Найти в Дзене
Звëздный

"Белое солнце пустыни"-Что осталось за кадром

История о брошенном гареме Работая над сценарием о басмачах, Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков интересовались реальными случаями тех времен. Один из ветеранов Гражданской войны рассказал им, как красноармейцы помогли женщинам из брошенного в пустыне гарема добраться до ближайшего кишлака. Начальство сюжет одобрило, однако название «Спасите гарем!» сочло двусмысленным. Свое окончательное название фильм получил в процессе съемок. Осуществить постановку предлагали нескольким режиссерам, включая Тарковского, но ни один из них не счел работу интересной. Владимир Мотыль взялся за нее вынужденно: задуманную картину о декабристах снимать не давали, а жить на что-то надо… Съемки в экстремальных условиях В тот год все силы и средства советского кинематографа были брошены на масштабную киноэпопею «Освобождение», и съемочную группу Мотыля даже не снабдили краном — пришлось сооружать его из каких-то доступных материалов на месте съемок, в Дагестане. На берегу Каспийского моря построили декорац
Оглавление
Источник Яндекс-картинки
Источник Яндекс-картинки

История о брошенном гареме

Работая над сценарием о басмачах, Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков интересовались реальными случаями тех времен.

Один из ветеранов Гражданской войны рассказал им, как красноармейцы помогли женщинам из брошенного в пустыне гарема добраться до ближайшего кишлака.

Начальство сюжет одобрило, однако название «Спасите гарем!» сочло двусмысленным. Свое окончательное название фильм получил в процессе съемок.

Осуществить постановку предлагали нескольким режиссерам, включая Тарковского, но ни один из них не счел работу интересной. Владимир Мотыль взялся за нее вынужденно: задуманную картину о декабристах снимать не давали, а жить на что-то надо…

Съемки в экстремальных условиях

В тот год все силы и средства советского кинематографа были брошены на масштабную киноэпопею «Освобождение», и съемочную группу Мотыля даже не снабдили краном — пришлось сооружать его из каких-то доступных материалов на месте съемок, в Дагестане.

На берегу Каспийского моря построили декорации городка Педжент, несколько нефтяных емкостей, дома таможенника. Но накануне начала работы часть реквизита (пистолеты, ружья и часы Сухова) исчезли.

Мотыль не растерялся: обратился к местному криминальному авторитету с предложением сыграть роль одного из подручных Абдуллы, а когда тот согласился, упомянул о пропавших вещах. Украденное вернули.

Актеры и герои

Трудно понять: то ли фильм вошел в «золотой фонд» благодаря неподражаемой игре актеров, то ли участие в нем принесло сумасшедшую популярность исполнителям — настолько прочно каждый ассоциируется с «Белым солнцем пустыни».

Луспекаев для нас Верещагин, Анатолий Кухнецов — товарищ Сухов, Кахи Кавсадзе — Абдулла, а Петруха — просто Петруха!

В роли Сухова режиссер видел Георгия Юматова. Зная, что у актера проблемы со спиртным, Мотыль взял с него слова не пить.

Зависимость победила: через неделю после начала съемок Юматов выпил на поминках разбившегося в автомобильной аварии друга, а там кто-то сказал, что если бы Георгий не помог погибшему приобрести автомобиль…

Случилась драка. Ждать когда у Юматова пройдут синяки, Мотыль не стал, да и веры ему уже не было. В исполнении Кузнецова роль Сухова приобрела другой оттенок: это уже не супергерой, а находчивый солдат из русских сказок.

Спартака Мишулина в роли Саида зрители узнали не сразу — столь неожиданным было превращение пана директора из «Кабачка «13 стульев»». Сцену, где Сухов находил Саида в пустыне, снимали в Таджикистане. Мишулина несколько раз закапывали в песок — дубли оказывались неудачными. Остроты ощущений добавляли неожиданно появлявшиеся тарантулы, ящерицы и даже змеи.

Черного Абдуллу сыграл актер Тбилисского театра им. Ш.Руставели Кахи Кавсадзе. Колоритного актера смущала «эротическая сцена» с одной из жен, где ему пришлось обнажить торс — но зрители этого эпизода так и не увидели.

На роль Петрухи пригласили Николая Годовикова. 18-летний парень работал слесарем на заводе.

-2

К сожалению, Николай родился не под счастливой звездой. Впервые он снялся в «Республике ШКИД». На съемках в «Жене, Женичке и «катюше» пиротехнический запал прострелил ему ногу; в «Белом солнце пустыни» актер тяжело заболел дизентерией, а в сцене, где его герой погибает, Каха Касадзе промахнулся штыком мимо подложенной под гимнастерку дощечки.

Казалось, все должно было измениться после триумфально роли, но нет: работу Николай бросил, и в 1979 году его осудили за тунеядство, потом были два срока за воровство. В начале 200-х он несколько раз мелькнул на экране в небольших ролях, а в ноябре 2017-го его не стало.

Гюльчитай сыграла ученица Вагановского училища Татьяна Федотова. Больше Татьяна в кино не снималась, всю жизнь прослужила в Ленцкоцерте.

Долго искали статную Катерину Матвеевну, которой Сухов мысленно пишет письма (текст принадлежит Марку Захарову). С трудом уговорили сняться в этой роли редактора студии «Останкино» Глину Лучай.

Человек и пароход

Владимир Мотыль очень хотел, чтобы Верещагина играл Павел Луспекаев, но актер ходил с тросточкой — давала о себе знать ампутация пальцев на обехи ногах из-за обморожения на фронте.

Попробовав на роль Ефима Копеляна, режиссер все же вернулся к кандидатуре Луспекаева и предложил ему сниматься с костылями, обещая перестроить роль.

Павел, который уже не мог выходить на сцену, ухватился за предложение, отказавшись от костылей, и от дублеров — даже в финальной сцене на баркасе он все делал сам.

Это был подвиг: каждый шаг давался с болью, и как только камеру останавливали, жена тут же подносила Луспекаеву складной стул. Видя игру актера, режиссер решил расширить роль, которая задумывалась как второстепенная.

Тяжелый съемки окончательно подорвали здоровье актера, оне не успел полностью вкусить славу от роли Верещагина — умер от разрыва аорты через две недели после премьеры, прямо на съемочной площадке фильма «Вся королевская рать».

Для советских зрителей Верещагин превратился в реального героя. В его честь назван корабль таможенников, который патрулирует воды у Сахалина, а на могиле Луспекаева стоит надгробный камень с надписью: «С поклоном от таможенников Северо-Запада». Внучка актера служит в Пулковской таможне.

«Утерли нос американцам!»

Смонтированный материал руководству не понравился, Мотыля обвинили в перерасходе средств, в отсутствии дисциплины во время экспедиции. Некоторые сцены велели вырезать и многое переснять.

Но даже после этого директор «Мосфильма» не подписал акт о приемке фильма, который «неправильно» показывает героев-красноармейцев.

Картину спас… Леонид Ильич Брежнев. Посмотрев фильм на даче, генсек пришел в восторг. Особенно ему понравилась сцена драки на баркасе и песня о «госпоже Удаче».

Хотя, конечно, несколько озадачило, что удача - «госпожа», а не товарищ. «Утерли нос американцам, молодцы». А почему фильм не в прокате? Его должны увидеть советские люди!» - распорядился Брежнев.