Москва 20 декабря 2016 года. Резиденция "Орликово".
- За счет чего получается объемная модель? - спросил Олег, разглядывая изображение на мониторе.
- Это ноу-хау Валерия. Он предложил подвесить зеркало на пружинном подвесе и приспособил к нему вибратор. Теперь зеркало вибрирует с частотой двадцать пять герц и наши два приемника отраженного сигнала, дают объемную картинку.
- А зеркало-то работает? - спросил Игорь. Я человек простой, незамысловатый, мне отражатель нейтронов представить сложно.
- Работает. Зуб даю! - воскликнул Валерий! Миша гений! Я сам не верил, но убедился лично. Иначе объемной картинки не было бы. - Число нейтронов на выходе коллиматора увеличилось примерно на 30 процентов, что соответствует статистическому числу нейтронов излученных в телесный угол зеркала.
- Новую СПВ включал? - спросил Олег Валерия.
- Да, прогнал во всем диапазоне рабочих частот и скважностей импульсов. Но без вашей программы естественно ничего конкретного сказать нельзя.
- Вот сейчас и проверим. Олег включил свой ноутбук, вставил флешку и сказал Валерию: - Подавай напряжение на усилители. Предлагаю сделать первый эксперимент в подарок Михаилу. Давайте посмотрим структуру озера на острове. Ведь уже ясно, что это искусственное сооружение. Кстати, Аня звонила в четверг. Анализ показал возраст кладки примерно семнадцать тысяч лет, плюс-минус пятьсот лет. Думаю, Валера прав, - это постройка второй волны разума.
Валерий щелкнул тумблером, Олег ввел координаты острова и … ничего не произошло! Олег вопросительно посмотрел на Валерия, тот недоуменно почесал затылок, потом сказал «Естественно» и отключил монитор от ноутбука. На мониторе появилась внутренность подвала, часть свинцового саркофага и окно СПВ в котором в фиолетовой рамке разряда светился золотой песок острова.
- Николай Иванович, можно я? - попросил Валерий, я тут джойстик подключил от авиасимулятора, и я умею с ним обращаться.
Олег уступил место Валерию, который подвинул к себе устройство, с рукояткой имеющей множество кнопок. Валерий тронул джойстик и пейзаж острова поплыл в окне СПВ. Пальмы плавно приблизились, и окно повисло в нескольких метрах от берега озера.
- Миша, опускаемся? - спросил Валерий Михаила.
- Давай! - почему-то шепотом ответил Михаил.
- Стоп, орлы! - сказал Олег. Режим односторонней проницаемости надо включить. По умолчанию он выключен. Надо, кстати, внести изменение в интерфейс. Олег через плечо Валерия, пощелкал мышкой, изменив тип проницаемости.
- Продолжай, Валера.
В нижней части монитора показывающего видеокартинку окна СПВ появилась темная полоса - окно начало смещаться вниз. Вот монитор полностью потемнел, - окно «погрузилось» в слой песка. Экран же ноутбука наоборот посветлел. Вторичное излучение улавливалось детекторами и превращалось в картинку - пока достаточно однородную, - песок не содержал твердых включений.
Валерий двинул ручку джойстика вперед, некоторое время картинка не менялась, затем на экране стала проступать ячеистая структура - окно начало приближаться к кирпичной кладке стенки бассейна. С каждым метром изображение становилось все более четким, затем снова начало размываться.
- Мы прошли стенку? - спросил Валерий.
- Нет, мы даже не дошли до нее. Дело в том, что детекторы имеют небольшой угол приёма отраженных частиц, что и позволяет формировать визуальную картинку. Но как в фотоаппарате без регулировки резкости, относительно резкое изображение можно получить только для объекта, находящегося на фиксированном расстоянии от приёмников. В нашем случае это между четырьмя и пятью метрами. Крупные объекты, размером с монитор, мы увидим на расстоянии до восьми - десяти метров, но для того чтобы их более - менее четко разглядеть мы должны находиться примерно в пяти метрах от них.
- Ясно. Куда дальше? Пройдем стенку насквозь, или чуть отойдем и будем опускаться вниз? Николай Иванович, как вы думаете?
- Пусть командует Михаил - его объект.
- Думаю надо осмотреть голову. Можно, конечно, спуститься вниз, но на уровне океана мы, я думаю, наткнемся на фундамент башни-бассейна. Теперь мне ясно, что это именно башня, возможно, какое то культовое сооружение с бассейном на крыше. Но размеры конечно поражают. Валерий вновь начал двигать рукоятку джойстика вперед.
