Найти в Дзене
Genesis family

55 лет группы Genesis. “… And Then There Were Three” (1978). [ч.34]

Итак Стив Хакетт покинул группу в июле, а в августе оставшиеся Фил, Тони и Майк вновь собрались, чтобы начать работу над новыми песнями. Название предстоящего альбома логично объясняло новые изменения «...And Then There Were Three…» – музыканты с юмором отнеслись к тому, что на протяжении последних лет их становится всё меньше. В нём упоминается строчка из адаптации песни Фрэнка Дж. Грина детского стихотворения «Десять маленьких индейцев», которая была использована в первой экранизации одноименной мистерии Агаты Кристи «И никого не стало» (1945). Группа решила сделать акцент на количестве музыкального материала (пожертвовать длительностью в пользу количества). Прошлый альбом Wind & Wuthering довел группу до крайности своей музыкальной сложностью и романтизмом. Майк Резерфорд Мы не приняли во внимание некоторые легковесные песни, типа "Match of the Game" и "Pigeons", которые не попали в тот альбом. В итоге мы решили: давайте сделаем песни короче, чтобы внести в них больше разно
Оглавление

Итак Стив Хакетт покинул группу в июле, а в августе оставшиеся Фил, Тони и Майк вновь собрались, чтобы начать работу над новыми песнями. Название предстоящего альбома логично объясняло новые изменения «...And Then There Were Three…» – музыканты с юмором отнеслись к тому, что на протяжении последних лет их становится всё меньше. В нём упоминается строчка из адаптации песни Фрэнка Дж. Грина детского стихотворения «Десять маленьких индейцев», которая была использована в первой экранизации одноименной мистерии Агаты Кристи «И никого не стало» (1945).

Группа решила сделать акцент на количестве музыкального материала (пожертвовать длительностью в пользу количества). Прошлый альбом Wind & Wuthering довел группу до крайности своей музыкальной сложностью и романтизмом.

Майк Резерфорд

Мы не приняли во внимание некоторые легковесные песни, типа "Match of the Game" и "Pigeons", которые не попали в тот альбом. В итоге мы решили: давайте сделаем песни короче, чтобы внести в них больше разнообразия. Мне кажется, именно это определило настроение альбома, а не уход Стива».

Тони Бэнкс

«Да, изначально мы задались целью сделать песни короче, разнообразнее, добавить чуть больше необычности».

Майку, помимо баса и ритм-гитары, поручили отвечать еще и за лид-гитару. Ему пришлось учиться на ходу.

Майк Резерфорд

«Честно говоря, я едва ли умел играть на соло-гитаре. Вдруг и сразу соло-гитаристом не станешь. Над этим надо работать. Если говорить о первых альбомах после ухода Стива, думаю, что в целом у меня всё в порядке. Песни я прекрасно сочинял, по ходу становилась лучше и моя игра на гитаре, хоть я и не виртуоз, но мне комфортно играть ведущие партии».

Пусть Майк и не был выдающимся гитаристом, но он смог своей игрой создать нужную атмосферу. Тем не менее большая часть основной работы ложилась на клавиши Тони.

Сочинение песен тоже в основном легло на плечи Тони и Майка, в то время как Фил был отвлечен браком, который потихоньку давал трещину. Но он хоть и не был автором песен, зато показал себя блестящим аранжировщиком. Меньшее число участников освободило творческое пространство. Тони позднее отмечал:

«Сочинять и творить стало комфортнее. Мы друг другу не мешали, поскольку у каждого была своя роль. Мы чувствовали себя в студии полноценно».

Около 6 недель группа провела в студии Шеппертон, где оттачивала новый материал. В сентябре они отправились в Нидерланды вместе с продюсером Дэвидом Хентчелем.

Тони Бэнкс

«Мы поняли, что лучше записывать альбом за границей, в небольшом городке в Голландии, где ничего не происходит и не отвлекает от записи. Мы начинали примерно в 11ч утра и заканчивали в 3ч ночи. Так было 12 дней подряд, не отвлекаясь. Сложнее было звукорежиссеру. Ему приходилось вставать вовремя и находиться в студии постоянно, делать наложения и всё остальное».

Несмотря на то, что все песни к этому моменту уже были написаны, в студии аранжировки к ним были довольно скудны.

Майк Резерфорд:

«Нас всего лишь трое, а значит, какие-то песни не зазвучат так, как надо, потому мы делали послойную запись. Зачастую основа песни звучала скудно, тогда мы поверх записывали дополнительные важные фрагменты. Но вскоре понимали, что основа всё же неплохая».

Спустя месяц последние штрихи сведения были сделаны в студии Трайдент.

-2

Down and Out

Песня родилась во время августовских репетиций. Её первое рабочее название "5/8" из-за размера. Группа пробовала разные идеи для песни, которая должна была открывать альбом. «Down and Out» взяла свое начало от риффа Майка. Песня начинается с атмосферных высокооктавных переходов синтезатора Тони, создающие впечатление рассвета. После ритмичного риффа Майка в 5/8 следует поучительная история о пороках корпоративного бизнеса, особенно в звукозаписывающих компаниях, что подчеркнуто вторым рабочим названием – «The Man With Big Cigar» (Человек с большой сигарой).

Фил Коллинз

Идея заключалась в том, чтобы написать песню об американской звукозаписывающей компании, не упоминая никого конкретно. Просто о компаниях, которые готовы выплюнуть вас, как только вы дадите слабину. Припев произносится с точки зрения артиста, а куплет – с точки зрения компании – резко и четко.

