Это произошло 12 февраля 1985 года. Орбитальная станция "Салют-7" перестала отвечать на запросы Центра управления полётами, хотя системами ПРО станция отображалась как вполне целый объект. Что же там случилось?
Салют-7
Орбитальная станция "Салют-7" была выведена в космос в апреле 1982 года. На тот момент это была лучшая станция долговременного использования. Её ресурса хватало на 5 лет, что было колоссально долго по сравнению с предшественниками и конкурентами. В общем "Салют-7" - новейшая техника того времени.
В 80-х, когда лунная гонка была проиграна, СССР быстрыми темпами развивался в сфере производства орбитальных станций. В октябре 1984 года экипаж третей экспедиции "Салюта-7" в составе Олега Атькова, Леонида Кизима и Владимира Соловьёва установил немыслимый по тем временам рекорд продолжительности космического полёта в 237 суток.
Но в какой-то момент, станция, которой ещё оставалось как минимум 2 года службы, исчезла, она стала просто физическим объектом в небе, как же так вышло?
Спасательная экспедиция
Вариантов случившегося было много, поэтому любопытство перебороло страх и на станцию была отправлена спасательная экспедиция. Кстати, это было также впервые в истории космонавтики.
Мёртвая станция болталась в космосе совершенно хаотично, экипажу спасательной операции необходимо было состыковаться со станцией и изучить её возможные перспективы.
Это было очень рискованная операция. Это всё равно, что на самолёте пытаться поймать другой воздушный шар, который носится из одного воздушного потока в другой и при этом неизвестно, что на нём происходит.
При этом времени на подготовку специалистов не было. Станция в течении полугода могла свалится с орбиты на Землю и повредить какой-нибудь город или любой другой объект человеческого создания, а если бы упало на чужую страну? Это был бы всемирный скандал и безоговорочное поражение в космической гонке.
Экипаж
Первым в экипаж был назначен бортинженер Виктор Савиных. Этот человек лучше всех знал устройство "Салют-7", за его плечами колоссальный опыт работы в космическом приборостроении.
Командиром корабля был назначен дважды герой Советского Союза Владимир Джанибеков. Он четыре раза совершал полёт в космос, а также имел стальные нервы и выдержку, которая была просто необходима человеку, которому предстояло вручную стыковаться с грудой металла в свободном полёте.
Экипаж был сформирован. Корабль, "Союз Т-13", (не самый лучший номер корабля самой опасной и сложной операции в истории космонавтики) также был готов к вылету. Его готовили специально под задачу. Было убрано место для 3 космонавта, поставлены необходимые дополнительные датчики, установлен больший запас продовольствия и топлива. Длительность автономной работы была значительно увеличена.
Проводы
6 июня 1985 года корабль должен был уже стартовать. Проводы были совершенно необычными, Виктор Савиных писал:
«В то утро оба экипажа пришли с семьями в столовую, на столе стоят бутылки с шампанским, а провожающих нет. Мы не понимали, что происходит. Потом вспомнили, что с 1 июня вышел указ о борьбе с алкоголизмом. Было 25 мая. Военные выполнили этот указ досрочно. Мы сели завтракать, никто не заходит... затем пришел А. Леонов, который сообщил, что все начальство ждет на выходе из профилактория и мы опаздываем на аэродром»
Корабль с экипажем стартовал с Байконура. В советской прессе, однако, не освещали эту экспедицию, как нечто уникальное и сложное. В народе не знали, что прямо над их головами в тысячах километрах происходит сложнейшая операция.
Наведение корабля спасательной операции на "Салют-7" осуществлялось с помощью новейших советских систем ПРО, поэтому огласке действие не придавали.
8 июня удалось состыковаться.
«Мы могли посмотреть друг на друга. Не радовались, потому что этому чувству в наших душах уже не было места. Напряжение, усталость, боязнь сделать что-то не так, когда уже ничего нельзя исправить, — все смешалось. Мы молча сидели в своих креслах, а соленый пот стекал по разгоряченным лицам»
Экипаж вскоре определил причину аварии "Салюта-7". Система ориентации солнечных батарей была неисправна, поэтому орбитальная станция просто осталась без электричества.
