Найти в Дзене

Китай - Тайвань. Что будет дальше?

Оглавление

Грузинские СМИ внимательно следят за очередной демонстрацией китайской военной мощи вокруг Тайваня, которой Пекин отреагировал на визит спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси и делегации Конгресса на Тайвань

Китайские государственные СМИ сообщили, что еще до прибытия Пелоси китайские военные самолеты летали над Тайваньским проливом, а народная армия проведет учения вблизи Тайваня. Тайвань часто жалуется на пролеты китайских военных самолетов вблизи своих границ. Самая последняя демонстрация силы произошла в начале октября 2021 года, когда в течение четырех дней почти 150 китайских военных самолетов вошли в зону ПВО Тайваня после китайского государственного праздника, 1 октября.

В ответ на демонстрацию силы Китаем в воздух были подняты тайваньские военные самолеты и приведены в боевую готовность ракетные комплексы, которых при содействии США в Тайбэе довольно много.

"Стратегическая неопределенность“ и исторический контекст

Китай считает Тайвань своей собственной отколовшейся провинцией, но остров, на котором проживает 23 миллиона человек, называет себя независимым государством. Он был признан таковым и считался членом ООН в течение нескольких десятилетий. Правительство Китайской Республики (гоминьдан) во главе с Чан Кайши укрылось на острове после своего поражения в гражданской войне с коммунистами и в октябре 1949 года провозгласило Китайскую Республику, с тех пор называемую Тайванем.

До 1971 года Организация Объединенных Наций признавала Китайскую Республику единственным законным правительством Тайваня в Китае. До сих пор Вашингтон также поддерживал дипломатические отношения с Тайванем, который был вынужден принять во внимание миллиардное население и Китай с ядерным оружием, и признать Китайскую народную Республику с ее политикой "Одного Китая". Но Вашингтон никогда не отказывался от роли гаранта безопасности Тайваня.

Другой вопрос, в какой степени США готовы к прямой военной конфронтации с Китаем из-за Тайваня? На этот вопрос, который очень актуален в международной политической повестке дня после визита Нэнси Пелоси, в мае этого года президент США Джо Байден ответил положительно: "Это обязательство, которое мы взяли на себя. Мы договорились о политике "одного Китая", подписали ее и все вытекающие из нее соглашения. Но идея о том, что Тайвань можно просто завоевать силой, неприемлема. Это вызовет беспорядки во всем регионе", - заявил Джо Байден.

Обязательства, о которых говорил президент Джо Байден, предусмотрены законом об отношениях с Тайванем. Однако текст закона допускает различные толкования. Стратегическая неопределенность - это хорошо продуманная позиция, позволяющая держать Пекин в напряженной ситуации. Пекин традиционно был чрезмерно чувствителен к любым публичным контактам американских политиков с руководством Тайваня, настаивая на том, что такие шаги подрывают принцип "одного Китая", признанный Соединенными Штатами в 1972 году. На этот раз градус критики по поводу визита Нэнси Пелоси был заметно выше. Ведь спикер Палаты представителей Конгресса США - первый американский высокопоставленный чиновник за 25 лет, посетивший остров.

После последнего телефонного разговора между президентом США Джо Байденом и председателем КНР Си Цзиньпином Министерство иностранных дел Китая выпустило предупреждение о том, что "тот, кто играет с огнем, сожжет себя в огне". После того, как военный самолет с Нэнси Пелоси и делегацией конгресса приземлился в Тайбэе, китайские официальные лица заявили, что этот визит подорвет суверенитет Китая и китайско-американские отношения. Параллельно с этим угрожающим заявлением Китай нанес авиаудары вблизи Тайваня.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Нехватка российского газа может стать последним гвоздем в крышку гроба немецкой экономической модели

По имеющимся данным, военные самолеты выполняли полеты над проливом между Китаем и Тайванем. Китай объявил о военно-морских учениях у берегов Тайваня, в ходе которых, как опасаются аналитики, китайские суда могут войти в территориальные воды Тайваня.

Реакция Пекина и Вашингтона

Решение спикера Нэнси Пелоси посетить Тайвань в деликатный момент для американо-китайских отношений вызвало неоднозначную реакцию в Соединенных Штатах. Более двух десятков сенаторов-республиканцев, традиционных критиков Пелоси, выразили полную поддержку решению спикера Палаты представителей посетить Тайвань, что, по их словам, не противоречит официально признанной Америкой стратегии "одного Китая".

Митч Макконнелл, лидер республиканской фракции в Сенате, поддержавший визит Пелоси на Тайвань, также подчеркнул в своем выступлении важность укрепления обороноспособности Тайваня. "Я не эксперт по вооружениям, но я считаю, что Тайвань сталкивается с особой проблемой. Это остров, окруженный водой. Совершенно очевидно, где и как на него можно напасть. Но я думаю, что нам нужно действовать и не беспокоиться о том, поедет туда спикер или нет. Если он не отправится туда сейчас, он, в некотором смысле, поздравит Китай с победой. Мы должны работать с тайваньцами, чтобы убедиться, что имеющееся в их распоряжении оружие соответствует угрозе, с которой они сталкиваются. И для этого, я думаю, мы должны уделять больше внимания обороне Тайваня, чем мы делали в прошлом", - сказал Митч Макконнелл.