Вероятно, данная песня – самая типичная для творчества группы. Выразительный, поддерживаемые томом барабанный паттерн Фила, создает драйв совместно с подталкивающими басовыми педалями Резерфорда, по которым скользят пронзительные стоккато-фразы органа Бэнкса и многослойная текстура клавиш. Темп песни стремительный, Коллинз его описывает как «сложный ритмически – можно подстукивать ногой в такт, но где-то обязательно он выйдет боком». Одна из самых сильных песен альбома, казалась выигрышным выбором для того, чтобы его начать. Впрочем, Майк имеет другую точку зрения.

Майк Резерфорд

«Тяжеляки, вроде Down and Out звучат не очень хорошо. Таким песням нужно больше пространства для развития».

Во время репетиций Фил изо всех сил пытался передать ритм Честеру Томпсону, но тщетно. Позднее Дэрил Штюрмер тоже отмечал его сложность. Будто у каждого участника была своя точка зрения на то, где должен был быть первый удар в этом сложном ритме для вступительной ноты.

Музыка: Тони Бэнкс, Фил Коллинз, Майк Резерфорд

Текст: Фил Коллинз

Длина: 5:27

Тони Бэнкс – орган, меллотрон, синтезаторы
Фил Коллинз – главный и бэк-вокал, барабаны, перкуссия
Майк Резерфорд – гитара, бас, бас-педали

Запись: студия Relight, г. Хилваренбик, Нидерланды (сентябрь-октябрь, 1977)

Микширование: студия Trident, Лондон.

Продюсер: Дэвид Хентчель & Genesis

Звукорежиссер: Дэвид Хентчель

Ассистент: Пьер Жоффроа Шато и Стив Шорт.

Релиз: 31 марта 1978 (альбом «…And Then There Were Three…»)

Концертные выступления: 1978 (первые даты).
Исполнялась в начале тура, но позднее была вычеркнута из сет-листа из-за сложности ритма.

Undertow

Undertow – сольная композиция Тони Бэнкса, которая изначально была другой.

Тони Бэнкс

«Первоначально она была менее зависима от аккордов и более зависима от мелодии».

В песне Бэнкс впервые использовал электрический рояль Yamaha CP70 – инструмент, которым он будет широко пользоваться в течение следующих нескольких лет. Особенно ярко он звучит в припеве. Майк добавил мягкую безладовую партию баса. После записи основы (гитара, барабаны, рояль) было решено, что микс уже звучит полноценно, благодаря Yamaha CP70. Фил также записал мультитрековый бэк-вокал, как и в Afterglow, однако чтобы избежать излишней навязчивости его в итоге убрали. Нежный куплет Тони, ведомый CP70, сочетается с парящим припевом, который украшен сочными текстурами клавишных и мощными безладовыми партиями баса Майка.

Задумчивый и тоскливый текст стал фирменным знаком Бэнкса, здесь Фил его прекрасно исполняет, его барабанный брейк отлично поддерживает припев. Майку оставалось лишь предложить со вкусом подобранные гитарные партии поверх своего баса.

Тема припева позднее была переработана в инструментальный трек «From the Undertow» для первого сольного альбома Бэнкса A Curious Feeling (1979), а также использовалась в качестве главной темы в партитуре Тони и Майка к фильму «Вопль» (1978).

Изначально Тони намеревался сделать длинное инструментальное вступление к «Undertow», но из-за итоговой направленности в сторону лаконичности от этой идеи пришлось отказаться.

Также первоначально планировалось, что песня будет 8-м треком на альбоме, но позднее ее перекинули в начало, а на её место поставили "Many Too Many" и "Scenes From a Night’s Dream". Песня «Undertow» была одной из любимых песен Тони и Майка из альбома «And then There Were Three», при этом она ни разу не исполнялась вживую.

Музыка: Тони Бэнкс

Текст: Тони Бэнкс

Длина: 4:47

Тони Бэнкс – электропиано, меллотрон, синтезаторы
Фил Коллинз – главный и бэк-вокал, барабаны, перкуссия
Майк Резерфорд – гитара, бас-гитара

Запись: студия Relight, г. Хилваренбик, Нидерланды (сентябрь-октябрь, 1977)

Микширование: студия Trident, Лондон.

Продюсер: Дэвид Хентчель & Genesis

Звукорежиссер: Дэвид Хентчель

Ассистент: Пьер Жоффроа Шато и Стив Шорт.

Релиз: 31 марта 1978 (альбом «…And Then There Were Three…»)

-3

Ballad of Big

Вступление к песне Ballad of Big (рабочее название – The Ballad of Big Jim) напоминает сцену тумана в пустыне, благодаря звенящим тарелкам Коллинза и электрическому роялю Бэнкса. Во вступлении также используются звуковые эффекты, созданные Майком путем трения горлышка бутылки о гитарные струны, что придавало восточный колорит.

Текст Коллинза повествует о старом Диком Западе. К слову, в альбоме есть еще одна песня на эту тему – Deep in the Motherlode. Большой Джим Кули – американский маршал, который заключает пари, что возьмет в дальнюю поездку крупный рогатый скот, но в итоге встречает смерть от рук индейцев. Эта песня – одна из трех, написанных всеми участниками группы.

Фил Коллинз

«Та самая песня, когда куплет появился благодаря одному человеку, припев – другому, вступление - третьему».

Здесь есть навязчивый припев, усиленный грохочущим басом Майка, и повторяющийся рифф органа Хаммонда под управлением Бэнкса. В куплете, который выдержан в другом темпе и настроении, попытка вызвать в воображении музыкальное описание перегона скота.

В затухании Майк использовал гитарный синтезатор Roland, который он купил, когда группа работала в студии.

Музыка: Тони Бэнкс, Фил Коллинз, Майк Резерфорд

Текст: Фил Коллинз

Длина: 4:50

Тони Бэнкс – электропиано, орган, синтезатор
Фил Коллинз – главный и бэк-вокал, барабаны, перкуссия
Майк Резерфорд – гитара, гитарный синтезатор Roland, бас, бас-педали

Запись: студия Relight, г. Хилваренбик, Нидерланды (сентябрь-октябрь, 1977)

Микширование: студия Trident, Лондон.

