Казалось бы, Ладожское озеро является внутренним водоемом. Но у нашей Ладоги есть своя история подводных лодок. И пусть Ладога была лишь эпизодом в их биографии, тем не менее это история и этих подводных лодок, и нашего Ладожского озера. Что же это были за лодки? Какова их судьба? Читайте в цикле материалов Владимира Карманова #подводные лодки на ладоге .
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА
На территории нашей страны прокатился на огненной колеснице 1917 год. Февральская буржуазная революция обрушила старое государство. Октябрьская социалистическая революция позволила начать создание нового государства. Закончилась, начавшаяся в 1914 г. ,1-я мировая война, разрушившая 4 Империи - Российскую, Османскую, Австро-венгерскую и Германскую. На территории нашей страны начиналась кровавая Гражданская война. 3 ПЛ типа «Барс» «Вепрь», «Пантера» и «Рысь» в июне-июле 1918 г. перешли в Шлиссельбург в район боевых действий на Ладожском озере и вошли в состав Особого Действующего отряда Балтфлота. В боевых действиях участия не принимали. Занимались боевой подготовкой. 13.09.1918 г. вернулись в Кронштадт.
ПЛ типа «Барс» - серия российских ПЛ начала ХХ века. Они были однокорпусными и безотсечными. Балластные цистерны располагались в оконечностях лодки. Отсутствие внутренних переборок делало лодку крайне уязвимой в случае тарана или сильной течи.
«Барсы» приняли активное участие в Первой мировой войне на Балтийском море и в Гражданской войне. Их активная служба продолжалась до 1930-х годов. Эта серия была самой многочисленной из всех российских проектов субмарин тех лет - из 24 лодок были достроены 20, 4 погибли в Первой мировой войне, 3 затонули в мирное время, 4 (в т.ч. 2 недостроенных) были захвачены Германией.
Это было уже новое поколение ПЛ. Более совершенные, более крупные. Но как и прежде служба на них была связана с постоянным мужеством и героизмом л/состава и командования.
ПЛ «Вепрь» типа «Барс», бортовой №1 (1920 г.), ПЛ №11 (1921 г.).
1 августа 1913 г. заложена на Балтийском заводе (по другим данным - 15.09.1913). 17 марта 1915 г. включена в состав 1-го дивизиона Дивизии ПЛ Балтийского моря.
В июне 1915 г. спущена на воду. 2-3 сентября осуществила переход из Кронштадта в Ревель для завершения программы испытаний, 18 сентября вступила в строй.
С сентября 1915 г. по 1917 г. участвовала в 1-й мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, обеспечение и прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам). Совершила 11 боевых походов. Выполнила 4 торпедные атаки и уничтожила 2 парохода противника.
В 1917 году экипаж активно участвовал в Февральской и Октябрьской революциях.
1918 г. 7-16 апреля ПЛ участвовала в Ледовом походе БФ из Гельсингфорса в Кронштадт.
1918 г. 16 июня ПЛ перешла в Шлиссельбург в район боевых действий на Ладожском озере и вошла в состав Особого Действующего отряда Балтфлота. 3-6 июля ПЛ пыталась выполнить поход к северному берегу Ладожского озера. Из-за поломки дизелей вернулась в Шлиссельбург. В августе – сентябре. ПЛ находилась в Шлиссельбурге, занималась учебно-боевой подготовкой. Для тренировки экипажей ПЛ периодически выходила в Ладожское озеро, где производила практические погружения. В конце августа - начале сентября во время одного из таких выходов на ПЛ произошло несколько серьезных аварий механизмов, которые привели к утрате кораблем боеспособности. 13 сентября ПЛ пришлось отправить в Петроград.
4 августа ПЛ переформирована в состав резервного дивизиона ПЛ БМ и выведена в резерв. 15 ноября вошла в состав действующего отряда (ДОТ) Балтфлота, находилась в ремонте.
1919 г. С 15 марта ПЛ «Вепрь» переформирована в состав 1-го дивизиона Дивизии ПЛ БМ с базированием на Петроград. 27 мая вошел в боевой состав ДОТ Балтфлота. Участвовала в гражданской войне, в оборона Петрограда. 28 - 30 июля на позиции в Копорский заливе при попытке атаковать 2 ЭМ и ТЩ противника получила повреждения, от атаки противника уклонилась, вернулась в Кронштадт. С этого момента в состав боевого флота почти не входила.
13 июня 1922 г. Выведена из боевого состава и передана Школе подплава МСБМ для использования в учебных целях. 17 мая 1926 г. исключена из состава МСБМ.
ПЛ «Пантера» типа «Барс», бортовой №4 (1920), ПЛ №5 (1921 г.), «Комиссар» бортовой №5 (1922 г.), бортовой №13 (1931 г.), «Б-2» (1934 г.), «ПЗС-1» (1943 г.) или «ПЗС-2» (в документах указывается как ПЗС «Б-2»), ПЗС-1 (1949 г.).
3 июля 1914 г. ПЛ была заложена на Адмиралтейском заводе. Собранный и совершенно изготовленный в Петрограде корпус был разобран и перевезен в Ревель, где вновь собран на стапеле завода «Ноблесснер». На ПЛ были установлены двигатели Дизеля с амурских канонерок;
17 марта 1915 г. Включена в состав 2-го дивизиона Дивизии ПЛ БМ;
16 (13?) апреля 1916 г. Спущена на воду. 23 июля (13 августа?) вступила в строй. Базировалась на Ревель.
1916 - 1917 гг. Участвовала в 1-й МВ (поисковые действия на коммуникациях противника, прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам). Совершила 10 боевых походов. Выполнила 1 торпедную атаку. Результат не подтвержден.
