Последний звонок
Грешно смеяться над больными людьми, грешно издеваться над несчастными. Однако всё же примем на себя кое-какие грехи. Хотя и постараемся обойтись без неуместной иронии в адрес Анджея Дуды, польского президента, шокированного звонком Ангелы Меркель Владимиру Путину.
Нет, не впадайте в шок, звонком прошлогодним, теперь Меркель Путину не звонила. На карту сейчас поставлено слишком многое, и просто так проверенный многолетний партнёр напоминать о себе не станет. Тем более что он – точнее она, кажется, рановато решила уйти с политической сцены.
Тем более что там остаются, а ещё и готовы к возвращению, куда более замшелые персонажи. Почему о бывшем канцлере Германии Ангеле Меркель не совсем к месту решил вспомнить именно польский президент? Скорее всего, потому, что нынешние польские политики явно торопятся снять сливки с украинского кризиса.
И действительно, а вдруг Европа из-за газовых проблем пойдёт на попятную, и станет наконец договариваться с Россией? Ведь если быть точными, Дуда всего-то и вспомнил, как был шокирован звонком Меркель российскому президенту.
Вспомнил и то, что звонила фрау канцлер в Москву сразу после того, как уговорила Джо Байдена не противодействовать пуску «Северного потока-2». И Дуда, напомнив немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, что в Германии всегда называли и первый, и второй из «Северных потоков» сугубо экономическими проектами, высказался в их адрес предельно жёстко.
Он, Дуда, и всегда не принимал такой аргумент, а Германии и лично Ангеле Меркель от польского политика досталось в первую очередь за то, что газовые проекты с Россией «наносили и наносят Европе вред», и «смертельны для нас, поляков». Дуда напомнил, как говорил канцлеру Германии, что газовые проекты станут «ключом к доминированию России на европейском рынке».
Ну а звонком он был когда-то просто потрясён. По словам Дуды, это «следовало понимать не только как акт равнодушия, но и как едва ли не враждебный акт по отношению к нашей части Европы!»
Дуда не может спать спокойно
Польский президент Анджей Дуда всегда считал СП-2 инструментом в руках России. С чего же он тогда был «шокирован» из-за звонка Ангелы Меркель Владимиру Путину? Звонком годичной давности, звонком, который при всём желании как-то иначе корреспондируется с сегодняшней ситуацией.
Да, Ангела Меркель тогда пошла на попятную по вопросу «Северного потока-2», и особенно после того, как Вашингтон был готов отказаться от противодействия проекту. Но давайте попробуем представить себе почти невозможное. А что было бы с Дудой, если бы Меркель позвонила Путину сегодня?
Делать же что-то надо. Те же поляки газ, не русский, а норвежский – из скромного в сравнении с СП-2 Baltic Pipe, перепродавать не намерены. Им, как вы понимаете, ещё и беглых украинцев греть надо.
В таком случае мы вполне могли бы задаться вот таким вопросом. А собственно говоря, какое ему, Анджею Дуде, пусть и на высшем посту в Польше, дело до частного телефонного разговора, пусть даже и отставного германского канцлера.
И пусть даже с президентом страны, которую пан с сомнительной биографией и ещё более сомнительными корнями, так ненавидит. Фрау делает, что может, а ещё – то, чего никак не могут такие, как ярый русофоб Дуда. И в 2021 году она делала, что могла, и по поводу звонка Путину с Анджеем Дудой консультироваться не собиралась.
Полякам нельзя не отдать должного за сообразительность. Они очень вовремя миновали датские и шведские территориальные воды и зоны экономической ответственности, проложив к себе норвежский газ. По тому самому Baltic Pipe мощностью всего в 5 миллиардов кубометров, что по сравнению с 55 миллиардами каждого из «Северных потоков» – немного. Но полякам должно хватить.
Однако это при условии, что им дадут норвежского газа из большой европейской трубы Europipe II. Заметим, что польская сторона без ненужного шума согласовала балтийский перекрёсток с двумя «Северными потоками» как с заинтересованными странами, так и с «Газпромом», поскольку тот уложил свои трубы на балтийском дне раньше.
Спасите наши тушки
В Германии этим летом встают заводы, президентский дворец в Берлине остался без освещения по ночам, в Ганновере уже горячую воду в бассейны не подают. И если бы в делах с газом была замешана только Ангела Меркель, возможно, никаких дел просто бы не было.
Хотя трудности, причём очень большие, со вторым потоком начались, нельзя забывать, ещё при ней. И во многом с её подачи, особенно когда христианскими демократами был так смело взят «зелёный» курс. С отказом, помимо угля и нефти, ещё и от газа, и от атомной энергетики с работоспособными и в целом безопасными АЭС.
Это можно было бы понять даже сегодня, когда экологи при власти в Германии просто манипулируют социал-демократами. У тех «удобный всем» Олаф Шольц по всем признакам вот-вот будет неудобен уже никому. Но четыре-пять лет назад.
Уже тогда, напомним, и начались жёсткие наезды на Россию, использующую энергию как оружие, и всё было слишком похоже на плохонький камуфляж в пользу заокеанского дирижёра. И никакой, по большому счёту, разницы, кто в данный конкретный момент при власти и в Белом доме, и в Вашингтоне – демократы или республиканцы.
Ещё прошлой осенью Меркель при уходе с поста канцлера здорово досталось за поддержку российского газопровода, что якобы и «спровоцировало» кризис. И не случайно многие вполне лояльные к ХДС политологи, немецкие, обратите внимание, прямо говорили, что Меркель сдала Америке в бессрочную аренду и Германию, и ЕС в целом.
И в эти дни почему-то очень синхронно с сетованиями и обидами Анджея Дуды в популярном желтоватом Bild обозреватель Юлиан Репке в очередной раз прямо обвиняет Ангелу Меркель в нынешних энергетических сложностях Германии. Интересно, будет ли она отмалчиваться?
К примеру, другой немецкий экс-канцлер Герхард Шрёдер уже действует, хотя больше в своих личных интересах. Проводя сейчас отпуск не где-нибудь, а в Москве, он вполне может поторговаться по поводу поста в совете директоров «Газпрома», от которого не так давно отказался.
Именно по этому поводу, завершая, просто обязаны отметить ещё раз, что можно уже не занимать высоких политических постов, но перестать быть политиком даже в глубокой старости – очень сложно. Особенно для таких, как фрау Меркель, немецкая Mutti, всё ещё нами уважаемая. Последний звонок что-то в этом плане даже вернул.