Продюсер: Дэвид Хентчель & Genesis

Звукорежиссер: Дэвид Хентчель

Ассистент: Пьер Жоффроа Шато и Стив Шорт.

Релиз: 31 марта 1978 (альбом «…And Then There Were Three…»)

Сингл: хотя песня не является одной из самых запоминающихся на альбоме, она включена на сторону B первого сингла группы Follow You Follow Me.

Концертные выступления: 1978 (иногда).

Песня нерегулярно исполнялась в туре, но в итоге ушла из сета.

Snowbound

Майк Резерфорд сознательно пытался побудить Бэнкса и Коллинза помочь развить новый подход написания песен по отношению к Snowbound, дабы не попасть в ловушку самоповтора в плане фраз и аранжировок. Изначально песня была быстрее, а в итоге решили, что Фил замедлит её до баллады. Получилась весьма красивая композиция, в куплете которой звучит тонкая 12-струнная акустика Майка. Она вызывает образы детей, играющих в снежки. По словам Майка, это «романтическая песня о парне, который надевает костюм снеговика, чтобы спрятаться от всех, поскольку он был параноиком. А по итогу он в нём застревает!».

Группа добавила еще возвышающийся припев, который играется поверх медленного, но сильно акцентированного Коллинзом фрагмента. Ему также помогают несколько со вкусом сыгранных басовых нот Майка. Тони использовал педаль изменения высоты тона струнных Polymoog, дабы добиться эффекта нарастания на клавишах, что придаёт припеву подъем. У Фила здесь одно из лучших вокальных исполнений, где он ловко сочетает хриплый куплет с нарастающим крещендо припева.

Майк Резерфорд

Исполнение Фила в этой песне особенно хорошо. Вообще, думаю, что на этом альбоме его вокал улучшился во всех планах.

В конечном итоге мы получаем прекрасную песню, которая может быть кому-то и покажется скучной, но всё же удачной, благодаря своей простой структуре и бережному исполнению.

Музыка: Майк Резерфорд

Текст: Майк Резерфорд

Длина: 4:31

Тони Бэнкс – электропиано, меллотрон, синтезаторы
Фил Коллинз – главный и бэк-вокал, барабаны, перкуссия
Майк Резерфорд – гитара, акустика, бас-гитара, бас-педали.

Запись: студия Relight, г. Хилваренбик, Нидерланды (сентябрь-октябрь, 1977)

Микширование: студия Trident, Лондон.

Продюсер: Дэвид Хентчель & Genesis

Звукорежиссер: Дэвид Хентчель

Ассистент: Пьер Жоффроа Шато и Стив Шорт.

Релиз: 31 марта 1978 (альбом «…And Then There Were Three…»)

Концертные исполнения: не исполнялась.

-4

Burning Rope

Эта песня Бэнкса, продолжительностью чуть более 7 минут, является самой длинной на альбоме. Многослойное вступление Тони, основанное на его фортепианных аккордах, включает в себя несколько стремительных ударных от Фила, который неустанно работает на своей установке. Вступление приводит к куплету, в котором содержится еще один рефлексивный текст Тони на тему сожаления. Несмотря на то, что вокальная партия исполнена Филом грамотно, ему не хватает эмоций (огня). Возможно, это связано с отсутствием интереса к заумным текстам Бэнкса. Песня примечательная мелодичным гитарным соло Майка поверх нескольких громких аккордов Тони, который использует хор и струнные на меллотроне и Polymoog. Соло элегантно парит над игрой Тони и динамичными ударными Фила. Эту сольную партию Майка сочинил сам Бэнкс, который намеренно ее упростил. Майк был доволен своим исполнением, отметив, что это было его лучшее соло на альбоме.

Когда Бэнкс сочинял песню, он предполагал, что она будет гораздо длиннее и похожа на One for the Vine. Изначально планировалось, что в ней будут представлены разные музыкальные фрагменты с изменением темпа. В итоге, Тони решил последовать совету группы делать песни короче. Барабаны, фортепиано и бас-гитара составляли основу трека, и музыканты изначально не были довольны результатом.

Оказавшись в студии, Тони добавил дополнительные слои клавишных, чтобы придать еще больше фактуры, Майку новая версия понравилась больше. В то время Коллинзу эта композиция не нравилась никогда. В 1997 году вскоре после ухода из группы он сказал:

«Может, прозвучит жестоко, но именно подобные песни заставили меня уйти из Genesis. Возможно, если это будет опубликовано, Тони никогда со мной не заговорит, но такие песни – произведение, относящееся только к одному периоду истории. И к XX веку она вообще не относится. Знаю, что есть люди, которым такая музыка нравится, но я уже просто не мог выходить на сцену играть или петь подобный материал».

Фил также отметил, что его мощный брейк на барабанах во время вступления – это его попытка сделать песню интереснее.

Музыка: Тони Бэнкс

Текст: Тони Бэнкс

Длина: 7:10

Тони Бэнкс – электропиано, меллотрон, синтезаторы
Фил Коллинз – главный и бэк-вокал, барабаны, перкуссия
Майк Резерфорд – гитара и бас-гитара

Запись: студия Relight, г. Хилваренбик, Нидерланды (сентябрь-октябрь, 1977)

Микширование: студия Trident, Лондон.

Продюсер: Дэвид Хентчель & Genesis

Звукорежиссер: Дэвид Хентчель

Ассистент: Пьер Жоффроа Шато и Стив Шорт.

Релиз: 31 марта 1978 (альбом «…And Then There Were Three…»)

Концертные выступления: 1978

Песня исполнялась в туре в поддержку альбома And Then There Were Three, однако в последующих турах она не звучала.

