Найти тему
В поисках смысла

В Таракановке завелись тараканы. В головах...Глава 16

Картина испанского художника Альберто Панкорбо. Открытый источник.
Картина испанского художника Альберто Панкорбо. Открытый источник.

Марина-Хэппи пробудилась от лая - хриплого, срывающегося на вой. Девушка разлепила веки. Мать- в ночной рубашке- нависала над ней. Верхняя губа дёргалась, обнажая тёмный пролом в зубном ряду. Из горла вырывался собачий лай.

«Икота!»

Таинственная болезнь северянок, известная исстари. Заболевшая издаёт звуки, напоминающие гавканье. А потом с языка срывается непотребная ругань. Поток проклятий невозможно остановить, какие бы усилия ни прилагала несчастная или её близкие. Считается, что насылают напасть колдуны -« икотники». Бывает, что человек выругается – и как будто тяжесть с плеч сбросит. Другое дело –икота. Этот словесный понос, или по-местному «худерьма», изматывает и истощает.

Вот и Маринкина матушка бледнела на глазах. Даже губы стали синюшные.

Дочь бросается в медпункт за фельдшерицей.

Измерив кровяное давление, та говорит:

-Надо бы в город отвезти…

-Не надо в больницу – так помру!-донеслось с кровати, куда уложили несчастную.

Медичка извлекла шприц, но Лариса наотрез отказалась «уколоться». И никакие уговоры не возымели действие. Уложив свой чемоданчик, раздосадованная медичка покинула избёнку. Только каблучки застучали по мосткам.

И тогда Марина-Хэппи побежала в монастырь. Отец Авель был занят приёмом паломников. Но девушка решила: пока не увидит настоятеля, не уйдёт. В помещении, где она сидела, было тепло и сухо. Просительница согрелась, чуть размякла и… перенеслась в « Другое Место». В красивый каменный дом с палисадником. На кованой ажурной скамье – дама, на коленях у неё- девочка. Улыбчивые приветливые лица обращаются к ней, Марине-Хэппи. Они кажутся знакомыми…Вау! Да это же она сама и мама её.

Картин итальянского художника Серджио Черчи. Открытый источник.
Картин итальянского художника Серджио Черчи. Открытый источник.

-Что случилось, чадо? –густой бас врывается в ухо.

-Мамка помират!

-Ступай домой и жди!

Отец Авель поворачивается, и от колыхания полы пробегает воздушная волна. Марина-Хэппи мчится домой. И правильно делает! Потому что над избой Кудреватых стелется чёрный дым. Лариса развела во дворе костёр и сжигает одежду.

-Мама, зачем?

- Тараканы завелись!

Пока тушила огонь, пока укладывала мать в постель, Маринка-Хэппи так притомилась, что заснула.

А разбудил яростный лай.

Он был громкий, но всё-таки не заглушал бас, читавший «Отче наш».

Гавканье сменилось мяуканЬем.

Картина Альберто Панкорбо. Открытый источник.
Картина Альберто Панкорбо. Открытый источник.

Отец Авель прервался лишь единожды-чтобы с мученическим видом смахнуть с носа капельку слюны, сорвавшейся с губ больной и пульнувшей в него.

«Если пойду и долиной смертной тени, то не убоюсь зла…"- Отчитчик переходит к Псалтири.

Хотя в избе прохладно, его лоб покрыт испарина.

Душераздирающие кошачьи вопли смолкают.

-Шиу- шиу- шиу…-Полчища тараканов выползают из рта, ноздрей и ушей матери. Та задыхается.

Маринка-Хэппи бросается в сенцы и бухается на колени:

-Господи, помилуй! Господи, помилуй!

Работа Альберто Панкорбо. Открытый источник.
Работа Альберто Панкорбо. Открытый источник.

Дверь отворяется. В лице Авеля-ни кровинки. Он кладёт ладонь с вздувшимися венами на темя девушки:

-Оставайся с Богом, чадо!

Проводив старца, Марина-Хэппи идёт к матери. Желтовато-синюшное лицо той неподвижно.

-Боязно мне…-шепчет ей в ухо доця.

Материнские веки ответно дёргаются.

Стукнула дверь. Вернувшаяся фельдшерица снова вытаскивает тонометр, потом говорит:

-Надо бы санавиацию вызвать.

Но Марина-Хэппи чувствует: уже не надо.

Она провожает медичку до ворот.

-Спасибо вам, тётенька!

В ответ та лишь касается к её плеча!

Мать лежит с открытыми глазами:

-Подушку под спину подложи!