1917 г. Экипаж активно участвовал в Февральской и Октябрьской революциях. 25 октября вошла в состав Красного БФ.
1918 г. 21 - 25 февраля в составе дивизии ПЛ в сопровождении кораблей БФ и ледоколов совершила переход из Ревеля в Гельсингфорс (Хельсинки). 7 - 18 апреля в тяжелой ледовой обстановке перешла шхерами Финского залива из Гельсингфорса в Кронштадт в составе 1-го эшелона 3-го отряда кораблей.
1918 г. 18 июня перешла в Шлиссельбург в район боевых действий на Ладожском озере и вошла в состав Особого Действующего отряда Балтфлота. 4 августа переформирована в состав действующего дивизиона ПЛ БМ. 22 - 24 августа проводила разведку района о. Восчаный в Ладожском озере. 13 сентября вернулась в Петроград.
1919 г. участвовала в гражданской войне: обороне Петрограда. 23 июля ПЛ в Копорском заливе пыталась атаковать находящиеся там английские корабли. 24 июля двумя торпедами безуспешно пыталась поразить две ПЛ противника, повторила атаку, выпустив по одной из ПЛ еще две торпеды, но и они прошли мимо. Это была первая торпедная атака советских подводников. Противник контратаковал, но также безуспешно. 31 августа 1919 г. ПЛ «Пантера» двумя торпедами атаковала стоящие на якоре 2 английских ЭМ с дистанции 4-5 кабельтовых. ЭМ «Виттория» (Vittoria) от попадания торпеды затонул. Эта атака стала первой победой советских подводников. За эту атаку командир лодки А.Н. Бахтин был награжден Орденом Красного Знамени, а 18 членов экипажа именными часами.
1921 г. 21 апреля вошла в состав МСБМ. Прошла капитальный ремонт в 1921 – 1922 (палубные ТА были демонтированы, установлены 75-мм орудия), в 1924 гг. В 1934 - 1935 гг. прошла модернизацию на Балтийском заводе по проекту усовершенствования ПЛ типа «Барс», поскольку корпуса их были в хорошем состоянии. На ПЛ установили две межотсечные переборки, разделившие лодку на 3 отсека, установили новые двигатели 38-В8, сменили аккумуляторную батарею, установили новые гребные винты, сделали новый мостик закрытого типа и ограждение рубки, установили 45 мм полуавтоматическое орудие. Надводная скорость увеличилась до 15,5 узлов, существенно улучшилась живучесть ПЛ. Стоимость переделок оказался настолько значительной (2 миллиона рублей), что от модернизации других ПЛ типа «Барс» отказались.
В 1940 г. выведена из боевого состава и переклассифицирована в опытовую ПЛ. 21 февраля переформирована в состав 4-й БрПЛ КУОПП им. Кирова.
1941 г. В июле выходила на позицию в районе Котка. 23 сентября при налете немецкой авиации на Кронштадт сбила артиллерийским огнем немецкий бомбардировщик.
1942 г. 18 февраля при нахождении в г. Ленинград, во время артобстрела противника на ПЛ погибли 3 подводника, еще несколько получили ранения (в т.ч. был тяжело ранен командир ПЛ). 8 августа законсервирована и поставлена в Кронштадтском военном порту на отстой.
22 июля 1955 г. Исключена из списков плавсредств ВМФ.
ПЛ «Рысь» типа «Барс», бортовой №5 (1920 г.), ПЛ-7 (1921 г.), «Большевик» (бортовой №7, 1922 г.), бортовой №14 (1931 г.), «Б-3» (1934 г.).
3 июля 1914 г. заложена на Заводе «Ноблесснер» в Ревеле.
1916 г. 13 апреля спущена на воду и зачислена в состав 2-го дивизиона дивизии ПЛ Балтийского моря. 4 ноября вступила в строй. Базировалась на Ревель.
1916 - 1917 гг. Участвовала в 1-й МВ (несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам). Совершила 6 боевых походов.
1917 год февраль. Экипаж участвовал в Февральской революции. 25 октября ПЛ вошла в состав Красного БФ.
1918 г. 21 - 25 февраля в составе дивизии ПЛ в сопровождении кораблей БФ и ледоколов совершила переход из Ревеля в Гельсингфорс (Хельсинки). 7 - 15 апреля совершила переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт.
В июле перешла в Шлиссельбург в район боевых действий на Ладожском озере и вошла в состав Особого Действующего отряда Балтфлота. 15 августа - 13 сентября находилась в Шлиссельбурге. Периодически выходила в Ладожское озеро, где проходила учебно-боевую подготовку. 13 сентября при возвращении в Петроград на Ивановских порогах коснулась подводных камней и получила столь серьезные повреждения корпуса, что нуждалась в серьезном доковом ремонте. Однако ПЛ все-таки смогла самостоятельно вернуться в Петроград.
1919 год - 1920 гг. участвовала в гражданской войне: оборона Петрограда в 1919 г.
1922 - 1924 гг. прошла капитальный ремонт (палубные ТА были демонтированы, установлены 75-мм орудия).
1932 г. 5 - 11 ноября участвовала в параде кораблей на Неве.
1935 г. 25 июля во время ночной торпедной атаки в Финском заливе по плану маневров БФ таранена и потоплена со всем экипажем ЛК «Марат». 55 человек похоронены в братской могиле на Кронштадском кладбище. Ответственность за происшествие принял на себя НШ БФ И.С. Исаков. 2 августа поднята спасательным судном «Коммуна» и поставлена на прикол.
В 1951 г. разделана на металл.
Продолжение следует...
Владимир Карманов