Концертные записи:

Запись из концерта в Хьюстоне от 22 октября 1978 попала на CD2 бокс-сета Genesis Archive #2: 1976-1992.

-5

Deep in the Motherlode

Как и в случае с Ballad of Big, место действия песни Deep in the Mortherlode – запад Америки.

История песни сосредоточена на шахтере, которого семья уговорила попытать счастья во время калифорнийской золотой лихорадки (массовая добыча золота — прим.). Первое рабочее название песни – Heavy, второе – Go West Young Man, к слову, оно использовалось для выпуска сингла в США, также эта фраза является хуком в припеве. Это отсылка к цитате Горация Грили который 13 июля 1865 года, как известно, посоветовал в написанной им редакционной заметке: «Езжайте на запад, молодые люди, езжайте на запад и взрослейте вместе со страной».

Песня была сочинена Майком Резерфордом и представляет собой рок-песню с характерным грохочущим, бодрым, пульсирующим басом. Повторяющийся гитарный рифф Майка дополняется несколькими плавающими клавишными Тони. Фил записывает тяжелый ритм и еще больше раскрашивает музыку своими четкими барабанами. Песня плавно меняет размер в разных секциях, и несмотря на похожесть с Ballad of Big, она легче для восприятия и успешнее. Следует отметить тихую часть в середине (с 2:03), которая сменяется драматическим повторным введением главного риффа на 3:22. Майк был очень доволен финальным сведением, которое потребовало дополнительных наложений. Однако у него были сомнения по поводу отсутствия техники в использовании бутылочного горлышка на гитаре в концовке.

Музыка: Майк Резерфорд

Текст: Майк Резерфорд

Длина: 5:15

Тони Бэнкс — орган, меллотрон, синтезаторы
Фил Коллинз — главный и бэк-вокал, барабаны, перкуссия
Майк Резерфорд – гитары, гитарный синтезатор, бас-гитара, бас-педали.

Запись: студия Relight, г. Хилваренбик, Нидерланды (сентябрь-октябрь, 1977)

Микширование: студия Trident, Лондон.

Продюсер: Дэвид Хентчель & Genesis

Звукорежиссер: Дэвид Хентчель

Ассистент: Пьер Жоффроа Шато и Стив Шорт.

Релиз: 31 марта 1978 (альбом «…And Then There Were Three…»)

Сингл: песню в сентябре 1978 года выпустили синглом в США и Канаде в отредактированном виде (3:35 – довольно нелепо вырезали середину), но в чарты она не попала. 12-дюймовка вышла в США, там уже звучит альбомная версия. Также песню синглом выпускали в Японии.

Концертные выступления:

1978, 1980.

Она отлично вписалась в концертный сет и исполнялась в течение 2 туров, а в 1980 году она открывала концертный сет.

Концертные записи:

Запись песни из концерта в Лондоне от 5 мая 1980 попала на CD2 бокс-сета Genesis Archive #2: 1976-1992.

Many Too Many

Попытка Тони Бэнкса написать простую песню о любви.

Тони Бэнкс

Только когда появилась уверенность и мы почувствовали себя комфортнее в жизни, я написал настоящую песню о неудачной любви. Это была Many Too Many. Тогда же Майк тоже написал Follow You Follow Me. Мы стали меньше прятаться за мифами и легендами и могли двигаться более прямолинейно.

Медленная баллада, основанная на электрическом рояле CP-70, элегантно переходит от куплетов к выражающему боль припеву, который Фил исполнял с особым удовольствием. Тема текста – потерянная любовь. К подобной тематике группа вернется в 80-х. Тони был слегка застенчив в отношении любовной лирики, но здесь он будучи автором всё-таки попытался выйти из зоны комфорта. В тексте песни, безусловно, не хватает эмоциональности, но Тони делает хорошую попытку описать боль утраченной любви. Фил исправляет ее недочеты своей сильной вокальной интерпретацией. Это прямой путь к более зрелому вокальному исполнению, которое уже прозвучит в следующих альбомах. Тони с удовольствием отметил, что в этой песне группа впервые использовала слово «мама» в припеве. Он отметил, что у Фила изначально были сомнения по этому поводу, но Тони смог его убедить, мол, Стиви Уандер тоже постоянно его использует. Уже в 1983 году «мама» в тексте Genesis прозвучит открыто.

Фортепиано, бас и барабаны здесь также составляют основу трека. Недолгое время группа рассматривала возможность привлечь оркестр, но в итоге Тони удалось создать струнное звучание, которым он был бы доволен. В частности он смешал струнные синтезатора Roland RS-202 и меллотрона для создания сочного звука. Тони считал, что в этом плане Polymoog не дотягивает. Затем он добавил в сет духовые из Roland’а, чтобы создать насыщенный звук оркестра. Соло-гитара Майка во время припева в ремиксе Ника Дэвиса поднята выше, что улучшило ее эффект. Соло Майка здесь короче, чем в Buring Rope. Майк и Тони поработали над различными вариантами звучания и самой мелодии соло, прежде чем остановиться на довольно простой, но эффективной коде к песне.

Наряду с Follow You, Follow Me это самая простая песня альбома, а также одна из лучших. Первоначально была записана как трек №2 для альбома, но позже была перемещена вниз по списку.

Музыка: Тони Бэнкс

Текст: Тони Бэнкс

Длина: 3:31

Тони Бэнкс – электропиано, меллотрон, синтезаторы
Фил Коллинз – главный и бэк-вокал, барабаны, перкуссия
Майк Резерфорд – гитара, бас.

Запись: студия Relight, г. Хилваренбик, Нидерланды (сентябрь-октябрь, 1977)

Микширование: студия Trident, Лондон.

Продюсер: Дэвид Хентчель & Genesis

Звукорежиссер: Дэвид Хентчель

Ассистент: Пьер Жоффроа Шато и Стив Шорт.

