Казалось бы, Ладожское озеро является внутренним водоемом. Но у нашей Ладоги есть своя история подводных лодок. И пусть Ладога была лишь эпизодом в их биографии, тем не менее это история и этих подводных лодок, и нашего Ладожского озера. Что же это были за лодки? Какова их судьба? Читайте в цикле материалов Владимира Карманова #подводные лодки на ладоге .
ИСПЫТАНИЕ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ НА АКВАТОРИИ ЛАДОЖСКОГО ОЗЕРА.
Кроме перечисленных случаев с нахождением ПЛ в водах Ладожского озера есть еще одна причина – это привлечение подводных сил для испытания образцов военного вооружения и военной техники. По информации из книги адмирала Михайловского А.П. «Адмиралтейская игла»: «…летом, в период интенсивного проведения испытаний, бригада [177 бригады опытовых кораблей] получала усиление за счет Кронштадтской дивизии, а также аварийно-спасательной и гидрографической служб базы. На Ладогу обычно переводятся 1-2 ПЛ, спасательное судно, киллекторы, буксиры, плавкраны, самоходные баржи, гидрографические катера…»
Так уж получилось, что это были средние ПЛ проекта 613, что же это за лодки, чем они отличились за свою службу и в каких испытаниях на Ладожском озере они принимали участие.
ПЛ проекта 613 (по классификации НАТО: «Whiskey») - серия средних дизель-электрических ПЛ ВМФ, построенных в 1951 - 1957 гг. Серия стала самой массовой в советском подводном флоте: было построено 215 подводных лодок. 43 лодки впоследствии были переданы различным странам, ещё 21 лодка была построена в Китае по советским чертежам и с использованием советских комплектующих. За период службы в ВМФ СССР ПЛ проекта 613 и их модификаций в мирное время потеряно 2 корабля: С-80 и С-178.
ПЛ С-156 проект 613, «Комсомолец Казахстана» (1972 г.) 613Е (1959 г.).
1952 г. 25 октября заложена на эллинге ССЗ №112 «Красное Сормово» им. А.А. Жданова в г. Горький. 1953 г. 1 апреля спущена на воду. Весной переведена по внутренним водным системам на ССЗ №189 им. С. Орджоникидзе в г. Ленинград для достройки и испытаний. Вошла в состав 39-го ДнСПЛ (с 15.05 - в составе 93-й БрУСПЛ КВМК). 31 декабря вступила в строй. Зачислена в состав 93-й БрУСПЛ Кронштадтской военно-морской крепости (с 01.08.1954 - в составе 68-й ДиУК(ПЛ) с последующим базированием в г. Кронштадт.
Объявлена лучшей ПЛ соединения (1957, 1965, 1966, 1981 гг.). 1965 г. 25 - 29 июня в составе отряда кораблей нанесла визит в г. Гдыня (Польша). В апреле1970 г. Приняла участие в учениях «Океан-70».1972 г. присвоено звание «отличной» ПЛ. 12 октября присвоено почетное наименование «Комсомолец Казахстана» 1979 г. участвовала в торпедных стрельбах на приз ГК ВМФ (оценка – «отлично» и заняла 2-е место в ВМФ по торпедной подготовке.
1984 г. Перебазирована на Ладожское озеро, где успешно выполнила задачи по испытанию новой техники и оружия.
Участвовала в праздничном параде на Неве в г. Ленинград (1986 и 1987 гг.).
1987 г. в районе о. Мощный участвовала в съемках фильма «Секретный фарватер» (Одесская киностудия, режиссер Костроменко В.).
1990 г. 19 апреля исключена из состава ВМФ.
ПЛ С-169 проект 613, УТС-287.
1953 год 13 июля. Заложена на эллинге судостроительного завода №112 «Красное Сормово» им. А.А. Жданова в г. Горьком как средняя подводная лодка проекта 613. 27 ноября спущена на воду. Весной 1954 г. по внутренней водной волжско-каспийской системе переведена на достроечную базу завода в г. Баку. 29 июля. Вступила в строй.
Осенью 1955 г. переведена по внутренним водным системам из г. Баку в г. Ленинград. 27 декабря перечислена в состав 93-й БрУСПЛ 68-й ДУК КВМК с базирование в г. Кронштадте.
1961 год. Прошла переоборудование с установкой наружного 650-мм торпедного аппарата для испытания новых видов оружия.
В сентябре 1967 г, на испытаниях новой техники в полигоне Ладожского озера.
1974 г. присвоено наименование «Отличная ПЛ».
