, а электронную книгу в телефоне/ридере, то я разворачиваю гаджет экраном к ребёнку и показываю, что там книга, а не развлекательный сайт или магазин.
Дети должны видеть, что читать — это интересно. Знаю случаи, когда родители с рождения читали детям, а потом всё это сошло на нет, потому что вроде как они сами умеют читать и могут это делать, но в семье не было личного примера. Достаточно одного читающего родителя, у нас это я, в моей семье это была мама, у неё — её мама.
Хорошие и плохие иллюстрации
Пару слов хочу сказать про иллюстрации, вернее, про хорошие и плохие детские иллюстрации. Для многих родителей важными критериями при выборе книги являются:
— низкая цена;
— картинки чем ярче, тем лучше;
— много текста.
Поэтому забавно читать отзывы на условном Лабиринте про хорошую книжку-картинку: «Что здесь читать? Текста на 5 минут, за что я заплатила 400 рублей?!» Или негативные отзывы на виммельбухи, в которых вовсе нет текста, а истории надо составлять самостоятельно, описывая происходящее на развороте.
Чем плохи иллюстрации для малышей, которые часто встречаются в дешёвых картонках?
— слишком много вырвиглазных цветов;
— цветной фон, то есть нет контраста;
— выражение лица людей или мордочек животных одинаковые.
Особенно это плохо, когда в сказке есть кто-то злой, но он на всех разворотах улыбается с неизменным выражением.
Идёт противоречие текста и визуальной составляющей, а маленький ребёнок, который только знакомится с родным языком, через иллюстрации считывает смыслы и запоминает значения слов.
Да, книжки доступные, потому что дешёвые, да, лучше пусть читают хотя бы такие книги, чем не читают вовсе. Сложный вопрос! И вообще, это всё вкусовщина, сильно зависит от насмотренности и личного опыта каждого взрослого, который покупает книгу ребёнку. Лишь могу сказать, что своим детям лучше куплю одну дорогую книгу, но с теми иллюстрациями, что нравятся мне, чем 5 дешёвых, как на картинке выше.
Пример хороших иллюстраций, которые, кстати, не все взрослые могут принять и полюбить:
Это Эрик Карл, автор знаменитой «Очень голодной гусеницы». За всю жизнь он проиллюстрировал более 70 книг, большую часть из которых сам и написал. На русский переведено пока 11 книг, я ещё несколько покупала на английском.
С года мои дети обожали книги про зайчика Карлхена, которого придумала Ротраут Сюзанна Бернер. Они тоже на белом фоне и с множеством деталей, мы то искали божью коровку, то что-то считали или называли цвета.
Из отечественных художников шикарные иллюстрации для детей от 1.5 лет у Владимира Конашевича, Владимира Сутеева, у Юрия Васнецова, о котором говорила ранее. Это всё старая школа, совсем новые малышовые книги я сейчас не особо отслеживаю, к сожалению, но если на глаза попадается какая-то книга, сразу для себя решаю, купила бы такое или нет.
Вернёмся к детям постарше и самостоятельному чтению.
Ещё одна из ошибок, которую совершают родители — это обесценивание, особенно часто в отношении комиксов.
Многие до сих пор считают комиксы недолитературой, книжным попкорном, не более. Мол, что там читать? Одни картинки!
Кстати, пришла к выводу, что многие люди не умеют читать комиксы: они видят только текст, не считывая визуальную информацию. А в графических романах и комиксах процентов 60 информации передано через графику.
Зато ребёнка не пугает даже толстый комикс! Если же сложить весь текст, напечатанный в комиксе, по объёму получится вполне прилично, даже родители будут довольны.
Моя старшая дочка обожает комиксы! И многие прочитала не один десяток раз, заучив их наизусть. Это серия про Эмиля и Марго (изд. МИФ), серия про ослика Ариоля (изд. Бумкнига), серия про девочку Лу (изд. Самокат). Так получилось, что пока что больше всего комиксов у нас именно от МИФа, все они читаны вдоль и поперёк.
Любовь к комиксам не мешает дочке читать и объёмные книги, причём читает она их значительно быстрее, чем я вслух перед сном. Она недавно ездила на спортивные сборы в Приморье, дала ей с собой одну книгу — «Тоню Глиммердал», автор Мария Парр, вы можете знать её книгу «Вафельное сердце», в Хабаровске в ТЮЗе по книге поставили спектакль.
Короче, было ошибкой дать лишь одну книгу, потому что за неделю она прочитала её 4 раза! А в книге 280 страниц.
Я сама обожаю подростковые книги, в последние годы переключилась на них со взрослой литературы. В мои 15 лет таких книг не было, так что навёрстываю.
Меня иногда спрашивают, что я буду делать с библиотекой, когда дети вырастут? И куда вообще девать малышовые книги, которые дети уже переросли?
Отвечу сперва на второй вопрос.
Я не спешу убирать книги, да и некуда. Младшей дочке в октябре будет 5, но она хорошо читает. Малышовые книги, которые я читала ей с года до трёх, она сейчас спокойно читает сама, чаще всего мне вслух.
Старшей 9, но это не значит, что она читает только книги на свой возраст. Она регулярно читает вслух младшей сестре её книжки, а часто просто берёт какую-нибудь книгу лет на 5 и читает себе в своё удовольствие!
И я никогда не говорю, что книга ей не по возрасту, потому что чтение — это про удовольствие. Just for fun, не стоит об этом забывать. И уже потом идут все поучительные смыслы, но главное — это получать удовольствие от книги, погружаться в выдуманный мир и проживать разные эмоции.
А что делать с библиотекой?
Любить и заботиться, в идеале сохранить для внуков. На самом деле у меня есть идея сделать частную библиотеку, где книги можно будет брать в аренду. Для этого надо делать электронный каталог и сайт, в этом направлении пока не сделано ничего.
Но у меня уже есть одна клиента, которая примерно раз в месяц берёт книги для двух старших детей. Там семья с богатым опытом походов в городские библиотеки, книги они возвращают в целости и сохранности. Этот момент был для меня самым сложным — кому-то дать свои книги.