Релиз: 31 марта 1978 (альбом «…And Then There Were Three…»)

-6

Сингл: "Many too Many" выпустили синглом в Великобритании 23 июня 1978 года, он достиг 43 места и провел 5 недель в чартах Великобритании. Сингл также выходил в Германии, Италии, Норвегии, Голландии, Австралии, Японии.

Клип: В США для песни сняли видео в поддержку ее мирового релиза. Группа также исполнила ее под фонограмму на саундчеке в Небуорте для док.фильма 1978 года. Эта версия была использована для промо сингла в Великобритании.

Концертное исполнение:

"Many Too Many" никогда не исполнялась вживую, хотя ее репетировали перед туром 1978 года. В 2007 году Майк высоко оценил производение, которое, как и Blood on the Rooftops считал забытым. Он отметил ее великолепное звучание и то, как она успешно переняла более простой стиль группы.

Майк Резерфорд

«Особенно мне нравится текст. Мы искали и находили более простые способы написания песен и стиля игры, Тони также пытался быть проще в текстах».

Кроме того, во время репетиций к реюнион туру 2007 года Тони предложил сыграть эту песню, но группа от этого в итоге отказалась.

-7

Scenes From a Night’s Dream

"Scenes From a Night's Dream", пожалуй, наименее заметная песня альбома "...And Then There Were Three…". Майк, который внёс один из самых сильных элементов трека в свою отшлифованную басовую партию, отметил:

«Эта песня — наименее заметная деталь, которая при обычном ходе событий могла и не попасть на альбом».

Коллинз написал текст на музыку Бэнкса, основанный на снах персонажа комиксов «Маленький Немо». Тема может показаться на удивление милой, учитывая более поздний вклад Коллинза в группу и направление, которое он выбрал будучи сольным исполнителем. Его текст заменил первоначальную версию, предложенную Бэнксом. Группа репетировала песню с текстом Тони, но как только она была записана, они решили, что версия получилась слишком многословной, и решили исключить ее из альбома. Позже в студии Trident в процессе сведения Фил предложил изменить мелодию со своим новым текстом.

После записи Фил также добавил в микс дополнительные вокальные гармонии. В итоге получилась песня в быстром темпе, в котором, возможно, в плане музыки происходит слишком много изменений в относительно короткий промежуток времени. Песня по аранжировке напоминает другие песни альбома, подчеркивая один из ключевых его недостатков: клавишные Тони взяли на себя большую роль ведущих партий, поскольку Майк всё ещё вставал на ноги в качестве соло-гитариста.

Первоначально "Scenes From a Night'd Dream" была записана как трек №3, и должна была идти после "Many Too Many", пока оба трека не оказались в середине, отдав начало альбому "Undertow".

Музыка: Тони Бэнкс

Текст: Фил Коллинз

Длина: 3:29

Тони Бэнкс – орган, синтезаторы
Фил Коллинз – главный и бэк-вокал, барабаны, перкуссия
Майк Резерфорд – гитара, бас.

Запись: студия Relight, г. Хилваренбик, Нидерланды (сентябрь-октябрь, 1977)

Микширование: студия Trident, Лондон.

Продюсер: Дэвид Хентчель & Genesis

Звукорежиссер: Дэвид Хентчель

Ассистент: Пьер Жоффроа Шато и Стив Шорт.

Релиз: 31 марта 1978 (альбом «…And Then There Were Three…»)

Сингл: Песня попала на сторону B сингла Deep in the Motherlode, который вышел в США под названием Go West Young Man в сентябре 1978 года.

Say It’s Alright Joe

"Say It' Alright Joe" была предпоследней песней, записанной во время сессий "…And Then There Were Three…". Это сольная композиция Майка — дань уважения песням о салунах, ставших популярными у многих послевоенных эстрадников США, например, версия Фрэнка Синатры песни Дориса Таубера и Джонни Мерсера "One for My Baby".

Таким образом, песня представляет собой еще одно изменение подхода группы. Оно также дало Филу прекрасную возможность проявить себя на сцене в актерской ипостаси: он с радостью взял на себя роль пьяного в баре. Поначалу Майк счел песню скучной и не думал, что она подойдет, но когда Тони добавил несколько синтезаторных наложений, в ней появился вайб. Тихие и рефлексивные элементы во время куплетов создают драматический контраст, поскольку песня оживает в истинном стиле Genesis в припеве. Однако здесь эти элементы кажутся неуместными в такой короткой песне и сентиментальной теме. В результате произведение кажется противоречивым и неудовлетворительным — будто у группы не хватило смелости сохранить песню как медленную, мрачную и напряженную балладу. Текст здесь силен: Фил передает усталость неудачливого главного героя, который обратился к бутылке. Напыщенный припев только портит историю, и в результате песня является одной из наименее удачных в альбоме.

Во время создания ремикса альбома в 2006 году, группа обнаружила отсутствие в архиве оригинальной многодорожечной мастер-записи песни, потому на неё не стали делать звук 5.1.

Музыка: Майк Резерфорд

Текст: Майк Резерфорд

Длина: 4:21

Тони Бэнкс — электрический рояль, синтезаторы
Фил Коллинз — главный и бэк-вокал, барабаны, перкуссия
Майк Резерфорд – акустика, гитара, бас-гитара

Запись: студия Relight, г. Хилваренбик, Нидерланды (сентябрь-октябрь, 1977)

Микширование: студия Trident, Лондон.

Продюсер: Дэвид Хентчель & Genesis

Звукорежиссер: Дэвид Хентчель

Ассистент: Пьер Жоффроа Шато и Стив Шорт.

Релиз: 31 марта 1978 (альбом «…And Then There Were Three…»)

Концертные выступления: 1978, 1980

Филу нравилось исполнять вокал на альбоме, но он оживил песню на сцене, создав образ пьяницы в баре с виски и сигаретой.