1975 г. Из-за неудовлетворительного технического состояния передана в КОЛМЗ для переоборудования в УТС. 21 июня 1976 г. выведена из боевого состава, переформирована, перестроена и перекласифицирована в УТС.
2011 г. Выведена из списочного состава кораблей судов ВМФ. 2012 г. Затонула у пирса в купеческой гавани Кронштадта. В октябре 2014 г. передана на утилизацию.
ПЛ С-170 проект 613, СМ-363 (1983 г.).
1953 г. 27 августа заложена на ССЗ №112 «Красное Сормово» им. А.А. Жданова в г. Горький. 19 декабря спущена на воду. Весной 1954 г. по внутренним водным системам переведена в г. Ленинград для прохождения сдаточных испытаний. Вошла в состав 93-й БрУСПЛ 68-й ДиУК(ПЛ) КВМК с базированием на г. Кронштадт. 26 июля вступила в строй.
1964 г. Объявлена лучшей ПЛ соединения.
1965 г. 25 - 29 июня в составе отряда кораблей нанесла визит в г. Гдыню (Польша).
1970 г. В июле перешла на Химкинское водохранилище в г. Москва для участия в водно-спортивном празднике в честь празднования Дня ВМФ. В ночь с 23 на 24 июля ПЛ погрузилась и всплыла в самый разгар праздника.
1973 г. объявлена лучшим кораблём ЛенВМБ. Награждена переходящим Красным Знаменем Ленинградского горкома КПСС и Ленгорисполкома. (1973 и 1974 гг.).
1977 г. Летом переведена в сухом доке на Ладожское озеро в г. Лахденпохья.
1978 г. 25 – 30 июля участвовала в параде кораблей в честь дня ВМФ на р. Неве. В августе переведена в сухом доке на Ладожское озеро в г. Лахденпохья. Работала со спасателем по обнаружению аварийной ПЛ на глубинах 60 м и 120 м с присоединением аварийного колокола и всех систем жизнеобеспечивания. Также проводила работы в интересах научных исследований.
1982 г. 8 февраля исключена из состава ВМФ.
ПЛ С-189 проекта 613.
1954 г. 31 марта заложена на Балтийском Заводе (ССЗ №189) им. С. Орджоникидзе в г. Ленинград. 4 сентября спущена на воду. 1955 г. 9 января поднят военно-морской флаг (приказ Командующего 4-го ВМФ от 8 января 1955 г.). 9 марта вступила в строй. Вошла в состав 8-го ВМФ. Включена в состав 157-й БрПЛ 17-й ДиПЛ 8-го ВМФ СССР с базированием на г. Усть-Двинск (Латвийская ССР), затем - г. Палдиски (Эстонская ССР). 1956 г. 20 мая перечислена в состав 158-й ОБрПЛ 27-й ДиПЛ КБФ с базированием на г. Клайпеда (Литовская ССР).
1957 г. 1 июля перечислена в состав 417-го дивизиона 177-й бригады опытовых кораблей Ленинградского BMБ с базированием на б. Владимировская (Ладожское озеро). В октябре 1958 г. перечислена в состав 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМР. Базировалась на г. Ленинград и г. Кронштадт.
1959 г. Перешла на испытательный полигон на Ладожское озеро для испытаний новых образцов вооружения и техники.
1960 г. При выполнении программы испытаний, при подныривании под обеспечивающий корабль, произошло касание ограждением рубки днища корабля. Причиной столкновения оказалась нерасчетливость командира. После разбора происшествия он был снят с должности.
1968 г. В день 50-летия ВМФ выполнила в Ленинграде на Неве специальное задание: по сигналу погрузилась в позиционное положение напротив Горного института, прошла под мостами до Литейного моста и всплыла. Когда поравнялась с кормой крейсера «Киров», с носовой надстройки ПЛ были выпущены сигнальные ракеты.
1970 г. 9 апреля приказом командира Ленинградской ВМБ объявлена - «Отличным кораблем».
1970 г. В апреле приняла участие в маневрах «Океан». За отличные показатели в боевой и политической подготовке в 1970 г. занесена в книгу Почета Ленинградской ВМБ (приказ командира Ленинградской ВМБ от 12.11.1970).
Подтвердила звание «Отличный корабль» (1971 и 1972 гг.).
1975 г. С мая по сентябрь выполнила программу специальных испытаний новых образцов вооружения и техники на полигоне в Ладожском озере.
1977 г. В июле представляла соединение на праздновании Дня ВМФ в г. Москва.
1978 г. В октябре приняла участие в торпедных стрельбах на приз ГК ВМФ. Стрельба на «отлично» заняла 2-е место в ВМФ по торпедной подготовке.
