— Смотри, малая, и учись, пока я жив! Только раз, и только сейчас! На арене дядюшка Биренбаум!.. Хоба! — начальник поезда картинно, явно рисуясь перед новенькой, рванул вверх тяжеленную железяку.
Еще пару секунд назад верхняя металлическая накладка надежно прикрывала нижнюю часть откидной площадки, чем обеспечивался безопасный переход между вагонами. А теперь по мановению бригадирской руки мощная конструкция вздыбилась подобно разводному питерскому мосту и явила взору изумленной студентки зияющую межвагонную пасть. В ее грохочущей глубине непрерывной лентой мелькали рельсы и шпалы. Туда, в завывающую бездонную прорву Семен Михайлович Биренбаум и отправил содержимое мусорного контейнера из Викиного вагона.
— Только ты учти. Нужно подгадать, чтобы поезд шел на полном ходу. И чтоб поблизости никаких населенных пунктов. Тогда будет все культурно. Усекла?
Да, конечно, Вика все поняла, спасибо, товарищ начальник, за науку. Но как-то это дурно пахнет во всех смыслах, вам не кажется?
— Ша, девочка, ты не умничай, а слушай Биренбаума. Я ж не первый год женатый. Конечно, ты можешь на большой станции бросить к чертям свой вагон. Не запустить к себе новых пассажиров, а пойти шукать, где ж там контейнеры для мусора стоят. Не факт, что по неопытности сразу найдешь, зато от поезда отстанешь легко и просто.
Ну, или еще вот такой тебе вариант. Можешь довезти всю эту скоропортящуюся на жаре свалку до «оборота» (конечной станции — прим. автора), и там спокойненько себе выбросить. Но учти, ехать нам с тобой еще почти трое суток, и это только в одну сторону. Для справки: в южную. Что тебе пассажиры скажут за дикую вонь часиков через шесть-семь, а? То-то же. Не благодари дядю. Я все сказал, а ты думай.
***
Сразу оговорюсь. У автора нет ни цели, ни желания очернить и опорочить работников дороги, совсем наоборот. Прочувствовав на себе, пусть и ненадолго, тяжесть их труда, я уважаю людей, выбравших эту непростую профессию. Хотя и пришлось столкнуться на местах с нелицеприятными вещами. Но об этом чуть позже.
Рассказ приходится на позднее советское время, когда и так все разваливалось на глазах. К тому же, студентов, бросали исключительно на дополнительные летние рейсы, с дышащими на ладан вагонами. С неработающими титанами, с не открывающимися/не закрывающимися окнами и прочими прелестями, которые сами собой возникали на долгом пути. И спасение утопающих становилось делом рук самих утопающих.
Тем, кто сегодня путешествует комфортабельными поездами, подобное и не снилось. Дорога круто и бесповоротно шагнула в сторону прогресса. Так что мои дорожные истории — всего лишь маленькое путешествие во времени в докомпьютерную эпоху, а не попытка выставить кого-то в неприглядном свете.
***
В послужном списке у студенток-первокурсниц уже была парочка коротких рейсов под присмотром кадровых проводников. Но сегодня предстоит совсем другое. Они отправляются в дружественную центрально-азиатскую республику уже самостоятельно, а не как желторотые стажеры. Они «плавали, знают» и оттого чувствуют себя уверенно.
Но удивляться в этот раз Вике с Наташей пришлось уже перед началом посадки. Их бывалые коллеги со второго-третьего курса подтянули к своим вагонам целую кучу ящиков с ягодами. Так же, как их старшие товарищи — кадровые проводники. Интересно, зачем им понадобилось столько вишни? Мы же на юг едем, там фрукты-ягоды даже раньше наших созревают... А колбаса, чуть ли не мешками? Причем, не только сухая, но и докторская. Куда столько? Она же сразу портится без холодильника.