В контексте возможного конфликта с Китаем в американских СМИ мнения разделились надвое. Согласно редакционному письму The Wall Street Journal, визит Нэнси Пелоси не нарушает статус-кво, на самом деле этому статусу угрожает китайский лидер Си Цзиньпин, который, вопреки более ранним гарантиям мирного решения вопроса о воссоединении Тайваня с Китаем, демонстрирует явное намерение применить силу. Реакция Китая на визит Пелоси должна заставить Вашингтон и Тайбэй принять меры для предотвращения возможного китайского вторжения на Тайвань, пишет американское издание.

С другой стороны, администрация Байдена не хочет конфликта с Пекином, тем более когда все внимание Вашингтона сосредоточено на организации помощи Украине. Президент Байден публично заявил, что, по мнению американских военных, сейчас неподходящее время для визита спикера Пелоси на Тайвань.

Обозреватель New York Times Томас Фридман назвал решение Пелоси "совершенно безрассудным". Во-первых, потому, что это может подтолкнуть Китай к военной поддержке России, а во-вторых, дать китайскому руководству возможность отвлечь внимание граждан от серьезных экономических проблем. Отвлечь от американской угрозы.

ПОДДЕРЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, МОИ ПЕРЕВОДЫ

"Но я не думаю, что в данный момент это здорово - иметь шанс на то, что Китай вторгнется на Тайвань. На данном этапе главная задача Си Цзиньпина - обеспечить свое избрание главой партии и, соответственно, главой государства в ноябре этого года и укрепить свою власть. Вероятно, ему сейчас не нужен настоящий кризис. Я думаю, что он только увеличивает свою популярность резкими заявлениями. Более того, вполне возможно, что народно-освободительной армии Китая все еще нужно время, чтобы достичь уровня, достаточного для успешного вторжения", - сказал Джун Тоффел Дрейер, профессор Университета Майами и советник Президента США в прошлом.

Каков баланс военных сил между Тайванем и Китаем?

Но если мы представим, что Китай перейдет от демонстрации силы к ее применению и решит завоевать Тайвань с помощью военной операции, сколько шансов у такого сценария? Константин Хахалин, историк и писатель, живущий на Тайване, считает, что шансы на успех такой боевой операции невелики.

"С военной точки зрения шансы на успех такой операции очень и очень сомнительны. Численность личного состава тайваньской армии составляет 215 тысяч солдат. Армия профессиональная, более того, она имеет очень современное вооружение и обучена. В общей же сложности мобилизационный ресурс Тайваня составляет еще два миллиона человек. Это довольно серьезная сила", - сказал Константин Хахалин в интервью "Радио Свобода".

Что касается народной армии Китая, то численность личного состава ее боевых подразделений составляет более 2 миллионов солдат. Это почти в 10 раз больше, чем у тайваньской армии, но столь большое преимущество в живой силе все же не гарантирует Пекину успеха операции по захвату Тайваня. Во-первых, потому, что Тайвань - это остров с шириной пролива 150 километров. Обученная, мотивированная, хорошо вооруженная и хорошо оснащенная тайваньская армия является "крепким орешком" для Китая в военном плане.

"Кроме того, не так давно Тайвань принял решение увеличить военный бюджет на четверть миллиарда долларов, что является очень серьезной суммой. Сегодня военный бюджет Тайваня составляет около 25 миллиардов долларов в год. Теперь он снова растет. 25 миллиардов долларов на военные расходы - это больше, чем у Израиля, страны, которая постоянно находится в состоянии войны", - говорит Константин Хахалин.

В случае конфликта Тайвань, очевидно, надеется на помощь коллективного Запада и Соединенных Штатов. В июне 1950 года президент Трумэн направил корабли 7-го флота ВМС США в Тайваньский пролив, чтобы предотвратить военное завоевание Тайваня коммунистическими китайскими войсками.

"В 1995-1996 годах случился кризис в Тайваньском проливе. В Пекине стали говорить о возвращении Тайваня силой. Именно тогда администрация США ввела в Тайваньский пролив группу авианосцев. В частности, туда вошла группа авианосцев под командованием авианосца "Нимиц", а ударная группа под командованием авианосца "Индифенденс" прикрывала восточное побережье Тайваня. Это была прямая военная помощь Тайваню, за которой последовала усиленная военно-силовая риторика со стороны Большого Китая“, - вспоминает Константин Хахалин.

Несмотря на территориальные претензии к Тайваню со стороны Китая, тайваньские бизнесмены участвовали и продолжают участвовать в совместных экономических проектах. Что касается политической жизни на Тайване, то все еще есть политики, которые надеются найти формулу присоединения к Китаю путем переговоров и компромиссов, но приверженцы такой идеи с каждым годом теряют своих сторонников и политическое влияние.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Честная речь Байдена о роли США в украинском конфликте

"Очень простой пример - последние президентские выборы в 2020 году. На выборах было два основных конкурента - действующий председатель Демократической прогрессивной партии Цай Инвэнь, который конкурировал с представителем партии гоминьдан, в то время мэром гаосюня Хань Гую. Цай ИнГен заняла очень жесткую позицию в вопросе возвращения в Китай - по ее словам, этого никогда не произойдет. А его соперник сказал, что нужно искать компромиссные варианты, что нужно разговаривать с Пекином, что нужно укреплять, наращивать и расширять все связи с Большим Китаем и, может быть, даже прийти к определенной формуле более или менее приемлемого варианта объединения. Цай ингвэнь победила Хань гою, которого в то время также подозревали в экономических корыстных интересах, с рекордным отрывом на выборах. По мнению оппонентов, он представляет некоторые из тех экономических групп, которые заинтересованы в сотрудничестве с континентальным Китаем. Итак, карьера политика, который начинает говорить о возможности объединения Тайваня с Китаем, закончена“, - говорит Константин Хахалин.