Найти в Дзене
Ближе к искусству

История мистической картины И. Н. Крамского

В русской классической живописи немало загадочных и удивительных картин, которые позволяют говорить о их таинственной репутации и мистических историях. В список таких мистических картин вошла и одна работа известного художника-передвижника Ивана Крамского "Русалки". История создания Картина "Русалки" была написана Крамским по мотивам повести Н.В. Гоголя "Майская ночь или утопленница". И. Н. Крамской очень любил произведения Н. В. Гоголя и много раз перечитывал их. Но такая мистическая тема оказалась для художника-реалиста очень неожиданной и новой. Мастер искренне хотел передать всю ту атмосферу майской ночи и погрузить зрителя в загадочный мир русалок и тайн. Стоит отметить, что появление такого произведения у Крамского не случайно. В то время в искусстве активно возрос интерес к традиционной русской культуре и традициям. Сюжет Итак, перед нами предстает заросший и усеянный бревнами берег реки, на котором мирно восседает живописная группа русалок. Ночь, темное время суток. Героини яр
Оглавление

В русской классической живописи немало загадочных и удивительных картин, которые позволяют говорить о их таинственной репутации и мистических историях. В список таких мистических картин вошла и одна работа известного художника-передвижника Ивана Крамского "Русалки".

История создания

Картина "Русалки" была написана Крамским по мотивам повести Н.В. Гоголя "Майская ночь или утопленница". И. Н. Крамской очень любил произведения Н. В. Гоголя и много раз перечитывал их. Но такая мистическая тема оказалась для художника-реалиста очень неожиданной и новой. Мастер искренне хотел передать всю ту атмосферу майской ночи и погрузить зрителя в загадочный мир русалок и тайн. Стоит отметить, что появление такого произведения у Крамского не случайно. В то время в искусстве активно возрос интерес к традиционной русской культуре и традициям.

И. Н. Крамской "Русалки" 1871 г.
И. Н. Крамской "Русалки" 1871 г.

Сюжет

Итак, перед нами предстает заросший и усеянный бревнами берег реки, на котором мирно восседает живописная группа русалок. Ночь, темное время суток. Героини ярко и контрастно выделяются на фоне темной ночи. Это 19 русалок, которые, согласно славянской мифологии, были речными или озерными духами. Они появлялись ночью в образе молодых женщин. Некоторые мифы описывают русалок как духов, которые умерли некрещеными или незамужними, и утонули в результате безответной любви. Ночью духи русалок выходили из воды, чтобы петь и танцевать. В европейской культуре есть аналог славянским мифам о русалках – это сирены, которые очаровывали молодых людей, прежде чем заманить их на самое дно реки.

-3

Большинство женщин сбились в кучу. Другие находятся на краю берега, одна русалка одиноко стоит справа, по всей видимости, она погружена в свои мысли.

И. Н. Крамской "Русалки" 1871 г. (Фрагмент)
И. Н. Крамской "Русалки" 1871 г. (Фрагмент)

Слева на переднем плане из камыша вылезает еще одна русалка Крамского, а на заднем плане одна из женщин выжимает воду из волос. Кажется, что русалок даже окутывает легкое свечение. Свечение добавляет таинственности этому мифологическому сюжету. Их тонкие фигуры освещены полной луной, что делает их еще более нереальными и даже сказочными.

И. Н. Крамской "Русалки" 1871 г. (Фрагмент)
И. Н. Крамской "Русалки" 1871 г. (Фрагмент)

А вот лица у девушек грустные и тоскливые. Водный берег находится у подножия крутого холма и окружен густым лесом. На заднем плане виден ветхий дом. Интересен общий колорит картины: спокойный и вместе с тем мрачный, таинственный благодаря лунному свету и вместе с тем несколько страшный.

И. Н. Крамской "Русалки" 1871 г. (Фрагмент)
И. Н. Крамской "Русалки" 1871 г. (Фрагмент)

Мистика картины

На первой выставке «Передвижников» «Русалки» И. Крамского находились по соседству с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели». Ночью вторая картина "Русалки" внезапно упала. Работники перевели ситуацию в шутку, якобы, русалкам не нравится быть с грачами. Но вскоре им было не до шуток.

Слева картина А. К. Саврасова "Грачи прилетели", справа картина И. Н. Крамского "Русалки"
Слева картина А. К. Саврасова "Грачи прилетели", справа картина И. Н. Крамского "Русалки"

После выставки Третьяков приобрел обе картины для своей галереи. «Грачей» повесили в кабинете, а вот подходящего места для «Русалок» долго не могли найти, перевешивая картину из зала в зал, из комнаты в комнату. Одно время, в зале, где решили все же повесить картину "Русалки", по ночам сотрудники галереи слышали легкое пение и даже чувствовали прохладу. Третьяков относился к этому скептически, но однажды сам обратил внимание на то, что чувствовал усталость, если слишком долгое время находился рядом с полотном Крамского. По словам посетителей галереи на картину было невозможно долго смотреть.

Вскоре пошли слухи, что барышни, подолгу смотревшие на «Русалок», сходят с ума. Одна, якобы, даже утонула в Яузе. Конечно, убедительных доказательств о взаимосвязи произошедших инцидентов с картинной не было. Но однажды, помощница, которая проживала в семье Третьяковых, посоветовала перенести картину в дальний угол галереи, чтобы днем на нее не падал свет. По ее традиционному мнению, «Русалкам тяжело на солнце, поэтому они не могут «успокоиться». Третьяков, далекий от суеверий, все же прислушался к советам. Удивительно! Но с тех пор посетители галереи не жаловались на работу Крамского.

Крамской написал действительно фантастическую работу! Картина воздействует на зрителя словно снотворное, и он постепенно окунается в мир мистики и сказок. Мастеру удалось передать мистическую атмосферу и отразить красоту сказочной ночи русалок. Художник мастерски изобразил лунный свет,, он действительно очень романтично гармонично вписывается в ночную атмосферу.