О, наивные городские желторотики! Вы еще не знаете, что на третий день пути где-то посреди бесконечно пустынной, выжженной солнцем степи, по которой ветер нещадно гоняет огромные шары перекати-поле, ваш поезд остановится на несколько минут. Тут же будто из-под земли возникнут всадники на взмыленных лошадях. Они будут гарцевать перед каждым вагоном, крикливые, настойчиво стучащие в окна и двери.
И это окажутся вовсе не пассажиры, как думала высунувшаяся из вагона Вика, а жаждущие приобрести наполовину забродившую вишню и колбасу с душком покупатели, которые вообще не станут торговаться. Они быстро совершат товарно-денежный обмен с проводниками и исчезнут в облаке пыли. А поезд продолжит свой ход по бескрайней, ровной, как блюдо, степи, все более походящей на пустыню.
Так и живут, встречая редкие поезда с западной стороны. На много километров вокруг простирается голое пространство. Не видно жилья, лишь изредка попадаются одиноко стоящие юрты. И никаких тебе торговых ларьков, а уж тем более, магазинов.
После внезапного набега у студенток, не подготовившихся ко встрече с наездниками должным образом, каким-то ветром сдуло металлические таблички с обеих сторон вагона. Маленькую, с номером, и длинную, с названием рейса. Многоопытные же коллеги заранее поснимали номера на своих вагонах, на всякий случай. И повесят их только на обратном пути, уже где-то ближе к Оренбургу.
Ну да, а как еще учить неоперившихся? Опыт — он же сын ошибок трудных. Хотя Вика предпочла бы учиться на чужих. Она искренне недоумевала, почему коллеги не сочли нужным их предупредить. Все ж таки, в одном институте гранит науки грызем. Но, увы, сегодня получилось так, как получилось.
Зато тут же нашлись доброжелатели. Подсказали, как пронумеровать вагон с помощью подручных средств. И теперь самолично нарисованную, слегка корявую цифру "восемь" хорошо видно даже ночью. Ведь ее изобразили с помощью тюбика зубной пасты. Правда, цифру приходилось в пути то и дело подправлять. Полужидкая «восьмерка» днем норовила растаять в солнечном мареве, и тогда ветер нагонял в открытые окна волны освежающего, хотя и слегка сладковатого, мятного аромата.
В те несколько дней, когда температура доходила до +50°, в голове у девчонок крутились слова из песни «Учкудук» группы «Ялла». Они же звучали из радиоточки:
Горячее солнце, горячий песок
Горячие губы — воды бы глоток
В горячей пустыне не видно следа
Скажи, караванщик: когда же вода?
О, да. С водой в их вагонной пустыне напряженка. Ту, что брали с собой, давно допили. Неужели придется довольствоваться чаем? Он же горячий, просто ужас хлебать такой в жару. Хм, смотри-ка, а пассажиры, которые из местных краев, пьют по несколько чашек за раз. Сидят потные, но с виду очень даже довольные. Стаканов уже на всех не хватает. Чайная церемония у многих длится часами.
Ладно, тоже попробовать что ли, отхлебнуть немного? Ух ты, вот это фокус. И правда, жажда исчезла, причем, надолго. С тех пор Вика точно знает: никакие газировки и квас, даже самые холодные, не спасают при жаре так, как очень-очень горячий и крепкий чай.
Так на четвертый день пути, получая уроки, большие и малые, Вика добралась в пункт назначения. Но ей предстоит еще путь домой. И сюрпризы придут, откуда не ждали. Возможно, от ее напарницы Наташи, а может, еще от кого из коллег. Или кто-то из пассажиров отличится, как уже было в первой части истории. Расслабляться нельзя, впереди путь неблизкий и непредсказуемый.
Дорогие читатели, напишите, пожалуйста, в комментариях, как вам такой формат, в котором многовато бытовых подробностей и маловато драматизма? Истории в моем новом цикле практически документальные. Может, добавить в следующие щепотку художественного вымысла для остроты, как полагаете? Заранее благодарна за ваши лайки и комментарии.
Продолжение истории, которое уже опубликовано:
Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7.