Найти тему
Kinoryba

Muddy Waters – Electric Mud (1968)

Все, что белые люди думают о блюзе, они услышат на этой пластинке. Правда, многие из тех белых людей, что любят черный блюз и считают (или на самом деле) в нем разбираются, этот альбом ненавидят. Он, конечно, совершенно отдельный и мнения по нему разделились жестко. Половина критиков считает его зенитом Уотерса, вторая половина, соответственно – надиром. Середины нет. Возможно, это и провали взлет, по мне, так это удивительный и крутейший альбом Уотерса. Была тут и коммерческая составляющая – Чесс-рекодрс стремилась откусить кусок от «белого рынка», где очень хорошо шел всяческий белый же блюз-рок с длинными гитарными соло и адскими ударными. И, в основном, на это и делается упор негативно настроенных критиков – Уотерс перестал петь-играть «настоящий блюз» и принялся копировать белый рок с затрагиванием Хендрикса, без которого все равно в белом блюз-роке никуда. Но на самом деле от Хендрикса в этом альбоме не слишком много чего есть. А много там чисто рокового звучания, солирующих гитар, тяжелых ударных, реверберации, гулкого риффового баса и невероятного голоса Уотерса. На этом альбоме он легко убрал и Хаулина Вулфа, и Диксона, песни которого поет в том числе, и даже Джэймса Брауна – и, не побоюсь этого слова, Джими Уизерспуна, которого, как я всегда считал, никому не перепеть. Альбом этот настолько крут, что часто слушать его невозможно, он полностью вышибает не только мозг, а вообще, все, что внутри. Естественно, любители аутентичного блюза пришли в ужас – разве можно так громко… Блюз бывает разный. И такой – мегаэлектрический – в том числе. Группа здесь для Уотерса новая – его команда не смогла бы так сыграть – так зло и таким звуком. Electric Mud, кстати говоря, записывались потом и без Уотерса – и тоже очень неплохо, но эта запись кладет весь мир на лопатки и становится ясно, что Уотерс – лучший. Без вариантов. Маршалл Чесс, продюсировавший запись, добился звука, которого на Чесс-рекордс не было никогда – ни до, ни после Electric Mud. Пластинка звучит так, как будто на записи играли африканские шаманы, впервые попавшие на электростанцию и узнавшие, что такое электричество. Используя свои мистические возможности они подключились к генераторам напрямую и стали питаться им вместо воздуха, еды и воды. И засветившись слепящим электрическим светом, схватили инструменты, для которых даже провода были уже не нужны. Начало альбома – песня Диксона I Just Want To Make Love To You начинается с грохота ударных, эхом отдающихся в обоих каналах – так же, как и голос Уотерса везде погружен в глубокую реверберацию. Гитара играет сразу и без остановки – соло и между куплетов, и на куплете, и в долю и поперек, она живет совершенно своей жизнью, отдельной от жизни и пения Уотерса. Сначала это кажется странным, но потом привыкаешь. Гитара ведет свою линию, хрипит, бормочет и воет до тех пор, пока ее не смывает тяжелой волной орган. Ударные с басом тоже существуют сами по себе – они зарубают так громко, что им уже не до нюансов, они в глубокой медитации. Hoochie Coochie Man – пение Уотерса как рев сирены, гудок локомотива и рык льва – все вместе. Хэт звучит громче всех остальных инструментов, демонстрируя, что это не просто музыка, а музыка металлическая. Гитара – как была заявлена в первой песне, так и продолжает свою истерику, здесь поддержанную гармошкой с такими неожиданными пассажами, которых у Уотерса прежде никогда не было. Уотерс как будто отвечает на вопрос – «А можешь еще громче? – Могу!» Кавер The Rolling Stones – Let’s Spend The Night Together начинается с риффа Sunshine Of Your Love и дальше звучит как фанк, сыгранный ожившими статуями с острова Пасхи, становясь узнаваемой только в рефрене. Мрачный рев и булькание бас-гитары начинает She’s All Right и песня уходит в вуду-заклинания с флейтой, тяжелым басовым грувом и все той же пронзительной гитарой, которая на этом альбоме сыграла больше, чем Клэптон на всех альбомах Cream. Это самая волшебная и самая необычная песня на альбоме – правда тем, кто не любит композиции, лежащие на одном аккорде и до оторопи перегруженную и заплющенную гитару, она может не приглянуться. К финалу правда инструментальная часть песни расширяет гармонию, флейта играет партию очень красивую, а гитара – невероятно, фальшиво-омерзительную, а вместе все звучит прекрасно. I’m A Man – начинается так же, как всегда ее исполнял Уотерс – с длинной ноты, с призывного пения-крика, все как всегда - если бы не неожиданное арпеджио арфы – и все быстро встает на свои места. Фанковый грув ритм-секции, сумасшедшее фортепиано, почти обессилевшая, но поймавшая второе дыхание гитара, укротить которую не в силах даже Маршалл Чесс - безумие продолжается. Herbert Harpers Free Press – Еще больше фанка и еще больше гитары, которая играет много, но по ощущениям – все время одну ноту. Tom Cat начинается мяуканьем кота, придавленного упавшим на него небоскребом и гитара подхватывает это мяуканье – вау-педаль используется не всегда уместно, но от души. Гармошка играет что-то уже совсем психеделическое, а ритм-секция качает из недр земли нефть цистерна за цистерной. Same Thing – Уотерс поет уже практически так же, как всегда – в чистом блюзе, но группа тянет в свою сторону – электричество еще не вырубили и можно порезвиться. В целом, прослушивание этого диска – невероятный творческий акт – в хорошем смысле. Процесс незабываемый. Очень люблю эту пластинку.