Энергетический кризис в Молдавии нарастает с каждым днем. Правительство страны в этот момент заявляет о том, что оно не собирается идти на уступки России ради более дешевого газа.
Удивительная логика молдавских чиновников. В Кишиневе видимо забыли, что это Россия и «Газпром» пошли на уступки Молдавии и заключили с ней новый договор на поставки газа, несмотря на то, что страна задолжала за ранее потребленный газ более 700 млн. долларов. С учетом же Приднестровья долг превышает 7,5 млрд. долл.
При заключении договора стороны решили, что будет проведен до 1 мая аудит долга, но Молдавия не смогла этого обеспечить. И Россия вновь пошла на уступки и продолжила качать газ, хотя в договоре черным по белому было прописано – в случае не проведения аудиторской проверки «Газпром» вправе ограничить поставки топлива.
- Сегодня Молдова просит «Газпром» об отсрочке августовского платежа за газ. А платить придется из расчета 1 458 долларов за тысячу кубометров. Дорого? Да, дорого, но молдавское правительство прекрасно понимало, как будет формироваться цена за газ. В момент подписания договора цена была очень умеренной - всего 450 долларов. Санду радовалась этому безмерно и благодарила почему-то Вашингтон и Брюссель за такой царский подарок. Но... по договору цена привязывалась к мировым ценам. Кишинев согласился, так как если бы поставки шли из Европы, то газ был еще дороже.
У Кишинева есть возможность снизить цену поставляемого газа, но для этого необходимо вновь сесть за стол переговоров с «Газпромом», но президент Санду этого не хочет. Говорит, что это будет очередная уступка Москве и признание законности ее спецоперации на Украине.
Но на самом деле Санду и все ее министры понимают, что дело не в уступках и не в Украине, а в непогашенном долге Молдавии размером более 700 млн. долл., а если быть точнее то 7,5 млрд. долл., учитывая Приднестровье. Кишинев же считает этот район своей территорией, значит должен нести за него материальную ответственность. На переговорах этот вопрос непременно всплывет, придется на него отвечать, но ответа у правительства Санду нет, и в ближайшее время не появится.
Ситуация с газом в Молдавии становится все более серьезной. Растет цена газа для населения. Цена для потребителей выросла на 24%, с 18,62 до 23 леев за кубометр.
Но этого все равно недостаточно, чтобы покрыть расходы. «Молдовагаз» просил у правительства повысить тариф до 29,48 леев из расчета, что газ будет поступать в страну по цене 1 458 долларов. Но у правительства Санду другая логика и они рассчитали стоимость тарифов по старому ценнику – 899 долларов.
Чем это закончится понятно – газ будет не на что покупать. «Молдовагаз» будет отбивать лишь часть своих расходов.
Но еще хуже то, что в Молдавии начали закрываться промышленные предприятия. Из-за действующих тарифов на газ прекратил свою работу кишиневский кирпичный завод Macon. И это только начало. Чем выше будет подниматься цена на газ, тем больше предприятий будут прекращать свою работу.
А население тем временем готовится к зиме и запасается дровами. Их тоже не хватает. Поэтому правительство Молдавии приняло решение ограничить их продажу и повысить цену. Рассматривается вопрос об импорте дровяной древесины, с которой тоже не все так просто. Раньше большая часть дров шла из России и Украины. Сейчас экспорт оттуда ограничен или вообще прекращен. Европа также максимально ограничила экспорт любого топлива, включая газ, уголь и дрова. У Европы свой энергетический кризис.
Правда, у правительства Молдавии остается еще один вариант – древесина ивы, которой вице-премьер Андрей Спыну собирается заменить российский газ.
Еще один вариант предложили оппозиционные партии и в ходе своей акции у стен резиденции президента страны принесли корзину с навозом, предложив ей отапливать правительственные здания этим топливом. Тоже неплохой вариант. Наверное, на очередном заседании правительства Санду и ее министрам стоит над этим подумать.
Высказывайтесь в комментариях! Буду рад их услышать. Готов обсуждать и спорить.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь с друзьями и комментируйте прочитанное – ваше мнение очень ценно.