Найти тему

«Калечина-малечина»: страшное детство или страшная провокация?

Оглавление

Тема детства меня занимает давно, ещё со времён знакомства с «Педагогической поэмой» (а было это в мои двенадцать-тринадцать лет). Впечатлившись идеей спасения детей, я выбрала профессию учителя и с тех пор прочитала огромное количество книг о детстве. Обычно это произведения для подростков, советские и современные, из которых и взрослые могут взять много полезного. В них дети живут, растут, иногда страдают, даже плачут, но в итоге взрослеют, ибо взросление без страдания невозможно. 

Сегодня мы поговорим о произведении иного рода. Оно имеет возрастной ценз 18+, написано исключительно для взрослых, хотя повествование в нем ведётся от лица десятилетней девочки.

Этот разговор не состоялся бы, если бы не наша договорённость с Еленой, автором одного из моих любимых каналов С книгой в обнимку. Суть договора в том, что Елена читает по моей наводке «Первокурсницу» В. Ледерман и пишет отзыв, а я - ее рекомендацию и тоже отзыв. Свою часть договора Елена выполнила давно, теперь моя очередь: отзыв вот на эту книгу:

Итак…

Евгения Некрасова «Калечина-малечина»

Фото из свободных источников. У меня книги нет, я впервые в жизни слушала аудиоверсию, ибо смородина сама себя не соберёт, а я спешила отчитаться :)
Фото из свободных источников. У меня книги нет, я впервые в жизни слушала аудиоверсию, ибо смородина сама себя не соберёт, а я спешила отчитаться :)

Если бы не договор, который, как известно, дороже денег, я бы не взялась за эту повесть никогда. Начитавшись в своё время отзывов, что это «современная чернуха», ужасное чтиво про страдание ребёнка, я твёрдо решила, что это не для меня. Что ж, жизнь распорядилась иначе, и наше знакомство состоялось. 

Признаюсь, писать рецензию сложно. Мое восприятие текста распалось на две составляющие: общее и конкретное. В общем - я хорошо понимаю, что книга важная, а посыл, который она несёт, необходим в современном мире.  Поднятые темы - повод задуматься о детско-родительских отношениях и пересмотреть своё поведение. Уже ради этого повесть стоило писать. Обобщенные мысли после прочтения должны стать постулатами и висеть над кроватью любого родителя:

  1. Главное - это любовь!
  2. Открой глаза и посмотри на ребёнка, открой уши и послушай, открой рот и спроси. Дети хотят общения, даже если словами не выражают это желание. Посмотри на него, загляни в его душу, узнай, что там, пока не стало поздно.
  3. Предложи помощь, не отмахивайся от его проблем. Не повторяй «не придумывай» к месту и не к месту.
  4. Найди время для общения. Не отговаривайся тем, что ради него проводишь в пути на работу несколько часов в день. Он этого не просил, ему нужны родители, а не вещи (а если наоборот, то это ваше упущение).
  5. В отношениях родители-дети всегда виноват тот, кто старше. Ему решать проблемы, ему мириться. Пойми, кто старше у вас.
  6. Не доводи до греха!

Книга-пробуждение, повесть-отрезвление…для тех, кто имеет мозг и душу. Я часто думаю, что будущие родители, как учителя или врачи, должны сдавать экзамен на профпригодность. Врачей учат по восемь лет, а родителями иногда становятся необдуманно, не зная ничего об обязанностях и трудностях.  Потом имеем то, что описано в повести.

Когда я была маленькой, по соседствуют жила неблагополучная многодетная семья. Родители пили, дети разбойничали. Я боялась входить в их подъезд или проходить мимо. Теперь они выросли и стали родителями. Нет, все намного лучше: дети одеты, накормлены, причёсаны. Только сидят они в компании таких же товарищей в сквере, потягивают пиво с орешками, выражаются, а дети бегают рядом. И одна говорит: «Эх, хорошо! Я б ещё родила!» Вторая что-то сказала, а первая возмутилась: «А что, скажешь, я детей плохо воспитываю? Да у них все есть!» Вторая смолчала, а я бы ответила, что да, плохо воспитывает… только я до сих пор их боюсь. Ей бы определённо стоило поучиться быть матерью.. если бы этому учили!

И вот насколько мне понравился общий план и вызванные им раздумья, настолько же разочаровал конкретный. Ни одного персонажа, которому бы я поверила.

Сюжет

Повесть - три дня из жизни десятилетней Кати. Кто-то из читателей утверждает, что это особый ребёнок с диагнозами, я в этом не разбираюсь и вижу только маленького человека, живущего внутри больших проблем. Мы читаем текст от опосредованно первого лица: то есть говорится «Катя, она», но мысли ее, а не автора. Поэтому в повествовании не будет глубины, анализа: девочке недоступны такие вещи.

Итак, Катя. Одинокая и несчастная. В классе она слегка дружит лишь с красавицей Ларой, да и то по ошибке: сидели за одной партой. С остальными ребятами отношения игнор/конфронтация.  Учительница откровенно гнобит. Дома Катя чувствует себя нелюбимой и ненужной. Мама приезжает поздно и «непригодна для жизни», отец вечно пилит и ругает. У Кати мечта - оказаться там, где нет людей, где никто не будет трогать, где можно просто смотреть на потолок и видеть узоры в разлившихся при потопе пятнах. Страшно?

