В начале 1958 года вышло постановление Совета Министров СССР, которое ознаменовало начало работ по созданию тяжелого и грузоподъемного вертолета с 4 двигателями. Какая в том была необходимость? В то время советское руководство активно строило ракетные базы, какие-то секретные объекты и прочие подобные вещи. Зачастую строительство велось в очень труднодоступных местах, ну, например, в какой-нибудь тундре, за сотни километров от обжитых мест, где нет ни дорог, ни другой инфраструктуры. Туда надо было скрытно возить ракеты и другое оборудование, что было затруднительно. Именно под эти задачи создавались некоторые самолеты, вроде того же Ан-22 и Ан-12, и, наконец, пришло время создания и вертолета.
Если говорить о ракетах, то вес их сильно варьировался в зависимости от типа, какие-то малые весили по 25 тонн, а более серьезные могли весить и по 40-50 тонн. То есть проектируемый вертолет должен был справляться примерно с таким весом.
После длительной работы был готов проект новой машины, а в 65-м году все тот же Совет Министров его одобрил и принял новое постановление - на сей раз о начале строительства экспериментального тяжелого грузоподъемного вертолета. По сути это был сильно доработанный под тяжелые перевозки Ми-6, на который установили дополнительные винтомоторные группы и провели многие другие работы. Образец был построен в 67-м году и получил название Ми-12.
К испытанием вертолета приступили летом того же года, однако самый первый вылет едва не окончился печально - машина поднялась в воздух метров на 10, после чего ее начало трясти прямо в воздухе и она резко потеряла высоту. Выяснилось, что у Ми-12 были серьезные проблемы с системой управления, которое просто было приделано кое-как и болталось прямо в руках у пилота. Это, конечно, исправили, и после уже никаких инцидентов не случалось - вертолет с честью прошел все положенные испытания.
Интересно, что во время испытаний были установлены 7 мировых рекордов, но один из них, самый яркий, никто не побил до сих пор. Дело в том, что Ми-12 сумел поднять на высоту 2255 метров груз весом в 44205 килограммов - такой грузоподъемности больше никто не продемонстрировал и по наше время (среди вертолетов, имею ввиду).
В 1970 году Ми-12 был рекомендован к принятию на вооружение, он был предметом огромного интереса западной публики, на просмотр машины в авиасалонах выстраивались большие очереди - и все же судьба его была довольно грустной. Этот вертолет-гигант, как прозвали его на западе, был довольно дорог в производстве, и, соответственно, эксплуатация машины также была дорога. В военном ведомстве СССР подсчитали, что массово Ми-12 не нужен, так как военным гораздо дешевле разными другими способами доставлять грузы на военные базы, чем эксплуатировать эту машину. Был еще один момент - под перевозку на Ми-12 разрабатывались специальные ракеты (оптимальных для вертолета габаритов и веса), однако в какой-то момент работы над ними застопорились, а потом и остановились вовсе.
В общем, с Ми-12 получилась обычная для многой техники история - да, машина была хорошей; да, она выполняла те функции, под которые создавалась; да, она вызвала огромный ажиотаж и в очередной раз показала мастерство советских конструкторов, но...Но массово такую специфическую технику использовать глупо. Хоть некоторые и говорят, что деньги - не главное, но это все бред, государство живет экономикой, и потому затратные машины ему не нужны, сколь бы хорошими они ни были.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.