Найти в Дзене

Русская морская сабля образца 1914 г.

В XVI в. в качестве абордажного оружия использовался также палаш, рубяще-колющее холодное оружие, состоящее из длинного (около 85 см) и непременно прямого клинка с эфесом, имеющим предохранительную гарду. В 1855 г. этот образец заменил у морских офицеров морскую офицерскую саблю образца 1811 г. МОРСКАЯ ОФИЦЕРСКАЯ САБЛЯ ОБРАЗЦА 1855/1914 гг. принадлежала всем морским офицерам, с 1858 года сабля с таким эфесом, но с клинком абордажного палаша была дана боцманам и фельдфебелям флота, До 1905 г. матросы Гвардейского флотского экипажа носили палаши, позднее замененные тесаками.  В 1906 г. офицерская сабля была присвоена всем командирам и сверхсрочнослужащим первого и второго разрядов Морского ведомства.Как принадлежность морской формы палаш носили до 1917 г. гардемарины Морского корпуса. Морского инженерного училища им. императора Николая I и Отдельных гардемаринских классов.  В 1914 г. морская офицерская сабля заменила драгунские шашки у офицеров авиации и воздухоплавательных частей. Раз

В XVI в. в качестве абордажного оружия использовался также палаш, рубяще-колющее холодное оружие, состоящее из длинного (около 85 см) и непременно прямого клинка с эфесом, имеющим предохранительную гарду. В 1855 г. этот образец заменил у морских офицеров морскую офицерскую саблю образца 1811 г. МОРСКАЯ ОФИЦЕРСКАЯ САБЛЯ ОБРАЗЦА 1855/1914 гг. принадлежала всем морским офицерам, с 1858 года сабля с таким эфесом, но с клинком абордажного палаша была дана боцманам и фельдфебелям флота, До 1905 г. матросы Гвардейского флотского экипажа носили палаши, позднее замененные тесаками.  В 1906 г. офицерская сабля была присвоена всем командирам и сверхсрочнослужащим первого и второго разрядов Морского ведомства.Как принадлежность морской формы палаш носили до 1917 г. гардемарины Морского корпуса. Морского инженерного училища им. императора Николая I и Отдельных гардемаринских классов.  В 1914 г. морская офицерская сабля заменила драгунские шашки у офицеров авиации и воздухоплавательных частей.

Размеры:

общая длина - 935 мм,

длина клинка - 780 мм,

ширина клинка у рукояти - 29 мм,

ширина клинка у начала елмани - 27 мм,

толщина обуха - 5,5 мм,

вес - 900 грамм,

баланс - 180 мм.

Основным определяющим признаком русской морской офицерской сабли был эфес, а также специфическая манера ношения, о чем чуть ниже.

Эфес был вот такого типа:

Латунный, но всегда вызолоченный, с асимметричной гардой, снабженной тремя дужками - нижней и двумя боковыми. Рукоять на конце имела значительный изгиб, навершие оканчивалось очень характерной пуговкой. Она служила креплением: навинчивалась на хвостовик клинка.

В передней части эфеса имелись две шестигранных пластинки - потомка старинных "усов", предназначенных для уплотнения клинка в ножнах. Ножны были деревянные, обтянутые черной кожей "по образцу офицерских шашек Военного ведомства".

С 1914 года для этой сабли приняли новый эфес, отличавшийся от простого, показанного выше, растительным орнаментом(как на офицерских шашках) и николаевским вензелем в овальном картуше на навершии. В 1917 году после известных событий ношение вензеля отменили.

Носить саблю полагалось не в свободном подвесе, а на специальном крючке на портупее ( единственное исключение - если офицер находился вне службы), при этом так, чтобы "эфес был назади, а клинок принял направление вперед". Проще говоря, в вывернутом положении, лезвием назад, как шашку, только еще и вот с таким наклоном:

-2

При этом, что интересно, боковые дужки должны были касаться ткани мундира, безжалостно ее истирая. Причем за неправильное, не таким вот образом (не прицепляя саблю к крючку) ношение начальство нещадно драло подчиненных

Такая же сабля 24 декабря 1913 года была присвоена офицерам-авиаторам для ношения при парадной (в строю и вне строя) и обыкновенной (в строю) форме. 21 марта 1914 года ее приняли для офицеров воздухоплавательных частей (проще говоря, тех, кто летал на дирижаблях и аэростатах).