В 1970-х годах в мире появились широкофюзеляжные авиалайнеры, в которых можно было разместить до десяти кресел в ряд. В то время это имело смысл - авиаперевозки процветали. Первым в мире широкофюзеляжным авиалайнером стал двухэтажный Boeing 747-100, рассчитанный на 450 пассажиров.
Он имел четыре современных на тот момент двигателя Pratt & Whitney JT9D и потреблял чуть более 20 литров топлива на километр при максимальной нагрузке. Машина оказалась очень популярной - на сегодняшний день выпущено около 1500 Boeing 747 различных типов. Однако эра гигантских самолетов Boeing подходит к концу - через год компания прекратит производство 747-8 в его последней модификации.
Европейский конкурент 747-го, двухэтажный широкофюзеляжный Airbus A380, также мертв. Машина совершила свой первый полет в 2005 году, способная перевозить 853 пассажира одновременно, а в 2021 году производство Airbus A380 будет прекращено из-за отсутствия интереса на рынке. Из 1200 запланированных машин было построено только 240.
Боинг 747-100
Все крупные авиастроительные компании отказались от четырехмоторной машины только по одной причине - финансовой. Такой авиалайнер был экономически менее эффективен, чем двухмоторная машина. Если расход топлива Boeing 747-100 составлял 11 400 кг/ч, то с помощью различных модификаций новейшего 747-8 удалось снизить его более чем на 1 000 кг/ч.
Не помогает и то, что четырехмоторный Airbus оказался менее жадным: новый двухмоторный Boeing 787 Dreamliner потребляет всего 4800 кг топлива в час и вмещает до 250 пассажиров на борту, пролетая примерно такое же расстояние, как и огромный 747. То же самое можно сказать и о двухмоторном самолете Airbus A350-900. Он потребляет 5 800 кг топлива в час, но может перевозить 440 пассажиров.
Россия идет своим путем. С одной стороны, мы строим узкофюзеляжные лайнеры МС-21, близкие по концепции к Boeing 737 MAX, а с другой - продолжаем финансировать разработку устаревших четырехмоторных Ил-96-400М.
За весь период производства было выпущено всего около тридцати Ил-96 с различными модификациями, что крайне мало. Понятно, что вариант с четырьмя двигателями ПС-90А-1 и новый Ил-96-400М не будет приобретен ни одной авиакомпанией мира. Именно поэтому, видимо, в конце прошлого года финансирование проекта было сокращено для поддержки других продуктов отечественного авиапрома - ближнемагистрального авиалайнера Ил-114-300, вертолета Ми-38 и "Ансат" и др.
Однако работы по разработке, на которые уже потрачено около 10 миллиардов рублей, продолжаются. Кроме того, после 2025 года самолет будет наконец-то оснащен двумя мощными отечественными двигателями ПД-35 вместо четырех двигателей ПС-90, которые до сих пор