Девушка бросается выполнять просьбу. Приподнимая тело, она опасливо оглядывает постель. «Ни одного усатого!»

Картина Альберто Панкорбо. Открытый источник.
Картина Альберто Панкорбо. Открытый источник.

-Мама, пить хочешь?

Лариса Ивановна качает головой -тусклые волосы падают на впадины щёк. Марина- Хэппи берёт гребень и причесывает больную. Потом расправляет одеяло.

- Не мельтеши, доця…

Девушка застывает на краешке постели.

« Глаза-то у матери ярко-голубые. Как у той, что в «Другом Месте».

- Чудышко ты моё! Как жить будешь? После меня…

-Жить буду хорошо!- доця и сама верит в то, что говорит.

* * *

После того, как удалось избежать катастрофы с книгами Светлана-Соломия задумала отблагодарить настоятеля. Она пригласила его на обед. Тот предложение принял, но намекнул: «Не хлебом единым…» Девушка намёк поняла.

В назначенный час раздаётся стук в ворота. Хозяйка спускается во двор, чтобы встретить гостя. За плечом отца Авеля маячит знакомая футболка. Светлана-Соломия с трудом справляется с собственным лицом.

Прежде решено вкусить пищи духовной.Они гуськом поднимаются на второй этаж. Замыкает шествие москвичка.

Иконы в так называемой молитвенной задёрнуты занавесками. Впритык к стене - неподъёмный кованый сундук. Светлана-Соломия бренчит связкой ключей.

И вот крышка поднимается- запах лежалой бумаги и чего-то ещё.

Эрик необычно собран, при этом будто забывает дышать. Ему предстоит встреча с Жанной. Каким нестерпимо долгим было ожидание! И вот его терпение вознаграждено. Жанна предстаёт перед ним. В красном марокене.

- Кожа с тиснением из Марокко использовалась для переплёта ценных книг!- оповещает отец Авель. –Для достижения своего любимого красного цвета африканцы применяли порошок «кармин». А известно ли вам из чего он готовился? Из насекомого под названием «кошениль».

До Альки все эти умности долетают, как сквозь вату: её внимание сконцентрировано на мужских руках, которые касаются красного переплёта.

-Как протестантское по сути учение оказалось у старообрядцев?- вопрошает Эрик, покрываясь испариной.

Картина Серджио Черчи. Открытый источник.
Картина Серджио Черчи. Открытый источник.

- Имеется одно предположение,- отвечает иеромонах.- Среди староверов Севера имелось немало «питерщиков». Это крестьяне, которые ходили на заработки в Питер. Возможно, наиболее продвинутые - «тайнодумы», - там и познакомились с этими идеями.

Пальцы коллекционера касаются бахромчатой потёртости на переплёте: здесь должно быть тиснение. Но вместо экслибриса подушечка указательного нащупывает неровность.

«Грызуны поработали?»

Але тоже дали подержать манускрипт, перетянутый толстой, выцветшей кожей. Медные застёжки поржавели и в некоторых местах скручены проволокой. Когда «московка» открыла рукописную книгу, в глаза бросились тщательно выполненные красные буковки. Пожалуй, это единственное, что она оценила по достоинству.

Что касается всего остального…

Страницы пожелтели, шелушились, кое-где обуглились. К её пальцам прилипла бумажная пыльца…

Пора уж и на стол накрывать, но хозяйка медлит, не решаясь оставить семейные сокровища без догляда. А посетители, не замечая течения времени, всё глубже погружаются в свои изыскания. Вот тетрадь в ветхом коленкоровой обложке. Чтобы странички не рассыпались, перетянута бечёвкой. Эрик тянет за узел, но он не поддаётся.

-Васёк, принеси ножницы!-командует сестра. Долго ждать не приходится. С молчаливого согласия домоправительницы Эрик разрезает путы.

-Рукописный сборник духовных стихов, -комментирует он, вглядываясь в выцветшие строчки. - Конец девятнадцатого века, самое позднее- начало двадцатого. Бумага обычная, без филиграни, сорок пять листов. Тексты написаны полууставом, четырьмя различными почерками. Заголовки и буквицы –красными чернилами.

-Мы от мира удалились

-Жизни скорбной посетились

-И от самых юных лет летъ

-Ищемъ твой благий советъ

-Господи помилуй

Картина Альберто Панкорбо. Открытый источник.
Картина Альберто Панкорбо. Открытый источник.

Эрик возвращает тетрадь в сундучное нутро, но уже в следующее мгновение остолбенело смотрит на очередной артефакт.