Признана лучшим кораблем соединения (1978, 1979 и 1982 гг.).
1979 г. Летом перебазирована на Ладожское озеро для участия в испытаниях новых образцов оружия.
1985 г. приняла участие в параде в День ВМФ в г. Ленинграде.
1986 г. 1 сентября, согласно директиве ГШ ВМФ, выведена в резерв 3 категории и законсервирована.
1990 г. 19 апреля исключена из состава ВМФ. Поставлена на отстой в г. Кронштадт.
1998 - 1999 гг. Затонула из-за неисправности забортной арматуры и находилась в затопленном состоянии в Купеческой гавани г. Кронштадт.
2005 г. В ноябре поднята и отбуксирована на Канонерский завод для переоборудования в музей. 22 июня 2006 г. выведена из плавдока Канонерского завода и поставлена к достроечной стенке для завершения работ по восстановлению интерьера. 2 августа 2007 г. переведена и отшвартована к плавпричалу набережной Лейтенанта Шмидта напротив Морского корпуса Петра Великого (бывшее ВВМУ им. Фрунзе) в г. Санкт-Петербург для постоянной стоянки. 2007 г. 3 августа. Торжественный подъем флага и открытие подводного плавучего музея «ППМ С-189».
2012 г. Открыта для посещения в качестве музея.
И напоследок. Эта ПЛ интересна тем, что работала с нашим Приозерским полигоном. В то время он назывался 230 объект ВМС и в его состав входил 60-й отдельный дивизион кораблей и судов специального назначения. Руководство осуществлял Центральный научно-исследовательский институту №16 ВМФ. Это нынешний НИЦ БТС (войсковая часть 70170).
ПЛ С-45 проект 613.
1950 г. 30 декабря заложена на эллинге ССЗ №112 «Красное Сормово» им. А.А. Жданова в г. Горький. 1951 г. 16 июня спущена на воду. 1952 г. переведена вниз по Волге и Каспию в г. Баку для прохождения сдаточных испытаний. 1952 г. 31 декабря вступила в строй. Летом 1953 г. переведена по внутренним водным системам из г. Баку в г. Молотовск. 9 ноября перечислена в состав СФ.
В июне 1957 г. включена в состав 73-го ОДнПЛ СФ с базированием на Новой Земле - для участия в испытаниях ядерного оружия. Прибыла в губу Белушья.
1957 г. 10 октября. Участвовала в испытаниях ЯО. По боевой тревоге дивизион был рассредоточен по своим точкам (по плану стрельбы ядерной торпедой с ПЛ С-144). Придя в точку, ПЛ легла в дрейф в крейсерском положении и стала ожидать ядерного взрыва. Наверх были вынесены приборы радиационно-химической разведки и дозиметрического контроля. На ПЛ отчётливо видели сначала яркую вспышку, а потом огромное зарево и мощный поток света, как будто светило второе солнце. Ударной волны не почувствовали, так как находились на большом расстоянии от эпицентра взрыва. После наблюдения взрыва, производства замеров уровней проникающей радиации и записи показаний приборов, ПЛ сразу погрузилась для производства дезактивации. Под водой ПЛ ходила шесть часов разными курсами и скоростями в соответствии с заданием, а затем всплыла и вернулась в губу Белушья к своему причалу. В октябре в составе Отряда кораблей совершила поход вдоль западного побережья Новой Земли до мыса Желания и далее с заходом в Карское море и обратно с задачей изучения последствий ядерного взрыва.
10 - 11 ноября перешла для переоборудования на СРЗ «Звездочка» в г. Северодвинск.
1958 г. Зима – весна. Прошла переоборудование для обеспечения испытаний на Ладожском озере. С ПЛ была выгружена аккумуляторная батарея из четвёртого отсека, а яму АБ нашпиговали различными системами с атомных и ракетных ПЛ. По всей лодке установили тензодатчики. На отдельных боевых постах аппаратуру поставили на амортизаторы. Даже кое-где для личного состава установили сидения на амортизаторах;
В мае вышла из завода. Сразу же начала переход на Ладожское озеро. До Беломорска шла своим ходом, а там встала в плавдок. До Ладоги ПЛ буксировали по внутренним водным путям и Беломорско-Балтийскому каналу. В озере ПЛ вышла из дока и пошла своим ходом в одну из северных бухт, где встала на специально установленные для нее бочки. Предположительно на время испытаний входила в состав 60-го Отдельного дивизиона опытовых кораблей с подчинением Центральному научно-исследовательскому институту №16 ВМФ.
