Найти тему
Слишком честно

Театр: Да или нет?

В предыдущем посте я делилась с вами позитивными впечатлениями от своей жизни в театре. Настала пора перечислить минусы театральной жизни и взвесить – чего окажется больше? Специально оговорюсь, я рассуждаю о пребывании в маленьком провинциальном театре, столичные мега- звезды пусть прожигают свою жизнь, я не имею к ним никакого отношения и судить о их них не берусь.

Итак, поехали. Во-первых, театр – это титанический труд. Да-да, со стороны кажется, что актёры эдакие дармоеды, у которых каждый день – праздник. На самом деле, это физически очень тяжёлая работа. И в прямом смысле «тяжёлая работа», когда ты таскаешь на себе костюм ростовой куклы, а он весит почти как ты сам. Или когда едешь на гастроли и перетаскиваешь на себе декорации. Причём, как правило, даже девушки не освобождаются от этой нагрузки.

И в переносном смысле «тяжёлая работа». Когда ты должен осваивать акробатические номера, которые для человека без специальной подготовки невероятно сложны и очень опасны. Когда нервное напряжение от конфликтов с коллегами зашкаливает. Кстати, больничный – непозволительная роскошь. А кем же мы тебя завтра заменим? Ты что, с ума сошёл? Не тянешь – уходи из театра. И вся твоя жизнь превращается в бег по замкнутому кругу – каждый день нужно доказывать, что ты «тянешь». А иначе… Кто-то уже мечтает о твоей «самой лёгкой на свете» работе. Ты бы ему с удовольствием её и передал, но… Беда в том, что человек, проживший много лет в театре, к другой жизни практически не приспособлен. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

«Театр – это клубок лучших друзей и серпентарий единомышленников»,- часто говаривал мой старенький режиссёр. Второй пункт без комментариев. Возможно, вам повезло, и вы нашли исключение. Талантливый, дружный коллектив. Искренне поздравляю! Но так бывает очень редко, даже в детских театральных кружках.

Третий пункт – это отсутствие приватной жизни. Есть такая жёсткая сценическая поговорка, что актёр – профессия прости*ки. Здесь действительно очень сложно выстроить личные границы. Например, человек не хочет снимать обручальное кольцо. В принципе, любой человек имеет на это право. Но не актёр. Ведь он сегодня играет роль жениха (или невесты), вдовца, или даже… кота. И кольцо ему ни к чему.

Я уже не говорю о том, что вас могут заставить целоваться, обниматься с кем угодно и сколько угодно. Обнажаться на сцене перед всем честным народом. Валять дурака и прикидываться шутом, смешить публику. Да мало ли что ещё. Любое неприятие режиссёрских решений и проявление характера может оказаться причиной снятия с роли и даже окончания карьеры. А если вы режиссёр, вы всё время должны доказывать людям, что сделать что-то, что им противно – это здорово и очень полезно для роли. Как-то так.

Пункт четвёртый: театр несправедлив. Как, собственно, и вся наша жизнь. Но здесь это наиболее заметно. Вся драматургия написана, в основном, в расчёте на артистов-мужчин. Женских ролей в пьесах мало. Есть исключения, но они не спасают ситуацию. Поэтому мужчины всегда будут более востребованы, а значит, автоматически получат более комфортные условия. Им режиссёр будет прощать неумение чего-либо в профессиональном плане, грубость, даже пьянство. Артист-мужчина и в хорошем театре сможет получить несколько главных ролей, не прилагая больших усилий. В то время как прекрасная актриса – женщина, умная, красивая, способная и очень старательная, получит две-три незначительные роли или вовсе будет годами томиться «в запасе».

Есть несправедливость возраста. Ты талантливый, целеустремлённый, и ты много лет мечтал об этой роли. Ты знаешь, как её сыграть. Но пока ты мечтал о ней, ты уже несколько «перезрел». Представьте себе Офелию с морщинами или Гамлета с залысинами и солидным брюшком. Это просто смешно. Часто на роль берут не самого одарённого и не самого трудолюбивого, а просто больше подходящего по внешности и возрасту.

А если вы режиссёр, то, скорее всего, вы будете бороться с несправедливостью театра всю свою жизнь. Но совершенно напрасно. Всё равно в труппе подавляющее большинство будет так или иначе оставаться недовольным вашими кадровыми решениями.

Следующий пункт несколько парадоксален, но… в театре трудно проявить свою индивидуальность. Да-да, вы не ослышались, друзья мои.

Когда молодые ребята приходят учиться на актёрский или режиссёрский факультет, они просто кипят желанием доказать всему миру свою оригинальность, неповторимость, самобытность. Но уже во время учёбы разочаровываются, а ко времени работы в театре и вовсе понимают не самые приятные для себя условия игры. Дело в том, что театр – искусство коллективное. Здесь труд режиссёра помножен на труд каждого артиста, драматурга, писавшего пьесу, композитора, художника, осветителя сцены и т.д. То есть даже самый талантливый человек один в поле не воин. Для того, чтобы посредством сценического искусства выразить свою мысль, нужно действовать заодно со всей этой творческой командой. Совпасть. Работать в одном направлении. Такое случается. Но, к сожалению, чаще не случается.

Ещё один пункт, о котором, пожалуй, тоже не стоит забывать, это низкая оценка актёрского труда. Причём как в денежном эквиваленте, так и в отношении к самой работе. Повторюсь, мы не говорим сейчас о московских «звёздах», «звёздищах» и «звездяшках». Простые провинциальные актёры, которые честно зарабатывают свой хлеб в поте лица, чаще всего не заслуживают уважения обывателя. Как в том анекдоте. Бабуля, глядя на мучения Анны Карениной в конце спектакля, говорит: «Корову бы тебе… А лучше – две».

И последняя, но, пожалуй, самая важная причина, которая заставила меня сказать театру «нет». В театре нельзя просто работать. В театре можно только служить. Помню, в драматическом театре за кулисами на стене была нацарапана надпись:

«Театр –моя религия.

Мой бог – Станиславский».

Я не хочу делать из театра кумир. Есть работа, творчество, а есть семья, например. И для меня семья всегда будет важнее. Театр жаден. Он требует, чтобы человек отдавался на сцене полностью, без остатка. Можно и по-другому, но тогда будет жиденько и там, и там. А я не хочу отдавать кому-то или чему-то мою волю, разум, чувства. Хочу жить здесь и сейчас, а не с десяти до тринадцати на репетиции и с восемнадцати до двадцати ноль-ноль на вечернем спектакле… Поэтому в какой-то момент я сказала театру своё «нет». А вы?