Найти тему

Юрисдикции и регулярность

Как анонсировал, продолжу о масонстве под сенью Великой Ложи России.

В прошлый раз («Как стать масоном») я упомянул два термина, не объяснив их: «регулярный» и «юрисдикция». Хотя интуитивно они могут представляться и понятными, но будет строже, если я их объясню.

(сразу небольшое лирическое отступление: в Яндекс.Дзене упоминание мною термина «регулярный» вызвало предсказуемо целую волну негативных и не вполне относящихся к теме публикации комментариев от лица нерегуляров, так что я заранее предвижу аналогичный эффект; на прочих ресурсах, где я зеркалю более или менее одни и те же материалы, я нерегуляров по мере возможности уже поперезабанивал, в Дзене это вопрос времени и активности нагнетания волны)

Итак.

Начну со второго пункта, поскольку это короче.

Масонство, как бы ни пытались рассказывать конспирологи, фашисты и прочие любители поискать врага не там, где он сидит, не имеет единого центра. Российское масонство, что бы вам ни говорили, не управляется ни из Великобритании, ни из США, ни из Франции, ни (какие там ещё конспирологические мифы есть-то, я забыл).

Вместе с тем, каждая «первичная ячейка» (которая, как я уже говорил, называется Достопочтенной Ложей) работает под управлением, скажем так, территориального центра. Ну вот так, всё по Марксу, как вы любите, единство и борьба противоположностей: с одной стороны, _единого _ центра нет, а с другой стороны, на каждой территории свой центр есть. Масонская организация, мониторящая группу Достопочтенных Лож, называется Великой Ложей и на своей территории обладает полным и абсолютным масонским суверенитетом. Вот это и называется масонской юрисдикцией: Великая Ложа со всей подотчётной территорией и работающими на ней Достопочтенными Ложами.

В принципе, границы масонской юрисдикции более или менее соответствуют границам государства – но есть нюанс. Причём как одна юрисдикция может работать на территории нескольких государств (такое может быть, например, когда из двух соседних государств в одном уже есть Великая Ложа, а в другом нет – тогда существующая Великая Ложа может создать т.н. дистрикт на территории другого государства и вырастить на нём определённое количество Достопочтенных Лож, которые в дальнейшем уже смогут организоваться в новую Великую Ложу), так и наоборот, на территории одного государства может быть несколько юрисдикций (такое может быть, например, когда государство на самом деле представляет собой конгломерат частично независимых подгосударств – скажем, в США у каждого штата есть своя Великая Ложа). Однако на одной территории не могут быть признаны регулярными несколько юрисдикций.

Теперь к вопросу регулярности.

Это понятие близко к понятиям законности и легитимности. Наверное.

Говоря догматически (в чём меня любят обвинять нерегуляры), всё, что обладает масонской атрибутикой, но не имеет признания регулярности – масонством не является. Но поскольку так считают не все, так и быть, я могу говорить, что есть «регулярное и нерегулярное» масонство (хотя, повторюсь, с моей, сугубо догматической точки зрения, правильнее говорить о том, что есть регулярное масонство, а есть использующие атрибутику и ритуалистику «сектанты»).

Для того, чтобы масонская структура была регулярной, в большинстве случаев необходимо выполнение трёх пунктов:

• структура должна быть учреждена законным (по масонским законам) образом;

• структура должна соблюдать ландмарки (основополагающие принципы) и традиции Ордена;
• структура должна быть признана за регулярную другими регулярными юрисдикциями (при этом если под структурой мы подразумеваем Достопочтенную Ложу, категорически необходимо признание Великой Ложи, под юрисдикцией которой она работает, разумеется).

Почему говорю «в большинстве случаев»? Потому что мы всё же не в компьютерной симуляции живём (ну или в симуляции, но с достаточной вариативностью законов). Бывают и такие ситуации (особенно среди парамасонских организаций – сиречь, организаций не масонских, но работающих под эгидой Ордена), когда организация учреждается «диким» образом, но впоследствии, по плодам своим, признаётся за регулярную (например, так было с какой-то из то ли европейских, то ли латиноамериканских юрисдикций парамасонского подросткового Ордена де Моле, если мне не изменяет память – но врать не буду).

Что такое ландмарки? Это, как я уже в скобочках пояснил, основополагающие принципы, на которых строится Орден. По идее, каждый кандидат, особенно заполняющий бумажный вариант петиции на вступление в Орден, должен быть под роспись ознакомлен с ландмарками, иначе зачем оно всё.

Разумеется, одно и то же учение можно по-разному разбить на пункты (если знаете, даже по вопросу списка смертных грехов в христианстве можно увидеть по меньшей мере два равно популярных мнения), но это различия скорее в структуризации объекта, чем в самом объекте. Поэтому каждая юрисдикция, в принципе, может иметь свой список ландмарок, что никак не отменяет того, что их «векторная оболочка» в итоге даёт одно и то же «линейное пространство» регулярного масонства.

Наиболее известная структуризация масонских ландмарок – это, пожалуй, список Макея (Альберт Макей – один из наиболее видных масонских авторов XIX века):

1. Опознавательные знаки и слова (не ждите, приводить их здесь не буду).