The Lady Lies

"The Lady Lies" Тони Бэнкса – ещё одно произведение, которое Коллинз описал как «великолепная инструментальная песня определенного времени». В тексте присутствует элемент сборника рассказов, который возвращает нас к их более ранним альбомам – ситуация, от которой участники группы потихоньку начали дистанцироваться. Здесь фантастическая притча-история о злой и загадочной женщине в средневековом лесу, соблазняющей путешественников, которые не могут побороться со своими основными желаниями. В музыкальном плане песня предоставила группе одну из немногих возможностей на альбоме выложиться в затянутых инструментальных секциях.

Майк Резерфорд

«Концовка должна была быть созвучна джазовому стилю, который возникает, когда музыканты выглядят по-настоящему счастливыми. Она звучала очень сильно даже после того, как мы записали основу трека».

Барабаны, клавишные и гитара (основа трека) создавали ощущение изящности, которого трио добилось после 2-3 дублей, тем самым подчеркивая комфорт при студийной работе друг с другом. Бэнкс выбрал синтезаторный патч, акцентировавший чувственность песни и ее злодейское содержание. The Lady Lies - инструментально мощная песня, управляемая молниеносной перкуссией Коллинза в размере 12/8 поверх резких фортепианных аккордов Тони и напористого баса Майка – и на этот раз изменения настроения кажутся уместными в песне, в которой больше места для творчества и импровизаций. Тони также добавляет приятное синтезаторное соло в середину (с 2:40 по 3:48). Как заметил Майк, концовка имеет свободную форму. Песня могла стать отличным завершением альбома, но у группы был припасен козырь в рукаве.

Музыка: Тони Бэнкс

Текст: Тони Бэнкс

Длина: 6:08

Тони Бэнкс – электропиано, орган, меллотрон, синтезаторы
Фил Коллинз – главный и бэк-вокал, барабаны, перкуссия
Майк Резерфорд – гитара, акустика, бас-гитара

Запись: студия Relight, г. Хилваренбик, Нидерланды (сентябрь-октябрь, 1977)

Микширование: студия Trident, Лондон.

Продюсер: Дэвид Хентчель & Genesis

Звукорежиссер: Дэвид Хентчель

Ассистент: Пьер Жоффроа Шато и Стив Шорт.

Релиз: 31 марта 1978 (альбом «…And Then There Were Three…»)

Концертные выступления: 1978, 1980

Фил еще больше оживил песню на сцене, разыгрывая роли добра и зла в стиле мюзик-холла, восхитительно обыгрывая злые элементы в сказке и поглаживая воображаемые мерзкие усы.

Официальные концертные записи:

Театральное представление записано в Лицее от 6 мая 1980 в Лондоне. Позже Фил признался, что его вокал слишком отклонился от территории Энтони Ньюли, когда он совершенствовал свое выступление. Запись была записана Крейгом Шерцем и микширована позже Ником Дэвисом. Выступление в Лицее от следующего дня вышло в августе 1982 года в качестве подарочного гибкого-диска в журнале Flexipop.

-8

Follow You Follow Me

Эта расслабляющая и ритмичная песня о любви стала первым крупным хитом Genesis, а также первым синглом альбома «...And Then There Were Three…». Группа планировала закончить альбом на более легкой ноте, используя «Follow You Follow Me» в качестве постскриптума к заключительной части "The Lady Lies". Несмотря на выбор ее в качестве основного сингла, Майк в то время не считал ее самой сильной песней альбома. Однако спустя годы он размышлял о легкости композиции (под рабочим названием Calypso), вспоминая, что она появилась почти случайно. Изначально группа планировала сделать песню длиннее. Все импровизационные сейшены Фил записывал. Таким образом они предвосхитили творческий подход, основанный на совместной импровизации, который группа будет использовать на постоянной основе, начиная с Duke. Идея состояла в использовании разных фрагментов этих сессий и объединении их в песню. В конечном итоге музыканты решили ограничиться простой музыкальной структурой куплет-припев и южноамериканским ритмом. Так и появилась "Follow You Follow Me".

Запоминающееся нежное вступление песни получилось после того, как Майк направил звучание гитары через педаль-эффект MXR Flanger, благодаря чему был создан фазирующий звук в переборе. Простая последовательность органных аккордов Тони, наложенных на гитарную партию Майка, дала Филу основу для прекрасного волнистого мелодичного вокала. Жена Майка Энджи поощряла супруга выражать свои эмоции, и он очень быстро написал романтический текст. Тони уже написал аналогичный по теме, но более грамотный текст для "Many Too Many", и он тоже призвал Майка последовать его примеру. Майк смущался простотой своего текста – ему казалось, что песня получилось очень банальной. Это мнение разделял продюсер Дэвид Хентчель, который не считал песню достаточно сильной для альбома. В результате его выход могли отложить на неопределенный срок, пока группа не решила сделать другой микс на песню. Фил отчаянно пытался заставить группу делать больше грува в материале и отметил:

«К тому времени мы уже были в Бразилии, так что латинский колорит, возможно, пришёл оттуда. Конечно, Guica, которые я использовал, я купил в Бразилии».

Тем не менее основой песни стал запоминающийся гитарный рисунок Майка и легкие последовательности аккордов Тони. Группа попробовала песню с разными темпами и уровнями агрессии, но только когда они замедлили темп и придали ей более расслабленное звучание, всё сошлось воедино.