Виктор Савиных писал:
«Медленно, ощупывая пустую холодную темноту, в космическую станцию вплыли двое в противогазах... Так, наверное, мог бы начинаться какой-нибудь фантастический триллер. Этот эпизод, несомненно, очень эффектно выглядел бы на кинопленке. На самом же деле увидеть нас было невозможно: вокруг жуткая тишина, непроницаемая темень и космический холод. Такой обнаружили мы станцию „Салют-7“, которая к тому же теряла высоту, не отвечала на позывные с Земли. Двое землян в мертвой станции, где-то посреди бесконечного космоса...»
Конечно он не знал, что спустя годы про эту экспедицию и правда снимут фильм.
Со станцией было всё в порядке, она даже не была разгерметизирована, единственное, что она полностью замёрзла.
Из-за таких условий долго находится на борту экипаж не мог, приходилось возвращаться на свой корабль. Одна из самых знаменитых фото с операции - это фото экипажа в шапках на космической станции. Оказалось, что жена Виктора перед полётом связала две пуховые шапки, которые очень пригодились на полностью замёрзшей станции.
В последствии в киноиндустрии США появился образ вечно пьяного советского космонавта Льва Андропова в шапке-ушанке, который неизменно находился в разрушенной космической станции (видимо это была отсылка к фото с этой экспедиции).
Кроме шапок, экипаж был одет в варежки и специальные комбинезоны. Именно в таких нарядах Виктор и Владимир пытались оживить мёртвую станцию.
В некоторых источниках упоминается про знаменитый "плевок" Джанибекова. Говорят, его попросили плюнуть, чтобы проверить за сколько замёрзнет плевок. Экипаж доложил, что в течении 3 секунд слюна замёрзла.
Шло время, экипажу удалось восстановить часть батарей и повернуть их к солнцу. К 11 июня значительная часть станции была оживлена. А уже 12 июня экипаж вышел в телеэфир (где, к слову говоря, им пришлось снять свои шапки и варежки, чтобы не показывать реальное назначение их операции).
Экипажу удавалось восстанавливать систему за системой. Когда была восстановлена система "отопления" станции, лёд стал таять и все приборы покрылись тонкой водяной плёнкой. Одна небольшая капля, попавшая не туда могла с лёгкостью погубить всю экспедицию. Виктор Савиных назвал момент отогрева станции самым опасным за всю операцию.
Экипажу пришлось убирать воду подручными средствами. В ход пошли комбинезоны...
Джанибеков:
«Объем работы был большой, конечно. Электронных блоков около тысячи и кабелей три с половиной тонны. Из-за того, что долго не работали вентиляторы, скопился углекислый газ. Приходилось часто прерываться и размахивать чем-нибудь, чтобы разогнать воздух. Но справлялись. А когда тяжело становилось, то шутили и дружно матерились»
Спустя ещё 11 дней работы (23 июня) к кораблю был доставлен груз, где находились запасы продовольствия, топлива и необходимые для ремонта компоненты и инструменты.
Работа после восстановления
После восстановления станции, экипаж продолжил свою работу и даже начал проводить ряд научных экспериментов.
Спустя месяцы к кораблю пристыковался новый экипаж (Владимир Васютин, Георгий Гречко и Александр Волков). Предполагалось, что Джанибеков вернётся в сопровождении Гречко, а Савиных продолжит работу.
Джанибеков и Гречко вернулись на Землю 26 сентября 1985 года без происшествий. А вот обновлённый экипаж Виктора Савиных попал в передрягу, которая заставила их вернутся раньше положенного. (Это немного другая история, у Васютина возникли проблемы со здоровьем, поэтому экспедицию пришлось досрочно прервать, из-за чего, к слову говоря, был сорван первый в мире полёт полностью женского экипажа).
Каковы результаты?
По результатам экспедиции Виктор Савиных стал дважды Героем Советского Союза, а Джанибекову третью звезду Героя Светского Союза не дали, космонавтам не полагалось.
Легендарный экипаж в составе Виктора Савиных и Владимира Джанибекова совершил очень трудный полёт. При всей опасности экспедиции. Эти люди смогли не только выжить сами, но и восстановить станцию и благополучно вернуться домой, где они до сих пор живут и здравствуют.