Летом, на специально оборудованном полигоне проверялось воздействие ударной волны от взрывов на корпус ПЛ, технику и л/состав. Вместо л/состава на ПЛ были посажены собаки и кошки. Снизу к ПЛ прикреплялась многотонная балластина на тросах нужной длины. Осуществлялось медленное и осторожное погружение ПЛ без хода, пока балластина не ляжет на грунт. Затем лодка удифферентовывалась на определенной глубине с небольшой положительной плавучестью. После этого ПЛ всплывала, и л/состав высаживался на катера. На ПЛ оставались командир ПЛ, командир БЧ-5 и старшина команды трюмных. Старпом ПЛ находился в шлюпке у борта ПЛ в районе ограждения рубки. Командир ПЛ задраивал верхний рубочный люк и вместе с механиком и трюмным выполнял медленное погружение лодки, порциями заполняя среднюю группу ЦГБ. Когда от уровня воды до верхнего рубочного люка оставалось примерно два метра, старпом три раза бил по корпусу железным прутком. Трюмный открывал эпроновские клапана продувания средней группы водолазом, и быстро выскакивал из лодки. Следом за ним стремительно выскакивал механик. Командир ПЛ вылетал последним и задраивал снаружи верхний рубочный люк. Все трое прыгали в шлюпку и мгновенно отходили от ПЛ и гребли к берегу. Далее ПЛ самостоятельно погружалась на заданную глубину. Балластина удерживала ПЛ на месте и на заданной глубине. Место лодки обозначалось буйками, а также плотиками, на которых были закреплены концы воздушных шлангов, присоединённых к эпроновским штуцерам на подводной лодке для продувания средней группы ЦГБ. На глубину погружения ПЛ на определенном расстояниях от борта по траверзу погружался и затем подрывался заряд. Прогибы корпуса фиксировались тензометрическими датчиками. Уровни всех физических полей и химических параметров регистрировались самописцами, магнитофонами, фотокамерами и другой аппаратурой. Через час-два к лодке подходил водолазный бот, подключался к шлангам, и компрессором продувал среднюю группу ЦГБ. ПЛ всплывала в позиционное положение. Старпом с членами специальной комиссии на шлюпке подходил к борту ПЛ и спускался в лодку и осматривали её. Комиссия фиксировала результаты испытаний и снимала регистрирующую аппаратуру.
Затем, после доклада старпома, на ПЛ приходил на катере командир ПЛ и л/состав. Все производили тщательный осмотр ПЛ и проверяли механизмы по своему заведованию. Фиксировались все нештатные ситуации, происшедшие после взрыва, выходы из строя техники и так далее. После этого запускались дизеля и продувался главный балласт. Среди «нештатного л/состава», то есть кошек и собак, после первого взрыва были раненые. У стоявших на палубе были сломаны ноги. А у находившихся на сидениях с амортизаторами повреждений не было. При каждом новом испытании заряд приближали к ПЛ. Количество повреждений корпуса и механизмов увеличивалось.
После первых четырех взрывов испытания продолжались, однако после одного из последующих взрывов из-за нарушения герметичности сальников забортных устройств ПЛ приняла воду и легла на грунт. Внутри отсеков были пожары. Собаки и кошки погибли. ПЛ быстро подняли и в плавдоке отбуксировали в г. Ломоносов для очистки перед ремонтом. После чистки ПЛ, её отвели в г. Ленинград на Адмиралтейский завод для восстановления и ремонта.
29 ноября лодка отнесена к подклассу опытовых ПЛ.
1959 г. Весной после восстановления переведена на Ладожское озеро. Предположительно на время испытаний входила в состав 60-го Отдельного дивизиона опытовых кораблей с подчинением Центральному научно-исследовательскому институту №16 ВМФ.
1959 - 1960 гг. Проходила тестирование при взрывах около корпуса на Ладожском озере;
1960 г. 15 сентября. Исключена из состава ВМФ.
Весь цикл материалов о подводных лодках на Ладоге можно прочитать в канале газеты Приозерские ведомости.
Владимир Карманов
Используемая литература и интернет-ресурсы:
- Русин Ю.С. «Всю войну на малютках» (Москва. Военное издательство. 1988 г.);
- Михайловского А.П. «Адмиралтейская игла» (СПб, Наука, 199 г.);
- http://www.deepstorm.ru.Штурм Глубины;
- https://forums.airbase.ru/2016/09/t58731_32--vov-podvodnye-lodki-tipov-s-k-i-dr.html. ВОВ - подводные лодки типов С, К и др.;
- https://forums.airbase.ru/2018/10/t69133_56--parady-vmf-na-neve.html. Парады ВМФ на Неве;
- http://www.sovboat.ru/start/start.php3. Великая Отечественная под водой.