Финальный микс еще более подчеркнул южноамериканское влияние Коллинза на его ритм перкуссий, который поддерживается прекрасной гитарной партией Майка и управляется мелодичными синтезаторными пассажами Тони. Даже веселое соло Бэнкса в середине песни короткое, сдержанное и идеально соответствует расслабленной и счастливой атмосфере песни. Группа делала то, что у нее получается лучше всего – творила как единое целое и придумывала что-то совершенно новое. Позже Фил обрадовался, когда Честер Томпсон ему сказал, что эта песня была в фаворитах у группы Weather Report, которую Коллинз очень уважал.

Несомненно "Follow You Follow Me" является одной из самых важных песен в карьере группы. Она доказала, что Genesis может оказать влияние на чарты синглов и попадать на радио. В обзоре для All Music Стивен Томас Эрлевин описал песню следующим образом:

«Ее спокойная, настойчивая мелодия, пронизанная гармониями, представляет собой идеальный хук для софт-рока, хотя в ней есть глянцевые, почти сверхъестественные качества, которые также можно услышать на протяжении всей остальной записи».

Музыка: Тони Бэнкс, Фил Коллинз, Майк Резерфорд

Текст: Майк Резерфорд

Длина: 4:03

Тони Бэнкс – орган, синтезаторы
Фил Коллинз – главный и бэк-вокал, барабаны, перкуссия
Майк Резерфорд – гитара, бас-гитара, бас-педали

Запись: студия Relight, г. Хилваренбик, Нидерланды (сентябрь-октябрь, 1977)

Микширование: студия Trident, Лондон.

Продюсер: Дэвид Хентчель & Genesis

Звукорежиссер: Дэвид Хентчель

Ассистент: Пьер Жоффроа Шато и Стив Шорт.

Релиз: 31 марта 1978 (альбом «…And Then There Were Three…»)

-9

Сингл: песня открыла группу для более широкой ауцдитории благодаря выпуску сингла 3 марта 1978 года. Сингл провел 13 недель в британском чарте, заняв 7-е место, и стал их самым большим хитом на сегодняшний день. Группа позже отметила, что с этого момента на их концерты стало приходить больше женщин. Помимо выхода основного сингла в Великобритании, песня получила аналогичное промо в США, где она была странным образом выпущена с другим сведением (3:19), в которомбыло меньше клавишных и перкуссии, а также другой ритмический акцент с использованием более выраженных устойчивых басовых нот. Песня стала хитом в Европе, войдя в 10ку лучших как в Германии, так и в Швейцарии.

Видео: во время репетиций тура на эту песню был записан клип, в котором группа просто исполняет Follow You, Follow Me под фонограмму.

Концертные выступления: 1978, 1980 1982, 1984, 1986/7 (США, Австралия), 1992 (частично), 1998 (акустика), 2007, 2021.

Группа чувствовала себя обязанной исполнять эту песню живьём из-за ее успеха, но она никогда не была полностью довольна её концертной версией.

Майк Резерфорд

«Follow You Follow Me – не самая лучшая песня для концертов. Мы сделали неплохую версию. Если бы она не стала хитом, мы бы, вероятно, никогда её не играли».

В туре 2007 года Фил также подыгрывал на барабанах, в результате получилась очень симпатичная версия.

-10

Концертные записи:

  1. Довольно тяжелое выступление было записано в Лицее от 6 мая 1980 года, выпущено в Three Sides Live.
  2. Краткая версия вошла в попурри Old Medley, записанной в Ганновере от 10 июля 1992 года.
  3. Акустическая версия выступления на разогреве от 13 декабря 1997 года попала в сингл Not About Us с вокалом Рэя Уилсона.
  4. Гораздо лучшая и смягченная версия записана в Париже от 30 июня 2007 года и попала в альбом Live Over Europe с вокалом Фила из-за ударной установки.
-11

The Day the Light Went Out

«The Day the Light Went Out» не попала в финальную версию альбома «...And Then There Were Three...». Это одна из тех песен, которой ее автор Тони Бэнкс совсем не гордится. Он сам это с готовностью признал:

«Можно кинуть жребий между «Match of the Day» и «The Day the Light Went Out» как песня с самым худшим текстом».

Текст, судя по всему, был вдохновлен реальным инцидентом в Нью-Йорке 13-14 июля 1977 года, когда город был опустошен мародерством и беспорядками после повсеместного отключения электроэнергии. В такой короткой форме песня просто не сработала, и, возможно, это худшая песня, которую Тони написал для группы.

Вероятно, Филу и правда было тяжело читать перенасыщенный текст Тони в том темпе, в котором он должен был его произносить. Поэтому его вокальное исполнение – не столько интерпретация, сколько испытание на выносливость. Слишком много всего втиснуто в ее относительно короткую длину без музыкального построения.

Микс Ника Дэвиса придает песне дополнительную остроту, смешивая пауэр-аккорды Майка, однако это не самый лучший момент группы.

Музыка: Тони Бэнкс

Текст: Тони Бэнкс

Длина: 3:12

Тони Бэнкс – орган, синтезаторы, электропиано
Фил Коллинз – главный и бэк-вокал, барабаны, перкуссия
Майк Резерфорд – гитара, бас-гитара

Запись: студия Relight, г. Хилваренбик, Нидерланды (сентябрь-октябрь, 1977)

Микширование: студия Trident, Лондон.

Продюсер: Дэвид Хентчель & Genesis

Звукорежиссер: Дэвид Хентчель

Ассистент: Пьер Жоффроа Шато и Стив Шорт.

Релиз: Песня была включена B-сайдом синглом Many Too Many, как и Vancouver. Позже ее включили в 3-й CD Genesis Archive 1976-1992 и в виде ремикса Extra Tracks из бокс-сета Genesis 1976-1982.

