Начнём с обозначения границ и терминологии.
Во-первых, православные христиане, и не только, например те же католики, телам Святых не "поклоняются", их почитают. Равно, как не "поклоняются" иконам. Несмотря на т.н. "почитательное поклонение" (τιμητικήν προσκύνησιν), честь, воздаваемая образу, восходит (διαβαίνει) к первообразу, и поклоняющийся (ο προσκυνών)иконе, поклоняется (προσκυνεί) ипостаси изображенного на ней. Но об этом в другой раз.
Во-вторых, слово "мощи" применяется к телам всех усопших христиан, с той лишь разницей, что к почившим в святости, стоит применять термин "святые мощи" или "честные мощи".
Теперь перейдём к главному. Уже со 2-3 веков христианской эры, Литургия начинает совершаться на "святых мощах", думаю никто этот факт оспаривать не станет, многочисленные археологические раскопки, захоронения в подземных ходах, письменные источники, всё это даёт основание утверждать, что особое почитание тел мучеников, умерших за Христа, имело место быть практически сразу. Однако, древнюю практику совершения Литургии на мощах мучеников, окончательно ввел в правило VII Вселенский Собор, состоявшийся в городе Никее в 787 году. Сейчас, в каждом православном храме, в обязательном порядке имеется "антиминс", особый плат, в котором зашита частица мощей того или иного святого. Без антиминса, Литургию служить нельзя.
Так, в чём же причина такого благоговейного отношения к телам Святых? Уже тогда, в первых веках христианства?
Всё дело в том, что Церковь решительно говорит - человек это не просто душа, это душа и тело. Сам Христос, при Боговоплощении соединил в Себе две природы в единой Личности Богочеловека: «Неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно». Нельзя представить подвиг Спасителя без телесной оболочки. Тело есть Священный Сосуд, в котором пребывает Душа. И после всеобщего воскресения, тело и душа, снова станут единым целым.
Отталкиваясь от этой, довольно несложной мысли, мы видим, что "обожение" человека, затрагивает не только его душу, но и тело. Изменяется лик человека, "просветляется" подобно Солнцу, так что на него нельзя смотреть. Сподобившийся Святого Духа человек, способен творить чудеса, ходить по водам, обходиться без пищи и воды длительное время, избегать отравлений и других напастей.
"На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия
Пс. 90:13"
Христиане почитают, в святом человеке, во-первых его по святость, через которую, или лучше сказать, благодаря которой, он приобщается Самому Богу, а во-вторых - его подвиг. Одно без другого не существует.
Святые сделались сокровищницами и чистыми жилищами Бога: вселюся в них и похожду, говорит Бог, и буду им Бог (II Кор. VI, 16).
После смерти, душа разлучается с телом, но это вовсе не значит, что тело перестает быть частью человека и таким образом лишается его святости. Напротив, уже после смерти, в назидание новым поколениям христиан, святые мощи являют силу и чудеса, по молитвам, во-первых самого верующего, так и во-вторых, по воле самого святого. Опять здесь стоит, в сотый раз упомянуть о синергии.
Как писал преподобный Иустин Попович:
«святость святых не содержится только в их душе, но неминуемо распространяется и на их тело, у святых святы и душа и тело», они «составляют единую неделимую личность святого».
Таким образом, почитание мощей, как в случае с любой другой святыней христианской веры есть почитание самой святыни, в котором невидимо присутствует божественная энергия.
Вот что пишут об это Святые Отцы:
«В теле мученика я почитаю раны, принятые за имя Христово, почитаю того, кто живет бессмертием добродетели; почитаю прах, освященный исповеданием Господа; почитаю в прахе семя вечности; почитаю тело, которое учит меня любить Господа и не бояться смерти за него», — писал, например, святитель Амвросий Медиоланский (ǂ 397). Ему вторил святитель Иоанн Златоуст (ǂ 407): «Как императорская корона, украшенная со всех сторон драгоценными каменьями, издает разнообразный блеск, так и тела святых мучеников, испещренные как бы драгоценными камнями, язвами, подъятыми за Господа, драгоценнее и досточтимее всякой императорской короны».
О том, что тела святых это действительно вместилище Святого Дха известно, в частности из Ветхого Завета. Приведем, специально для протестантов следующий отрывок об исцелении от святых мощей:
«И было что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13,21).
