Найти в Дзене
Путь в образование

Ну все вам не так! Как педагогу реагировать на критику

Оглавление

Критика сыпется на педагога с разных сторон. Его может критиковать руководство, коллеги, родители и, наконец, ученики. Неадекватная реакция педагога на критику может разрушить годы безупречной педагогической работы, подорвать доверительные отношения с учениками и родителями, стать источником финансовых проблем. Поэтому педагогу важно правильно реагировать на критику.

Изображение freepik.com
Изображение freepik.com

Критика, от кого бы она не исходила, может быть конструктивной или деструктивной:

  • конструктивная критика однозначно должна стать стимулом для развития;
  • деструктивная критика не повод для огорчения, ее лучше пропустить мимо себя

Исходя из этих принципов, посмотрим, как лучше вести себя педагогу, когда его критикуют.

Критика руководством

При общении с начальством постарайтесь сохранять хладнокровие. Если критика — не пустые придирки, из нее следует извлечь максимум пользы. Для этого задавайте больше уточняющих вопросов — узнайте, что у вас получается хорошо, а над чем нужно еще работать. Если вы новичок в сфере дополнительного образования, руководитель, критикуя вашу работу, скорее всего даст и полезные советы, как ее улучшить. Возможно, подскажет, на кого из коллег стоит обратить внимание и постараться перенять опыт.

Критика коллегами

Поскольку в допобразовании иная, чем в школе атмосфера общения как с учениками, так и с коллегами, к критике последних стоит прислушиваться. У многих педагогов есть свои отработанные методы изложения трудного материала, свои фишки при проведении занятий. В допобразовании важно уметь заинтересовывать детей, иначе они просто уйдут. Так почему бы не воспользоваться теми приемами, которые уже хорошо себя зарекомендовали?

Но прислушиваясь к критике, нужно уметь отстаивать и свою позицию. Ведь во многих вопросах вы можете разбираться лучше коллег. Тут уже вам лучше поделиться с ними своим опытом.

Критика родителями

Родителей тревожат разные проблемы. Часто они ждут быстрый результат от занятий и, если его нет, могут высказать претензии педагогу, критиковать методы его работы. Если родители чем-то обеспокоены, важно:

  • постараться выяснить и понять их позицию в спокойном диалоге;
  • помнить, что у вас с родителями общая задача — правильное воспитание и развитие ребенка;
  • обратиться за помощью к коллегам или руководителю, если назревает конфликт, и вы не знаете, как его избежать.

Критика учениками

Ученики любят критиковать учителей, да и вообще взрослых. Педагог допобразования не исключение. Важно показать детям пример правильной реакции на критические замечания. Не отмахиваться, а внимательно выслушать. Привести аргументы, если ребенок не прав. Согласиться с замечаниями, если в них есть рациональное зерно. Ни в коем случае нельзя допускать хамство.

Советы психологов, как педагогу воспринимать критику

  1. Первое правило — объективное отношение к себе. Когда вы знаете свои достоинства и недостатки, то представляете и предметы критики, т.е. вы уже к ней готовы.
  2. Огорчение, агрессия, спор с собеседником — недопустимые реакции на критику. Вместо них спокойствие, только спокойствие. Медленный счет в уме до 10, несколько глубоких вдохов и выдохов — увидите, что негатив постепенно исчезает.
  3. Все замечания хорошо оценить по критериям:
    важность для вас мнения критика;
    справедливость и конструктивность сказанного.
    Размышляя над этим, вы успокоитесь и поймете, как реагировать.
  4. Важное правило — внимание к собеседнику-критику, он может сказать что-то полезное.
  5. Если негатив так и рвется наружу, сделайте паузу в разговоре. Это и разрядка, и возможность разобраться в ситуации.
  6. Вынесите из критических замечаний максимум пользы — уточняйте, что именно хочет донести до вас собеседник.
  7. Честная реакция на справедливую и конструктивную критику поднимет ваш авторитет в глазах окружающих. Признайте свои ошибки и поблагодарите собеседника.

Идеальный вариант — педагог в любой ситуации остается невозмутимым и уравновешенным. Конечно, в реальности добиться этого довольно трудно. Зато есть хороший повод поработать над собой, ведь педагог — это наставник, а значит образец правильной модели поведения в различных ситуациях, в том числе и в реакции на критику.

Какой пример достойной реакции педагога на критику вы можете привести? Поделитесь своими мыслями в комментариях.

Вам могут быть интересны публикации:

Как педагоги попали в Сети

Ателье профессий: педагог допобразования

Педагог на все 100

#территорияразвития

#дополнительноеобразование

#допобразование

#педагогдопобразования