Найти тему

Р/Р Повторение изученного о стилях речи. Знакомство с особенностями текстов публицистического стиля. 7 класс

Р/Р Повторение изученного о стилях речи. Знакомство с особенностями текстов публицистического стиля.

(учебник М.Т.Баранова. 7 класс)

Цель: систематизация знаний обучающихся о стилях речи; знакомство с особенностями текстов публицистического стиля.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний обучающихся.

а) Индивидуальная работа двух пар учеников по комплексному анализу текста упражнения 57 (планом анализа можно пользоваться)

Б) Анализ ошибок сочинений

В) Запись текста. Один – два человека на доске выполняют синтаксический разбор первого предложения. Класс в группах работает над комплексным анализом текста

Мы кружили по болоту, поворачивали направо, налево, перебирались по хлюпким жердочкам, прыгали с кочки на кочку, от куста к кусту. Раз – и по пояс в воде. Два – и захрустела сухая осина. Вслед за осиной полетело в грязь трухлявое бревно. Тяжело плюхнулся туда же гнилой пень. А вот и сухой берег. (А.Гайдар)

План комплексного анализа текста

1. Докажите, что это текст. Отметьте ключевые слова. Определите тему (о чем текст?) и основную мысль (с какой целью автор писал этот текст?). Озаглавьте текст.

2. Перечислите микротемы, составьте план.

3. Определите стиль речи (художественный, научный, разговорный, официально-деловой, публицистический).

4. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение)

5. Укажите средства связи между предложениями в тексте (повторы слов, синонимы, антонимы, местоимения, однокоренные слова, соотношение вида и времени глаголов, наречия, союзы, порядок слов, роль вопросительных и восклицательных предложений и др.)

6. Определите тип связи между предложениями в тексте (цепная, параллельная)

7. Подготовьте выразительное чтение текста.

(Текст представляет собой фрагмент художественного произведения. Здесь хорошо просматривается особенность художественной речи – изобразить событие, а не просто сообщить о факте. Цель автора – изобразить словом картину, передать состояние автора и героев. Читая текст, мы видим, как выбирались из болота герои рассказа, и как бы чувствуем их состояние: они испугались, но действовали решительно. Значит, это речь художественного стиля. Доказательством художественного стиля является и наличие изобразительности: она создается за счет того, что автор дробит действие «выбираться из болота», в деталях показывает, как это делали герои, поэтому в тексте много глаголов (кружили, поворачивались, перебирались, прыгали). Каждое действие в свою очередь уточняется с помощью обстоятельств. Обеспечивают изобразительность и определения в словосочетаниях: хлюпкие жердочки, сухая осина, трухлявое бревно, гнилой пень. Также автор использует лексику (плюхнулся, полетело в грязь) и синтаксис (неполные предложения, предложения с частицами), которые создают экспрессию. Тип речи – повествование, так как в тексте говорится о последовательных действиях, которые совершали герои рассказа, выбираясь из болота)

- Проверка индивидуальной работы учеников по анализу текста. Начинают с выполнения последнего пункта плана. Вопрос после анализа: как вы относитесь к ситуации, которая описана в тексте?

Перед поездкой в деревню мы зашли на птичий рынок. У ворот мы увидели девочку лет девяти с очаровательным существом на руках. Покупать котёнка мы не собирались, но интересно было узнать, почём котята на московском базаре.

— Я не продаю, — обрадовалась нашему вопросу девочка. — Я вас прошу, возьмите его так.
— Почему ты хочешь избавиться от котёнка?

— Я подслушала разговор. Бабушка хочет подкинуть его в какой-нибудь подъезд, а мне жалко, вдруг его никто не возьмёт, и он будет голодать и мяукать. Я вас очень прошу, возьмите, он хороший.
Взглянув на симпатичную мордочку котёнка, невозможно было от него отказаться. Девочка взяла с нас слово, что мы будем кормить котёнка ежедневно, не будем его бить и будем с ним играть. (По В. Солоухину)

- Рефлексия. Проанализируйте свою работу. Поставьте себе баллы от 1 до 3 (не справился; справился, но сомневался; никаких проблем при ответе не возникло), оценивая свою работу по выполнению каждого пункта плана.

- Какой из пунктов плана показался самым сложным? (На поставленные ребятами вопросы отвечают одноклассники. А учителю нужно акцентировать внимание учеников на пункт 3. «Стиль речи»)

3. Сообщение темы и цели урока.

- Сформулируйте тему и цель урока. Запись темы в тетради.

4. Повторение изученного о стилях речи.

- прочитайте материал учебника на стр.27. Самостоятельно схематично оформите материал в тетради.

А) Литературный язык – образцовый язык, нормы которого обязательны для всех.

Б) Формы: устная и письменная.

В) Стили речи (в зависимости от того, где и для чего применяется): разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

- Какого стиля нет в списке? (художественного). Как вы думаете, почему? (Стр.28: в нем широко используются языковые средства других стилей). Дополним сведения в тетради.

- Итак, на что же в первую очередь мы обращаем внимание при определении стиля речи? (Сфера применения, то есть где и для чего используется сообщение)

- Закончите начатые предложения на стр.27.

1. Когда мы делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем свои чувства, общаемся, мы пользуемся …

2. Если сообщаем научные сведения, то прибегаем к …

3. Если составляем различные документы, то пользуемся …

4. Когда мы изображаем, рисуем словами какое-либо событие или картину, то обращаемся к …

- Познакомьтесь с таблицей «Стили речи». На какие еще признаки стиля можно ориентироваться?

- Определите устно стиль текстов из упражнения 63. Докажите, опираясь на данные таблицы.

— Имейте совесть, заканчивайте! — стучит мужчина в стекло телефонной будки.

Стоящий за ним старичок замечает:

— Да успокойтесь, дайте бабушке договорить...

— Бабушке? — взрывается мужчина. — Да когда она вошла в будку, ей ещё и двадцати не было. (разговорный)

Уважаемый Владимир Иванович!

Имеем честь пригласить Вас на торжественный вечер, посвященный юбилею нашего издательства, который состоится 1 ноября 2010 года по адресу: 3-й проезд Марьиной рощи, д. 41. (официально-деловой)

5. Сообщение второй задачи урока: знакомство с особенностями публицистического стиля. Объяснение нового материала.

- Прочитайте текст. (распечатка)

Петр I побывал в Нидерландах в 1697 году. Несколько недель он инкогнито работал плотником на судоверфи в городе Заандам.

Домик, в котором жил Петр, сохранился до наших дней. В нем всего две комнатки. Наверное, особенно тесно было великану Петру на традиционной голландской кровати. Это постель в крохотной нише с дверцами. Чтобы было теплее. Настоящий шкаф! Спали на такой кровати сидя. Чтобы уместиться на ней, русскому царю приходилось складываться чуть ли не вдвое.

Петр наладил отношения между Россией и Нидерландами. Десять кораблей увозили купленное оружие, корабельные принадлежности и инструменты. А на выучку к голландским мастерам ехала русская молодежь.

Когда в Нидерландах снова возник интерес к русским? В 1813 году. И неспроста. Ведь русские войска освободили страну от французского господства. Еще теснее стала дружба между государствами после того, как сестра русского царя Александра I Анна Павловна вышла замуж за наследника престола принца Вильгельма. В подарок ей король Нидерландов преподнес домик Петра в Заандаме. (по материалам журнала «Клепа»)

- Определите стиль речи. (ожидаем разные ответы)

- Еще раз внимательно изучите таблицу. Скажите, пожалуйста, с особенностями какого стиля мы еще не были знакомы? (публицистического)

- Подберите однокоренные слова для слова «публицистический» (публицистика, публика)

- Действительно слова произошли от лат. публикус – общественный. Сейчас публицистикой называют род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.

- Подберите синонимы к слову актуальный (злободневный _ злоба дня _ то, что привлекает внимание, занимает всех в данное время)

- Соответственно публицистический стиль – стиль произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни. (запись в тетради)

- Где может быть использован этот стиль? (В общественно-политической сфере, в газетах, радио, на телевидении, митингах)

- Каково назначение? (сообщение информации с целью воздействия на читателя и слушателя)

6. Закрепление нового материала.

1) - Языковые приемы выявим на примере текста о Петре.

- Докажите, что в тексте присутствуют элементы публицистического стиля

А) задача текста – убедить читателя в плодотворности дружеских отношений между народами

Б) сочетание в одном тексте книжных и разговорных слов (инкогнито, принадлежности, господство, государство, престол И домик, комнатки, неспроста)

В) использование восклицательных и вопросительных предложений (Настоящий шкаф! Когда… возник интерес к русским?); неполных предложений (В 1813 году)

Г) расчленение предложений, оформление отдельных частей предложений как самостоятельных предложений (парцелляция) (Чтобы стало теплее. И неспроста)

Д) инверсия (непрямой порядок слов), например, употребление подлежащего после сказуемого

2) Работа с учебником

- стр.28 Прочитайте заметку из газеты для школьников «Большая перемена». Определите её тему. С какой целью написана заметка? В какой её части представлена информация о событиях, в какой − передаётся эмоциональная оценка события? Какие устойчивые обороты использованы в тексте? С помощью каких языковых средств создаётся эмоциональность речи во второй части текста?

После того как областные власти взяли курс на развитие и популяризацию массового спорта, жить в нашем регионе стало интереснее. В августе в тверском Дворце спорта «Юбилейный» прошёл праздник «Илья Ковальчук собирает друзей». А в сентябре в Тверской области побывали только что вернувшиеся с летних Олимпийских игр в Афинах известные гимнасты Алина Кабаева и Алексей Немов. Олимпийцы прилетели в нашу область с благородной целью: зажечь огонь и поднять флаг первой в истории Тверского края олимпиады среди детских домов и школ−интернатов.

Церемония открытия олимпиады получилась не хуже, чем в Афинах. И огонь настоящий, и эмоции нешуточные! А ведь всё, что случается впервые, запоминается надолго! И когда юные олимпийцы поднимутся на мировой пьедестал (а это обязательно случится!), они наверняка вспомнят этот первый в их жизни олимпийский огонь, который зажёгся на родной Тверской земле. (По А. Миронову)

(Тема заметки — Популяризация массового спорта в области. Заметка написана с целью привлечения жителей области к спорту. В начале текста до момента «... среди детских домов и школ−интернатов» представлена информация о событиях. Во второй части до конца текста передается эмоциональная оценка события. В тексте использованы устойчивые обороты: взяли курс, поднять флаг, мировой пьедестал. Эмоциональность речи во второй части текста создаётся с помощью следующих языковых средств: сравнение (не хуже, чем в Афинах), восклицательные предложения (И огонь настоящий, и эмоции нешуточные! А ведь все, что случается впервые, запоминается надолго! А это обязательно случится!).

3) Упражнение 65 Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста. С помощью каких языковых средств создаётся эмоциональность, образность текста? Сделайте выводы о языковых особенностях данного публицистического произведения.

- Из первого абзаца выпишите слова с пропусками и скобками. Спишите второй абзац.

Я долго стоял на берегу родной реки, радуясь и п..чалясь, невольно вспом..ная давние, навсегда отжитые врем..на, думая о великих св..ршениях и переменах. Трогательно связана моя жизнь с этой маленькой реч(?)кой, тонущей в зелёных кудрявых берегах. Здесь прошло моё детство, перед глазами впервые раскрывался живой радос(?)ный мир. Здесь услышал я русскую ладную реч(?), слушал чудес(?)ные народные песни. И здесь же почу(?)ств..вал, полюбил материнское тепло родной земли, родившей меня и вскормившей.

Пройдут врем..на, думаю я теперь, и пок..ления людей спрос..т у нас о пережитых и пережива..мых нами величественных и трагических днях. Надо помнить живших на русской земле дедов и отцов наших, создавших могучий язык, на котором мы пиш..м и говорим.

(И. Соколов−Микитов)

Тема текста — воспоминания о детстве.

Мысль текста — нужно помнить людей, которые создали могучий язык.

Эмоциональность передается с помощью определений: родной реки, отжитые времена,

великие свершения, маленькая речка, зеленые кудрявые берега, чудесные народные песни, материнское тепло, родная земля, величественные и трагические дни.

7. Рефлексия.

8. Д/З: упражнение 68, или 69, или 71 (мини-сочинение в публицистическом стиле)