Да и кстати, что касается костей, опять же, касаясь Ветхого Завета стоит заметить, что Моисей при выходе из Египта взял с собою кости Иосифа(Исх. 13:19;), прося с его костями поступить аналогично. Т.е. видно, что мощи это не просто отработанный материал, извиняюсь за выражение.
А как вам это?
“…по успении его [пророка Елисея] пророчествовало тело его” Сир. 48:14.
Данные примеры разбирали еще и до меня, но, хочется на них сослаться, т.к. протестанты часто не любят подобные места Священного Писания.
Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? — с такими словами обращался к христианам Коринфа апостол Павел(1 Кор 3:16). Вот и мощи усопших святых — такой же храм Божий, пусть разрушенный и утративший дыхание жизни, но — только на время: Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы, — провозглашает Христос (Лк 20:38).
В Новозаветной Церкви почитание святых мощей было подтверждено 94-м правилом Карфагенского Собора, а так же (Постановление 7-го Вселенского собора) - "Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных”
И так, резюмируя.
Имеется опыт и авторитет Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, которая уже почти 2000 лет, с первых веков христианства, совершает Литургию на костях мучеников, бережно передает мощи из поколения в поколение, так что сейчас мы имеем возможность прикоснуться к телам первых исповедников за веру.
Далее, мы находим подтверждение почитания святых мощей в самом Священном Писании, видим чудеса и исцеления, которые происходят по молитвам, перед ракой с тем или иным святым, иногда видим нетленность тел, что впрочем не показатель, т.к. в той же греческой церкви существует иная традиция.
Кстати, по поводу нетленности тел, как доводе о святости того или иного подвижника.
Большой Московский Собор 1666 года запретил ставшую в то время популярной практику поспешного зачисления усопших в святые на основании одного лишь факта нетления их останков. А преподобный Паисий Святогорец (1924–1994) упоминал о весьма осторожном отношении афонских монахов к телам, не разлагавшимся после смерти: причиной тому мог быть, по их мнению, какой-то серьезный грех, в котором усопший не успел покаяться.
Известный историк и исследователь вопроса о канонизации святых профессор Е.Е. Голубинский говорит: «
Тех или других между подвижниками Церковь с самого древнего времени стала признавать святыми на том же основании, на котором признавала их в позднейшее время и на котором признает их и до сих пор, именно на основании свидетельства о них Самого Бога, Который тех или других между ними удостоивал дара чудотворений – или еще при жизни, или по смерти» (Голубинский Е.Е. Указ. соч. С. 16).
В заключении скажем несколько слов о другом выпаде в сторону Церкви. О феномене разделения мощей.
Данная традиция так же существует уже многие и многие века, документально можно проследить с IV века. Вот что пишет об этом святитель Иоанн Златоуст (347 — 407 года):
«Святые мощи — неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются».
Феномен разделения мощей состоит в том, что не само по себе тело святого является источником исцеления и чудес, а именно сила Божия, которая в Нем живет, на что и указывает Седьмой Вселенский Собор
«...И это чрез Христа, Который в них обитает..».
Эта сила неделима.
Любая даже самая маленькая частица позволяет прикоснуться к самому святому и ко всей полноте той божественной благодати, которая пребывает в самом праведнике. Поэтому для того, чтобы как можно больше людей получили возможность прикоснуться к этой Силе, христиане мощи разделяют. Многие из тех, кто удивляется этой традиции, не задумываются о том, что происходит на Литургии. Когда священник раздробляет Тело Христово перед Причастием на частички и опускает их в Чашу, то верующие вкушают не часть Христа, но принимают Его в свою жизнь целиком, и сами, во всей полноте, становятся частью единого, неделимого Тела Христова.
Подводим итог и под этим явлением.
В силу различного рода причин: гонения на Церковь, вторжения иноверцев(когда храмы разрушались и осквернялись) да и банально, в силу особого почитания многих святых, когда расстояние между городами, к примеру Римской Империи, не позволяло молящимся помолиться у раки с мощами того или иного Божьего Угодника, была введения практика разделения святых мощей.
Надеюсь данная статья была полезна, с Вами был я, Владимир Забелин, канал "Христианский Компас"
#мощи #святые мощи #почитание мощей #святые отцы #иконопочитание #вселенские соборы #обожение #благодать #теосис #бог