В 1991 году Бориса Ельцина, явился миру, как демократ. С временем, однако, всё больше и больше обращался за помощью к военным, наконец стал зависимым от людей, связанных с бывшим КГБ. Последние годы его правления, напоминали власть камарильи, сконцентрировавшейся, вокруг больного и не всегда понимающего ситуацию, монарха. 12 июня 1991 года, на первых свободных выборах, начиная с января 1918 года, президентом Федеративной Республики России стал демократ Борис Ельцин. Россия по-прежнему оставалась в составе Советского Союза, во главе с Михаилом Горбачевым. Начался период фактического двоевластия.
9 августа Горбачева, его ближайшие соратники были арестованы, в его летней резиденции, в Крыму и объявили, что они берут власть в свои руки, чтобы спасти разваливающееся государство.
Главой переворота, был вице-президент Геннадий Янаев. Переворот продолжался три дня и с самого начала, ему была характерна крайняя некомпетентность. Жители больших городов, массовыми демонстрациями протестовали против него. Люди, ложились перед танками, вставляли в стволы цветы, солдатам объясняли, что их приказы являются анти-государственными.
Несколько демонстрантов погибло. Сам демократ Ельцин взобрался на танк командира, пожал майору, который который командовал танком и стоя, как пародия на броневик Ленина в 1917 – выступил с речью, в которой он заверил, что демократия восторжествует. Растет число людей, он получил овации. Путчисты с самого начала, не пользуются поддержкой структур КГБ и армии, которые трактовали все действия, как последние судороги, всеми ненавидимого партийного аппарата, преступного государства. Через два дня после возвращения Горбачёва в Москву, стало ясно, что русский президент взял власть над Советским Союзом.
Годом позже, на пресс-конференции, Борис Ельцин, создатель демократии в России, с таинственной улыбкой, сказал, что только он знает всю правду о перевороте и обещал, что в один прекрасный день, напишет об этом в книге. Не дождались…
При поддержке Ельцина, начали бунтовать автономные республики, являющиеся частью Российской Федерации. В ноябре, Чечня провозгласила свою независимость, и Борис Ельцин согласился дать ей половину оружия, которое было в то время, на ее территории. 6 декабря 1991 года, Ельцин и лидеры Украины и Беларуси признали, что Советский Союз погружается в хаос. Как говорит, Станислав Шушкевич, тогдашний руководитель Беларуси – договорились о встрече, в резиденции недалеко от польской границы, в Беловежской пуще, хотя были не вполне уверены, что именно они намерены сделать. 8 декабря на ужине растянувшемся до поздней ночи, подписали поспешно приготовленное Егором Гайдаром и советником Ельцина, Геннадием Бурбулисом заявление, что к концу 1991 года, сверхдержава СССР, перестаёт существовать.
Между тем, десятки журналистов и политиков на Западе убеждали общественное мнение, что России лучше давать больше кредитов, чем допустить мятеж голодных людей и анархии в вооруженных силах. Такая политика доминировала, в период правления Джорджа Буша и его советника по национальной безопасности Брента Скоукрофта. Когда летом 1992 года, представители русского правительства попросили ЦРУ, чтобы помогли найти $ 20 млрд украденных КГБ и мафией в налоговых убежищах, Скоукрофт отказался помочь.
Экономические реформы
14 августа 1992года Егор Гайдар, объявил план "ваучерной приватизации". Было подсчитано, что собственность государства насчитывает около 10 тысяч. рублей на душу населения, а это … около $ 3. Русская мафия и номенклатура, быстро поняли, как на этой идее заработать. Было изготовлено миллионы фальшивых векселей, акции регистрировались на имена семьи директоров или просто работников отправляли в отпуск, когда приходило время выкупа предприятия. Тендеры по продаже имущества и обычное запугивание закончилось тем, что 95% получателей избавились от своих ваучеров, за бесценок. На практике вся операция оказалась финансированием Мафии и согласием на галопирующую инфляцию. Кредиты которые получала Россия, еще больше вредны для экономики.
В октябре 1992 года Конституционный суд, наложил вето, на указ Ельцина о запрещении коммунистической партии. Ельцин должен был признать, что ему не удалась ни попытка запретить коммунистическую партию, ни значительно уменьшить размер военно-промышленного комплекса, ни приватизация.
Съезд депутатов России, на 80 процентов состоящий из советских коммунистических парт аппаратчиков, не намеревался принимать решения – несмотря на изменения в государственной и политической системе. Маячила перспектива двоевластия. Общество тонуло в нищете, которой не было со времён Сталина. Ельцин начал понимать, как слаба его фракция демократов реформаторов. На самом деле, ни один из них, не может объяснить, бывшему аппаратчику из Свердловска, что такое капитализм и демократия, потому, что никто из них и сам этого, не понимает.
Анатолий Чубайс – недавно назначенный заместителем премьер-министра – убедил его, что он должен пойти на соглашение с военно-промышленным комплексом. В конце года Ельцин, поддерживаемые американским либералами, сумел убедить Белый дом, что он должен, сохранить оборонную промышленность, либо власть в Кремле, заберут генералы, во главе с Жириновским.
Конец демократии
В июле 1993 году Ельциным созвана конституционная конференция, которая должна была разработать конституцию в России. В соответствии с планом, она дала почти королевские прерогативы, службе президента. В заключение, Президент потребовал решения, длившегося с момента СССР, съезда депутатов. В начале октября Ельцин объявил о своем решении.
Дошло до конфронтации. Частично куплена, частично фанатичная толпа обнищавшая в результате инфляции, которая достигла 896 процентов. – кинулись на милицию, затем на здание телевидения. Бои продолжались всю ночь. У повстанцев каким-то образом очутилось в руках оружие и грузовики. В середине ночи появился на телевидении, с круглым, мальчишеским лицом Гайдар, который призвал всех кому дорога демократия, которые не хотят возвращаться в Гулаг, прийти на Красную площадь, чтобы защитить Кремль. 30 человек пришли. Ельцин направил более эффективный призыв, в армию. Генерал Павел Грачев сказал ему, чтобы подождал почти три часа, прежде чем они согласились направить танки. На следующий день, войска вошли в город и начали обстрел парламента. После трёх дней, депутаты повесили белый флаг.
Этот день обозначил конец демократического эксперимента в России. С того момента Ельцин стал заложником Армии. Выборы в Думу, в декабре принесли победу и довольно хорошие результаты, двум коммунистическим партиям. Гайдар и его демократическое правительство, ушли в забвение. Истинный победитель этого противостояния, генерал Грачёв, который объявил в 1992 году, в Лондоне, о возрождении Великой демократической России «, год спустя, начал войну в Чечне. Новым премьер-министром стал Виктор Черномырдин, бывший коммунист, быстро ставший демократом. Характеристикой этого старого аппаратчика, может послужить его высказывание «Всегда воровали и всегда будем воровать».