Время настолько быстротечно, что не успеваешь оглянуться, а еще год-десятилетие проскользнули. И не только мы сами становимся старше и старше. В толщу лет уходят свидетели многих знаковых для нашей страны событий. Нам же остается только фиксировать их воспоминания – воспоминания реальных участников теперь уже легендарных походов и битв. Чтобы помнили.
Читатели моего канала в последнее время проявляют заметный интерес к материалам про военную пору 1930-40-х годов. Битва на Халхин-Голе – одна из таких тем. Поэтому решил сегодня достать из своих архивов записи рассказов трех дедушек-ветеранов, воевавших против японцев летом 1939 года в монгольских степях у реки Халх.
Пообщаться с ними мне посчастливилось в 2009-м, в год 70-летия той битвы. В Монголии эту дату отмечали очень активно и широко, а в России - в целом, также достаточно массово. Но сами понимаете: наша главная Победа того периода произошла только через шесть лет, в 1945 году.
А сражение на Халхин-Голе – это страница большой книги наших побед.
Сейчас общепризнано, что та победа советско-монгольских войск в определенной мере повлияла на ход Второй мировой войны: японские милитаристы, готовившие плацдарм для нападения на Советский Союз с юга, со стороны Китая, в 1939 году попробовали силу нашего оружия, не переварили ее и не решились на дальнейшие атаки.
На празднование годовщины Халхин-Гола в Улан-Батор приезжал наш тогдашний президент Дмитрий Медведев, что несомненно определяет уровень отношения нашей страны к той летней военной кампании.
Я же на улан-баторской площади имени маршала Жукова оказался тогда перед нашим президентом на расстоянии – ну, вот как сейчас до монитора компьютера, на котором пишу эту заметку… :)
Тем летом большой экспедицией со студентами иркутских вузов мы отправились по маршруту Иркутск – #Улан-Батор – Халхин-Гол, навещая по пути ветеранов. Тех, кто еще остался…
В 2005 году в Иркутской области проживали 17 ветеранов битвы на Халхин-Голе. В 2009 году их осталось всего пятеро: четверо – жители Шелехова и один – в Байкальске.
В Байкальске мы и встретились с 92-летним Федором Коробковым.
Федор Иванович – совсем уж старенький дедушка, но нам удалось с ним поговорить. Начал он бодро: «У меня была снайперская винтовка». А затем ветеран рассказал нам немного о своей службе и боевом опыте.
В 1939 году 22-летний Федор Коробков служил снайпером в мотопехоте, сначала в Даурии, потом их перевели в Монголию. Так получилось, что в Халхин-Гольской кампании он участвовал практически с самого начала. Вспомнил о первых вылазках японцев и о своем первом бое:
- Наша рота стояла под Улан-Батором. В мае нас подняли по тревоге и на полуторках отправили на границу с Маньчжурией. Приехали, окопались, начались перестрелки. А однажды на нас из-за горы Красной выскочила японская кавалерия. Кони у них красивые, длинноногие. И когда они понеслись на наши окопы, мы открыли стрельбу. Стреляли их, как мух. А командир мой, азартный такой был, кричит:
«Бейте по ногам!». Когда конников осталось меньше трети, они повернули…
Во время нашей встречи было очень заметно, что здоровье уже не позволяет Федору Ивановичу вести долгие беседы. Но на прощание Коробков дал нам задание: побывать на горе Красной, где он получил свое боевое крещение.
С другим ветераном боев на Халхин-Голе, Булгансурэном, удалось немного пообщаться
в монгольском городе Эрдэнэте.
Дедушка также был уже совсем почтенного возраста. На военный праздник в центре города внуки прикатили его в кресле, а затем на руках перенесли на почетное место.
Конечно, Булгансурэн, сказал нам немногое. Но – о наших солдатах.
- Я помню, как русские сражались с японцами и маньчжурами. Ваши воины сильные и смелые. Мы учились у них воевать. Красная армия очень нам помогла сохранить границы Монголии.
Еще один ветеран Халхин-Гола, про которого я хочу сегодня вспомнить, Василий Александрович Лощенков из Шелехова.
В 2009 году, когда мне довелось с ним пообщаться, ветерану было уже 90 лет. Но Василий Александрович ощущал себя намного бодрее своих товарищей по оружию, о которых я написал выше.
Василий Александрович, конечно, с помощью родственников, приезжал в Иркутск. Участвовал в международной научной конференции, посвященной 70-летию событий на реке #Халхин-Гол.
И даже в конце августа 2009-го в Улан-Баторе стоял в строю на площади Жукова с нашими студентами – участниками мемориальной экспедиции. Там же он встретился и с монгольскими ветеранами. А затем к ним подошли президенты России и Монголии.
Василий Лощенков был призван в Монголию из Кяхты. Служил в особой автороте на грузовике ЗИС-5.
- Мы были, как сейчас говорят, дальнобойщиками, - вспоминал ветеран, - возили в Монголию боеприпасы и медикаменты. Колонной по три-пять машин до Улан-Батора или Чойбалсана - его тогда называли Баян-Тумен…
Халхин-Гол стал началом боевого пути для 20-летнего парня из Кяхты.
Затем была #Великая Отечественная, в которую Василий Лощенков дошел, а вернее доехал до Кенигсберга. Военный шофер награжден медалями "За отвагу", "За взятие Кенигсберга", "За Победу над Германией", "За Победу над Японией" и орденом Отечественной войны второй степени.
С Василием Александровичем мне удалось поговорить обстоятельнее. «Дальнобойщик» Лощенков вспомнил интересные эпизоды своего боевого пути.
Поэтому ему я посвящу отдельную публикацию – в ближайшее время. А чтобы ее не пропустить - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ и ставьте ЛАЙКИ
А еще вас могут заинтересовать эти наши материалы: