Найти тему

Непредвиденные ошибки в заполнении платежных поручений на уплату налога

Ситуация, при которой организация ошибочно перечисляет налог на неверный КБК, не такой уж и редкий случай. А если у компании есть несколько обособленных подразделений, количество ошибок в заполнении платежных поручений (в части КПП и т.д.) кратно возрастает.

Есть нюансы, требующие дополнительного внимания:

К примеру, у одного из наших клиентов налог на прибыль по обособленному подразделению был зачтен в головную организацию. Хотя в учетной программе 1С платежное поручение было заполнено корректно и подгружено автоматически в клиент-банк.

Почему это произошло?

Допустим, в программе 1С сформированы платежные поручения на уплату налога на прибыль, отдельно по головной организации и отдельно по обособленному подразделению.

Бухгалтер тщательно проверяет все необходимые реквизиты, подтягивает платежное поручение в клиент-банк и отправляет его на исполнение в обслуживающую кредитную организацию. Дождавшись подтверждения исполнения, спокойно продолжает выполнять другие задачи, считая, что обязательства перед бюджетом выполнены своевременно и в полном объеме.

Как показывает практика, после каждой сдачи отчетности, бухгалтеры уверены, что налоги уплачены, и не всегда запрашивают у ФНС сверки с бюджетом.

В нашем случае некоторое время спустя пришло требование о необходимости уплаты, казалось бы, ранее уплаченного налога.

Бухгалтер срочно запрашивает сверку, недоумевая, что произошло, и через пару дней видит, что платеж по обособленному подразделению был зачислен не в ИФНС обособки, а в головную организацию. Как результат, в одной ИФНС образуется недоимка, а в другой переплата по одному и тому же налогу, при этом стоит ОКТМО обособленного подразделения, налог также перечислялся по реквизитам ИФНС обособки.

Что делать?

Самый простой и верный способ – это подача заявления на зачет суммы излишне уплаченного налога из переплаты на недоимку. Что бухгалтер и делает.

Но, в дальнейшем всё не так просто. Ведь переплата и недоимка образовались в разных ИФНС, а у каждой из них план по поступлениям в бюджет. Любой отток налогов (тем более крупных сумм) может отразиться на выполнении плановых показателей.

Согласно пункту 4 статьи 78 НК РФ решение о зачете налога должно быть принято ФНС в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика. Сам возврат (зачет) должен будет осуществлён в течение 1 месяца.

Таким образом, у бухгалтера на столе оказывается требование об уплате налога, со сроком исполнения ранее законодательно установленного 30 дневного срока на исполнение ИФНС заявления о зачете.

С большой долей вероятности придётся, или повторно заплатить налог, или дождаться принудительного списания денежных средств с расчетного счета.

А что делать, если денег недостаточно, а на образовавшуюся значительную недоимку каждый день начисляется пеня?

В этот период, бухгалтер неоднократно обрывает телефоны, как одной, так и другой ИФНС (по которым дозвониться к конкретному исполнителю, мягко говоря, сложно, да и окончательное решение по сложившейся ситуации он чаще всего не принимает). Дополнительно ко всей неразберихе, налогоплательщика начинают «футболить» между двумя ИФНС.

К тому же для выполнения плана, налоговая может и сроки возврата (зачета) нарушить. В этом случае ответственность – пеня по ставке рефинансирования и то, в случае жалобы плательщика. А кому, по факту, захочется ссориться с ИФНС.

Что же произошло на самом деле и какова первопричина сложившейся ситуации?

Банально, но в настройках клиент-банка (ранее платежи проводились с р/с другого банка) не были заведены реквизиты нужного обособленного подразделения, как результат КПП обособки программа автоматически изменила на КПП головной организации. Этого было достаточно, чтобы ИФНС зачла платежи по местонахождению головной организации (несмотря на все прочие реквизиты).

Вернемся к нашему клиенту. Что было сделано:

- выявили факт образования недоимки по налогу в обособленном подразделении;

- подготовили соответствующее заявление на зачет;

- провели несколько телефонных переговоров и отправили письменные требования по выполнению ИФНС законодательно установленных сроков исполнения поданного заявления

Даже после уже принятого ИФНС решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, удалось состыковать между собой две ИФНС и не дать возможность дважды списать значительную сумму налога из-за указанной технической ошибки.

Будьте внимательны! Берегите себя от излишних трудозатрат и разбирательств. Иногда серьезные ошибки случаются из-за обстоятельств, напрямую не зависящих от бухгалтера. Ведь, в крупных организациях, зачастую функционал по оплате платежей разделён между главным бухгалтером и финансовым директором.


#бриджгрупп #бухучет #управлениебизнесом #бизнесифинансы #налоги #уплатаналогов #платежныепоручения #бизнессовет