2. Деление символического масонства на три градуса (да, дорогие мои любители с придыханием говорить о «масонах тридцать третьего уровня», на три градуса – впрочем, в одной из следующих статей на тему масонства, если они будут, я коснусь и вопроса тридцать третьего градуса, и в каком контексте это имеет смысл, а в каком не имеет – и да, в том контексте, в котором говорят конспирологи, в 146% случаев не имеет).

3. Легенда третьего градуса (кстати, слово «легенда» не так-то однозначно, как может показаться – в одной из следующих статей я планирую поговорить об этом).

4. Братством управляет председательствующий офицер, называющийся Великим Мастером и избирающийся из состава братьев.

5. Великий Мастер обладает правом председательствовать на любом собрании братства, где бы и когда бы оно ни проходило.

6. Великий Мастер обладает властью даровать право открытия ложи и проведения в ней работ.
7. Великий Мастер обладает правом давать разрешение на посвящение какого-либо брата в какой-либо градус без соблюдения обусловленных традицией сроков.
8. Великий Мастер обладает правом проводить посвящение в братство без соблюдения обычной процедуры.
9. Масоны должны собираться в ложах.
10. Когда братья собираются в ложе, ими должны руководить мастер и два стража. (здесь под мастером имеется в виду избранный руководитель ложи – Досточтимый Мастер; есть ещё термин Мастер в значении «масон, достигший третьего, высшего градуса символического масонства»)
11. Во время собрания любой ложи она должна соответствующим образом охраняться.
12. Каждый масон имеет право на представительство в любых общих собраниях братства, а также соответствующим образом инструктировать своих представителей.
13. Каждый масон имеет право апеллировать по поводу решения своих братьев к Великой Ложе или всеобщей Ассамблее масонов.
14. Каждый масон имеет право посещать и присутствовать на собраниях любой регулярной ложи.
15. Ни один посетитель, не известный присутствующим братьям, или кому-то одному из них, не имеет права входа в ложу, пока не пройдет опрос или экзамен в соответствие с древними традициями. (а вы думали, в сказку попали? у нас всё по-взрослому)
16. Никакая ложа не имеет права вмешиваться во внутренние дела другой ложи или же присваивать градусы братьям-членам других лож.
17. Каждый масон обязан повиноваться масонскому законодательству своей юрисдикции (по месту жительства) вне зависимости от того, состоит он в какой-либо ложе или нет.
18. Кандидаты на посвящение в Братство должны отвечать определённым требованиям. (об этих требованиях я в прошлой статье на эту тему уже писал)
19. Вера в существование Бога (в рамках масонского ритуала называемого «Великий Архитектор (Строитель) Вселенной» – это не какая-то иная сущность, это описательное именование, такое же, как «Господь» или «Создатель», если ВДРУГ кому-то непонятно).
20. Вера в возрождение к грядущей жизни.
21. Книга священного закона является неизменной, незаменимой и неотъемлемой частью убранства любой ложи.
22. Равенство масонов.
23. Тайна организации. (мы говорим, что Орден есть не тайное общество, а общество с тайнами, это тоже тема для статьи, наверное)
24. Основание спекулятивной (умозрительной) науки на оперативных (действенных) началах, а также символическое использование и объяснение терминов данного ремесла ради обучения религиозным и нравственным принципам.
25. Эти ландмарки неизменны.
Наконец, третий пункт – признание других регулярных юрисдикций.

Вот с этим всё особенно забавно.

Как я уже говорил, в масонстве нет единого центра. Поэтому с признанием между масонскими юрисдикциями дела обстоят как с товариществом между людьми. Две юрисдикции порознь могут состоять в отношениях взаимного признания с третьей, но не признавать при этом друг друга. Признание у юрисдикции может быть отозвано (ввиду нарушения ландмарок, ввиду небратского поведения и по другим причинам). Возможна в теории даже ситуация, когда на протяжении определённого переходного периода при наличии двух юрисдикций, претендующих на одну и ту же территорию, часть регулярного масонства признаёт одну из них, а часть другую (это ситуация диковинная, поэтому если в теории и возможна, то как транзиторное состояние).

Разумеется, если штук пять нерегулярных юрисдикций (условно говорю) договорились о взаимном признании друг друга, но у них нет взаимного признания с регулярными юрисдикциями кроме как между собой, то циклическое взаимопризнание их регулярными не делает. Тут как со сборкой мусора в .NET Framework – если два объекта без финализаторов ссылаются друг на друга, но при этом на них нет ссылок ни из выполняемого в данный момент кода, ни из статических полей, ни из интеропа, от утилизации их тот факт, что они друг на друга ссылаются, не спасёт вообще никак. Вместе с тем, поскольку определённый граф, не привязанный к «освящённому веками графу признаний», таким образом начертить математически возможно, то нужно это было как-то обозначить. В мире интересующихся масонством профанов и в мире нерегуляров, старающихся свою нерегулярность как-то терминологически облагородить, этот граф обычно именуют «либеральным масонством». Но, повторюсь, догматически это не более масоны, чем рукополагающие самих себя сектанты – священники.

#масонство