Ежегодно 6 августа в нашей стране отмечается День Железнодорожных войск Российской Федерации. Руководство и коллектив Центрального Музея Вооруженных Сил сердечно поздравляет всех военнослужащих, ветеранов вооруженных сил, рабочих и служащих, чья жизнь была связана или связана в настоящее время с Железнодорожными войсками.
Ваша служба необычайно ответственна и значима. От бесперебойной работы железнодорожного транспорта зависит не только снабжение Вооруженных Сил всем необходимым, но и всестороннее обеспечение их деятельности. В этот торжественный день мы желаем вам уверенного движения к выбранной цели под ровный стук колёс и зеленый семафор. Пусть поезд вашей судьбы никогда не сойдёт с рельс счастья и удачи, пусть за окном мелькают яркие дни жизни.
Свою историю Железнодорожные войска ведут с 6 августа 1851 г., когда император Николай I на завершающем этапе постройки Санкт-Петербургско-Московской железной дороги утвердил Положение о составе управления данной дороги. В соответствии с данным положением были основаны первые специальные воинские формирования, предназначенные для ее эксплуатации. Им было предписано охранять станции, мосты и транспортные узлы новой дороги.
Знаете ли вы, что:
- Уже в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. военные железнодорожники обеспечивали непрерывное снабжение частей и соединений Русской Императорской армии по специально построенному железнодорожному участку Бендеры-Галац.
- Очень важную роль сыграли Железнодорожные войска во время Первой мировой войны, за время которой ими было построено около 300 км ширококолейных железных дорог и 4000 км узкоколеек, восстановлено более 4,6 тысяч километров путей.
- В составе РККА подразделения Железнодорожных войск были образованы 5 октября 1918 г.
- Весомым был вклад воинов-железнодорожников в победоносное для Советского Союза завершение Великой Отечественной войны. Выполняя свои задачи в крайне тяжелых, очень часто боевых условиях они сумели восстановить порядка 120 тысяч километров путей, а также более 15 тысяч мостов, построили более 10 тысяч километров новых железнодорожных путей, обезвредили и уничтожили более двух миллионов фугасов и мин, способствуя безопасности железнодорожных перевозок.
- После завершения Великой Отечественной войны железнодорожные войска приняли активное участие в восстановлении и реконструкции разрушенных войной железных дорог и постройке новых магистралей. Наиболее существенными из них считаются железнодорожные линии Кизел – Пермь, Усть-Каменогорск – Зыряновск, Абакан – Тайшет, Тюмень – Сургут, Ивдель – Обь, Трансмонгольская магистраль, Байкало-Амурская магистраль (БАМ)
- Каждый 9-й километр железных дорог в СССР был электрифицирован с помощью военных железнодорожников.
- Подразделения железнодорожных войск на регулярной основе привлекались к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, в том числе техногенных. В частности, военные железнодорожники работали над ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. и землетрясения в Армянской ССР в 1988 г.
- Численность железнодорожных войск в современной России составляет около 28 500 человек.