Я известная плакса: рыдаю над всем, что хоть чуть-чуть про детей и котят. А тут… ни слезинки, ни даже вздоха. Бессердечие? А просто я не верю. Не верю!

Да, Кате одиноко. Но почему нельзя сказать об этом окружающим словами через рот? Зачем нужно терпеть ежевечерние причесывания, повторяя «Катя катится-колошматится» до посинения? Мама не изверг, неужели она не поняла бы сказанного серьезно «мне больно, не делай так»? Или это и есть часть диагноза?

Кате хочется материнских объятий. Но неужели мама оттолкнула бы дочь, если бы та подошла и обняла первой? Или погладила руку, или заглянула в глаза.

Читаешь и думаешь: родители - звери! Но разве не было хорошего, о чем говорит и сам автор? Катя вспоминает, как в детстве каталась с отцом на велосипеде и задорно смеялась. Да, сейчас он каждый вечер проверяет дневник и ругает за плохие оценки и замечания. Но от злости ли? Или из-за неумения обращаться с ребёнком?

У меня был ученик, сложный мальчик, единственный ребёнок. И его мама однажды рассказала: «Анна Ивановна, вы не представляете, как мучает отец Диму за ваши замечания и двойки!» У меня внутри все похолодело… А она продолжила: «Он читает ему нотации по три-четыре часа, не прекращая, нудно и долго. Мне вмешиваться не даёт». При этом я точно знаю, что он искренне любит сына, хотя контакта у них нет.

Безусловно, это не оправдывает Катиного отца, его поведение - это вариант психологического насилия, но всё-таки монстром я бы его не назвала.

Теперь мама. Неужели не любит? Однако ежевечерне заплетает волосы, утром будит поцелуем перед самым своим уходом, чтобы дочка подольше поспала. В течение дня звонит или пишет смс, проверяя, дошла ли, вышла ли, поела ли, сделала ли уроки. Знает телефон Лары.  Прогуливать школу не разрешает, зато пытается скрыть от мужа пропажу Катиного телефона. Это ли не забота?!

Мать, конечно, не без греха. Не дура, раз смогла поступить в университет. Но зачем было работать в «гулливерском» городе и приезжать никакой? Ведь было сказано, что трудилась она на «чёрной работе», которую можно найти на каждом углу! Я понимаю, если бы она боялась уйти с должности топ-менеджера. А так ради чего? Ведь потом смогла найти работу в соседнем (!) доме! И почему единственный воскресный отдых для неё заключался в раскладывании «косынки» и просмотре сериалов? Дети требуют времени так-то.

Одноклассники тоже, по мнению Кати и автора, этакие исчадия. Но почему? Да, несколько человек действительно третируют девочку и называют обидными словами. Но не все! Это не бойкот, который пережила Лена Бессольцева! А почему нельзя было попытаться наладить контакт с теми, кто вёл себя ровно? Ведь позднее с ребятами во дворе все получилось. Сама жуткая интровертка, я тоже мало с кем общалась, но ещё тогда усвоила: начинать общение должен тот, кому оно нужнее. 

И вот этот ребёнок, которого не бьют, не выгоняют из дома, хочет покончить с жизнью. С чего? 

Впрочем, один виновный есть, и это учитель. Другая Елена, автор канала «Материк книг», считает, что обвинять учительницу неправильно, ведь у этой пенсионерки давным-давно эмоциональное выгорание. А я считаю, что можно и нужно! Своё выгорание учителя должны оставлять дома… или оставаться там сами. Не можешь больше любить детей - не работай! А она - забыла имя! - работает! И дирижирует детским смехом во время ответа Кати. И пугает ее коррекционной школой. И говорит, что она ни на что не годится. Тут автор, видимо, не очень осведомлён. На всю Москву коррекционных школ осталось, кажется, две. И перевод ребёнка даже в компенсирующий класс осуществляется только по письменному согласию родителей. Катю бы никуда не дели, но этот страх был необходим как двигатель сюжета. И я не поверила…

При этом, возвращаясь к началу, ещё раз подчеркну: если у ребёнка есть «слышащий, видящий и говорящий» родитель, то остальные проблемы можно пережить. Как только мама «увидела» Катю, все наладилось. Страшно только, что это прозрение случилось рядом с распахнутым окном и девочкой на подоконнике. Не всем родителям так повезёт вовремя открыть дверь.

Вердикт

Именно этим героям не сочувствую. О чтении не пожалела. Глубоких чувств не испытала. Слез не пролила. Перечитывать не буду. Рекомендовать… не знаю.

Про кикимору не сказала ни слова, потому что она для меня вообще не важна.

Свою часть договора считаю выполненной. Елена, спасибо за интересный опыт!

Друзья, читали «Калечину-малечину»? Планируете? Может, знакомы с другими произведениями автора? Обсудим?

Не забудьте про лайки, они очень помогают развитию канала.

Спасибо, что прочитали!