«Поморские ответы»!

Авторство принадлежит Андрею Денисову. Идеолог старообрядцев-беспоповцев обладал таким авторитетом, что основанный им в семнадцатом веке Выгорецкий монастырь стал крупнейшей обителью ревнителей «древнего благочестия». Более того –он был официально признан властями!

Главная идея «Поморских ответов»: у русского народа – особый путь, как христианский, так и исторический. Только Русь сохранила чистое христианство Стоглавого Собора 1551 года.

В отличие от старообрядцев-«скрытников», "денисовцы" не ожидали скорого апокалипсиса. Их главная цель – восстановление церкви старой веры, но на новом, соборном, а не на иерархическом основании. Пожалуй, они были христианами –демократами.

На книге - надпись:

« А сию книгу из дома никому не вынести и не продать и никогда не дать в подарок, а буде кто продаёт или даром кому отдаёт – того судит Бог!»

-Извините, но пора обедать! - Хозяйский голос нарушил благоговейную тишину.

Светлана-Соломия и Эрик обменялись беглыми взглядами – точно скрестились два клинка. Русский немец возвращает книгу на место. Будто укладывает в гроб дорогого человека.

Картина Альберто Панкорбо. Открытый источник.
Картина Альберто Панкорбо. Открытый источник.

За обедом отец Авель осведомляется о намерениях Беспоповцевых, «если, не дай Бог, дойдёт всё-таки до паводка».

- А мы к папе в Москву поплывём !- оповещает Васёк.

Сестра поправляет:

-Ты поедешь, а я останусь: на мне - дом, огород.

Картина Альберто Панкорбо. Открытый источник.
Картина Альберто Панкорбо. Открытый источник.

На это отец Авель замечает, что при такой погоде рассчитывать на урожай не приходится.

В какую-то минуту Василию слышится сиплый астматичный вздох- там, над их головами.

Голос старинного сундука?

Мальчик бросает на сестру, но та, занятая разговором, ничего не замечает. И тогда он выскальзывает из-за стола, чтобы подняться в библиотеку. И в этот миг его взгляд устремляется в окно, а за ним-жуёт жвачку и одновременно лузгает семечками Анка! Пацан замирает на полпути к цели, затем резко меняет маршрут.

Выйдя из-за стола, Эрик с нежностью гладит закруглённую спинку венского стула:

- Отлично сработано.

«Ну, и что из того?» По Алиному мнению, мебель Беспоповцевых напрочь лишена как эстетики, так и удобства. Взять хотя бы железную кровать с никелированными шариками. По утрам её следует заправлять, выравнивая складочки и выкладывая пирамиду взбитых подушек.- И кому это надо?

После ухода гостей жиличка запирается в своей комнате, а Светлана-Соломия несколько часов кряду яростно драит половицы, выбивает полосатые домотканые половички.

* * *

-Ну что, Эрик, убедился?

- Я под большим впечатлением, отец Авель.

-Сюда архиографы наведывались давно. Они и раскопали уникальные издания. Некоторые хранились в амбарах с мышами и уцелели чудом.

- И всё же не исключено, что могут встретиться подделки. В начале девятнадцатого века копирующих древность изданий выходило не так уж мало. «Старина» воспроизводилась искусно. Некоторые владельцы до сих пор считают, что хранят подлинные, «дониконовские» книги.

-Сомневаюсь, чтобы старообрядцы занимались имитацией древности.

-Простите, отец Авель, но вы же не специалист.

Картина Альберто Панкорбо. Открытый источник.
Картина Альберто Панкорбо. Открытый источник.

-А красный марокен? -глаза иеромонаха лукаво суживаются.-Случаем, не коленкор?

-Натуральная кожа. На протяжении 19 века большинство русских книг выходило из типографий непереплетёнными. Книжную одёжку изготавливали по индивидуальному заказу. Более того первый владелец красного марокена заказал и личное клеймо. Только по какой-то причине оно стёрто.

Показались монастырские ворота. Шаги настоятеля замедлились.

- Эрик, я хотел бы…-столь официальное обращение не сулило ничего хорошего.- Нам нужно потолковать.-Не кажется ли тебе,что ты ступаешь на минное поле?- Насмешливая и одновременно предостерегающая улыбка перерезала монашескую бороду.

-Уж не о беспоповских ли прелестницах речь, Олег Яковлевич? О, простите,отец Авель?

-И о девушках тоже.

Работа испанского художника Альберто Панкорбо. Открытый источник.
Работа испанского художника Альберто Панкорбо. Открытый источник.