Экран ноутбука заполнился светлым однородным сумраком, экран монитора видеоконтроля тоже посветлел. Окно СПВ находилось в толще воды бассейна. Несколько минут ничего не менялось. Затем на экране ноутбука стала вновь проступать ячеистая структура стенки. Они прошли сквозь бассейн от края до края, не встретив головы скульптуры, которая, как они знали, находилась в центре бассейна.
- Ничего удивительного, сказал Михаил, - мы прошли по хорде, а не по диаметру бассейна. Предлагаю вернуться в исходную точку и включить режим сканирования, определив координатный ящик и шаг сканирования.
- Говори по-русски, - сказал Игорь, - какой такой ящик?
- Это объем пространства сканирования, в общем случае представляющий из себя виртуальный параллелепипед, для вершин которого заданы координаты по всем трем осям, - пояснил Олег.
- Теперь понятно. Очень хочу увидеть, как это будет работать.
Валерий отвел окно СПВ в начальную точку и начал задавать координаты.
- Задаю сто на сто и на десять метров, с шагом в два метра. Ага, вот тут я немного не доработал. Приходится задавать все в абсолютных координатах, а надо исходную точку задавать в абсолютных координатах, а вершины определять как смещение в метрах. Но это не проблема. Сегодня доработаю. Ну вот, готово! Включаем, Николай Иванович?
- Включай.
Картинка начала меняться. Сначала исследователи глядели на экраны с любопытством, но там ничего особого не происходило - сумрак сменялся тьмой, тьма - сумраком. Изредка на экране сканера появлялась структура кладки. Через несколько минут глаза начали уставать.
- Предлагаю выпить кофе, - сказал Валерий. Распознавание включено и при попадании в сканер перепада плотности с образом, отличным от структуры окружающей среды, сканер подаст сигнал. То же самое и с визуальным образом. Этот канал я тоже анализирую.
…Спустя двадцать минут, которые всем показались очень долгими, раздался сигнал. Сканер что-то нашел. Подойдя к экранам, они увидели на мониторе видеообзора нос и фрагмент лба статуи. Видимость была вполне удовлетворительной.
А вот на экране ноутбука была видна столько граница света и тьмы в которой, только при очень большом желании, можно было угадать линию профиля лица скульптуры.
- Валера, почему анализатор не сработал? Ведь граница плотности среды налицо.
- Сейчас посмотрю. Через несколько минут Валерий сказал: - Мишин анализатор сработал. Более того, он срабатывал несколько раз. Причина же отсутствия алерта в том, что моя программа настроена на поиск правильных геометрических форм. В нашем случае этого мы не видим. С точки зрения испытаний именно нейтронного анализатора наш опыт некорректен. Будем продолжать исследование бассейна?
- Конечно будем, - сказал Олег, - Я например не видел скульптуру, Предлагаю продолжить в ручном режиме.
Голова приблизилась, заняла почти весь экран. И в это время сработал нейтронный анализатор. Внутри головы ясно была видна полость, открывавшаяся в ротовую щель головы.
- Интересно, интересно, - сказал Михаил, - похоже наша головка использовалась с вполне утилитарной целью - это был фонтан.
После недолгих манипуляции догадка подтвердилась. Рядом с шейным срезом дно было чистым от песка, и в его центре было отверстие диаметром около метра, через которое в озеро до сих пор подавалась вода. Это было видно по танцу песчинок на периферии пространства, свободного от песка.
- Предлагаю спуститься вниз, в насосную, - сказал Игорь, - посмотрим на механизмы насосов.
- Нет там никаких механизмов, вода действительно поднимается под давлением паров, подогреваемых подводным вулканом, но ты прав, посмотреть можно.
Валерий осторожно повел окно вниз, отрегулировав его так, чтобы изображение стенок колодца на экране нейтронного анализатора было наиболее четким. Стенки колодца имели ту же ячеистую структуру, что и стенки бассейна.
… Спустились примерно на двести метров однако картина не менялась. Перед ними была все та же труба из кирпича.
- Хорошо строили, - заметил Олег.
- Да хорошо, но непонятно зачем делать такую длинную трубу, если вода и так поднималась по естественной полости.
- Видимо был смысл, например для фиксации направления потока.
На глубине пятисот сорока метров труба закончилась, или полость расширилась, но окно провалилось в объем, в котором «видимость» ухудшилась. Внезапно изображение начало дергаться по экрану побежала рябь.
- Мама родная, - ахнул Валерий и выключил СПВ. Потом подбежал к люку в подвал и повернул рычаг устройства, герметично запирающего подвал. Крышка люка поднялась и из подвала в комнату хлынула волна горячего воздуха...
О том что произошло дальше можно прочесть здесь. Глава 18 часть2.