Vancouver

«Vancouver» была второй песней из сессий, которая не попала в финальную версию альбома «...And Then There Were Three...». Майк сочинил нежную, задумчивую музыку, а Коллинз — текст. Название могло быть отсылкой к семейным проблемам певца/барабанщика, а тематически оно охватывает разочарование дочери из-за того, что ее постоянно спорящие родители не уделяют ей внимания. Название песни отсылает к дому Андреа Коллинз - семья Фила посетила ее в 1977 году. Неясно, является ли это автобиографической песней или просто точкой отсчета. Брак Фила так и не оправился после его почти постоянного отсутствия из-за неустанного графика, и Андреа позже переехала в Ванкувер с детьми в 1979 году после возможного разрыва пары.

И если в случае с «The Day the Light Went Out» нагромождение текста на короткую песню не сработало, то у «Vancouver» такой проблемы нет. Песня построена вокруг красивого рисунка акустической гитары от Майка и текстуры органа Тони. В тексте передаётся печаль молодой девушки, которая хочет сбежать из дома, прежде чем осознает, что оставит она позади. Это своего рода взгляд группы на песню «She's Leaving Home» группы The Beatles.

Здесь родители также видят, что они отчасти виноваты - текст Фила умело создает уравновешанную точку зрения. Несмотря на то, что песня легкая, в ней есть очарование, которое показало более человеческую и эмоциональную сторону группы.

Музыка: Майк Резерфорд

Текст: Фил Коллинз

Длина: 3:03

Тони Бэнкс — электропиано, орган, синтезаторы
Фил Коллинз — главный и бэк-вокал, перкуссия
Майк Резерфорд – акустика, бас-гитара

Запись: студия Relight, г. Хилваренбик, Нидерланды (сентябрь-октябрь, 1977)

Микширование: студия Trident, Лондон.

Продюсер: Дэвид Хентчель & Genesis

Звукорежиссер: Дэвид Хентчель

Ассистент: Пьер Жоффроа Шато и Стив Шорт.

Сингл: песня стала частью сингла Many Too Many, где она связана с The Day the Light Went Out. Позже ее включили на 3 CD в Genesis Archive 1976 — 1992 и ремиксом в Extra Tracks из бокс-сета Genesis 1976 - 1982.

-12

Альбом «...And Then There Were Three...» вышел 31 марта 1978 года. Это был переходный альбом во всех смыслах. Лаконичность песен и ограниченность игры Майка Резерфорда на соло-гитаре стали причиной, почему группа рассматривала данную работу как одно из меньших своих достижений.

Майк Резерфорд:

«Исполняя песни короче для большего разнообразия, мы в итоге сузили для себя рамки».

Тони Бэнкс:

«Оглядываясь назад, большая часть альбома написана мной и Майком индивидуально, складывалось ощущение, будто мы играем в роли сессионных музыкантов в песнях друг друга… Этот альбом немного похож на Nursery Cryme, он не входит в число моих любимых. Не могу понять, почему. Слушал его на днях на CD. Лучшими треками считаю Undertow, Follow You, Follow Me и Say It's Alright Joe» .

Всего спустя несколько месяцев после выхода альбома Фил признал, что отсутствие его вклада в написание песен сделало альбом для него наименее интересным.

Фил Коллинз

«Я подумал, что он получился довольно лёгким для джазовой, фьюжн-части нашей музыки. Такие вещи как "Los Endos" и "In That Quiet Earth" не были очевидными, пока я не придумал ритмических идей, которые придали им ощущение жизни».

Несмотря на опасения Коллинза, тяжелая «Down and Out», скоростная "Scenes From a Night's Dream" и рефлексивная "Say It's Alright Joe" хоть и были короче по длине, всё же структурно по-прежнему были сложными по сравнению с большинством рок-песен того времени. Однако их краткость означала, что смена настроения и атмосферы не пошли им на пользу по сравнению с теми песнями, где группа позволяла себе свободно дышать в творческом плане. В тех песнях, где аранжировка и структура изначально были простыми, звучали лучше — будь то грустная "Many Too Many" или воодушевляющая "Follow You Follow Me". Неудивительно, что именно эти два трека в итоге вышли синглами. На протяжении всего альбома выразительные ударные Фила хорошо улавливают музыкальные моменты, но повышенная зависимость от дополнительных наложений клавишных Тони выявила отсутствие разнообразия в аранжировках. Майк, очевидно, нащупывает свой путь на соло-гитаре, но выдает несколько несложных пассажей, в частности аккуратное соло в длинной части "Burning Rope".

Хотя альбом ознаменовал собой шаг в сторону от более сложных композиций, потребовалась еще пара альбомов, прежде чем переход от прог-рока к поп-року позволил им доминировать в 80х. Однако реакция музыкальнйо прессы была прохладной. В NME Стив Кларк написал:

«Вполне можно посоветовать группе Genesis всё радикально переосмыслить. А может даже и покончить со всем».
-13

В Rolling Stone альбом оценил Майкл Блум:

«Никогда мелодии не были настолько бессодержательными, в то время как песни упиваются мелочностью и двухбитной театральностью. Короче, говоря недостойный опус - всего лишь бледная тень прежний достижений группы».

Крис Уэлч с другой стороны, был позитивен в оценках в Melody Maker, назвав работу «сильной, уверенной». Хью Филдер из Sounds также был под впечатлением:

«Ни один поклонник Genesis, прокрутив альбом несколько раз, не будет разочарован».

В коммерческом плане альбом «…And Then There Were Three» стал хитом, заняв 3-е место в чартах Великобритании, а в США добрался до 14-й строчки, получив золотой статус (а в последствии и платиновый). Группа дебютировала (хоть и не лично) в музыкальном ТВ-шоу «Top of the Pops».

Популярность пошла в гору. Теперь группе надо было найти концертного гитариста, после чего тут же отправиться в самый длительный и изнуряющий тур с акцентом на поклонников в США. Это стало во многом определяющим как для группы, так и для ее вокалиста Фила Коллинза. Как в хорошем, так и в плохом смысле. To Be Continued?...

-14