-А если это любовь?- Эрик принимает делано серьёзный вид.

-Слово «любовь» в этом случае- неуместно. Другое–непечатно. Обойдёмся понятием «блуд».

Рука отца Авеля потянулась к волнистой бороде – точь в точь как у ассирийских царей в школьном учебнике Эрика.

-Простите, отец Авель, мою дерзость, но хотел бы спросить… Зачем вам всё это надо? Я имею в виду заботу о целомудрии вполне себе половозрелых девиц. Ведь это, как я понимаю, не входит в прямые обязанности монастырского настоятеля.

-Не входит.

Краткость ответа смутила вопрошавшего, и он повернул голову в сторону «ассирийской бороды», в прорези которой проглядывали белые, металлокерамические зубы.

-Я и сам задаюсь этим вопросом, - продолжил монах.-Наверное, всё дело в том, что я никогда не был просто... папой.

Он отпустил на волю волнистые ассирийские пряди, которые всё это время удерживал в пригорошне, после чего, не проронив ни слова, прошествовал через новые ворота.

Молодой человек остался стоять на мостках, покачиваясь с пятки на носок.

« Ничего не выйдет. Нужно сваливать».

Из сырого сизого воздуха вынырнул чёрный капюшон:

-Поговорить надо…

Он поплёлся за мешковатой курткой. Они свернули к реке. Как оказалось, целью прогулки была баня Беспоповцевых. Сверху закапало, и это укрытие казалось уютным. Тем не менее мужской голос прозвучал нетерпеливо:

-Что за игру ты затеяла?

-Тебе понравиться!- игриво откинулся чёрный капюшон.

- Не темни!

Заверещала молния куртки - обнажился свёрток.

-И что дальше?

Пальцы принялись освобождать ношу от тряпки. Показался марокен.

-Жанна! Откуда?

-От верблюда!

Мужчина резко опустился на скамью:

-Аж голова- кругом.

Картина Альберто Панкорбо. Открытый источник.
Картина Альберто Панкорбо. Открытый источник.

-« Когда кружится голова- позови знакомое дерево!»

-Что ты там бормочешь?

-Стихи.

-У тебя сигарета есть?-спрашивает он обречённо.

-Нету!

-Сколько ты хочешь за Жанну?

-Нисколько.

-Я серьёзно, Аленький цветочек!

-Я тоже.

-Чего ты задумала?

-Бартерную сделку.

-Давай пошагово.

-Я хочу, чтобы ты провёл со мной ночь…

Улыбка Чеширского кота раздвинула его губы:

- Где?

-Здесь.

Картина Альберто Панкорбо. Открытый источник.
Картина Альберто Панкорбо. Открытый источник.

-Как тебе удалось?-Он поводит подбородком в сторону книги.

-Когда посуду относила. Библиотека была не заперта. Замок от сундука лежал на крышке. Светка лоханулась.

-Но для чего?

-Это всё для тебя, Эрик. Я люблю тебя!

Слова, произведя заданную звуковую вибрацию, поглотились тишиной. От того, что реакции не последовало, возникло ощущение холодного звуконепроницаемого стекла.

Мужчина начал что-то методично проделывать с суставами пальцев, отчего они защёлкали.

-Прекрати! На нервы капает.

Эрик просьбе внял.

Поразмыслив, вытянул руки. Девушка вложила в них книгу. Он принял её со всевозможной осторожностью. Как бомбу для разминирования. Оба не произнесли ни слова, но и так было ясно: сделка состоялась.

Картина итальянского художника Серджио Черчи. Открытый художник.
Картина итальянского художника Серджио Черчи. Открытый художник.

Мужчина оглядел предбанник. Не найдя ничего подходящего, снял куртку и бережно завернул в неё артефакт.

Хотя печь-каменка ещё выдыхала тепло, девушку сотрясала мелкая дрожь.

-Озябла? Иди сюда – согрею.-Он протянул ладонь.

Алина ладошка потянулась навстречу. Наткнувшись на сухие затвердевшие бугры у основания пальцев, обмякла. А потом начала падать в сумеречное пространство…

Захватывающий дух полёт ледяной кисти и её приземление в горячей пещере мужской ладони.

Это последнее, что зафиксировали её органы чувств.

Картина Альберто Панкорбо. Открытый источник.
Картина Альберто Панкорбо. Открытый источник.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕКСТА "НЕ БУДИ ДЕВОЧКУ! ДО УТРА..." СЛЕДУЕТ.