Найти тему
ТЕЛЕУЖИН

НаКассете#7. Тезис - дипломная работа Аменабара.

С чего-то нужно начать. Эти слова мы видим каждый раз, начиная писать очередной пост. Действительно, с чего-то нужно начать, что бы ты ни делал. Именитый ныне режиссер Алехандро Аменабар тоже однажды столкнулся с такой проблемой. И за пять лет до прославившего его хоррора "Другие", умного перевёртыша на тему призраков и спиритизма, Алехандро представил свой дебютный полнометражный проект "Тезис" или "Дипломная работа".

shot from "Tesis"/1996/Alejandro Amenabar/kinopoisk.ru
shot from "Tesis"/1996/Alejandro Amenabar/kinopoisk.ru

На самом деле, "Tesis" в переводе с испанского означает"дипломная работа", и у нас картина выходила с разными переводами, так что если у кого-то была vhs-кассета с этим фильмом, она могла называться и так и так, и даже "Курсовая".

На самом деле, "Тезис" в какой-то мере и для Аменабара стал своеобразной дипломной работой, и работу эту оценили высоко, картина получила семь премий Гойя, в том числе за лучший фильм, и стала пропуском в мир большого кино.

shot from "Tesis"/1996/Alejandro Amenabar/kinopoisk.ru
shot from "Tesis"/1996/Alejandro Amenabar/kinopoisk.ru

На обложке с кассетой могли значиться и другие названия - "Опасная находка", "16 мм" и даже "Снафф", и три эти вольных перевода ёмко описывают сюжетную канву.

Нужно с чего-то начать, и начать можно с тезиса. Дебютный ли это фильм, статья или дипломная работа, неплохо бы дать краткое и ёмкое описание содержимого данной работы, описать так, чтобы другим стало понятно, о чем идёт речь. А ещё лучше - так, чтобы стало понятно тебе самому.

shot from "Tesis"/1996/Alejandro Amenabar/kinopoisk.ru
shot from "Tesis"/1996/Alejandro Amenabar/kinopoisk.ru

Главная героиня фильма - студентка факультета кинематографии Анхела - так описывает свою работу: исследование жестокости и насилия в кино и на телевидении. Но что кроется за этими словами? Получая этот вопрос, девушка не знает, что ответить, и она понимает, что сама плохо представляет, что именно она ищет.

Жестокость в кино - тема очень размытая, и рассматривать ее можно с точки зрения множества параметров. Насколько это жестоко, и насколько оправданы использованные аудиовизуальные средства для передачи той или иной мысли - вот, пожалуй, главные из них. Так с чего же начать Анхеле, исследуя подобную тему, в мире засилья фильмов ужасов всех сортов и направлений.

shot from "Tesis"/1996/Alejandro Amenabar/kinopoisk.ru
shot from "Tesis"/1996/Alejandro Amenabar/kinopoisk.ru

Анхела начинает с поисков материала, с этим она обращается к двоим людям - студенту из параллельного потока Чеме, странному, замкнутому и фриковатому пареньку, и к куратору своей работы, профессору Фигеро. Первый приводит её в лабиринт своего украшенного мрачными плакатами дома и показывает пару запрещенных жутких фильмов. Второй отправляется в лабиринт научной библиотеки, где натыкается на скрытый от глаз закуток, таящий куда более мрачные находки, чем фильмы из коллекции студента-маргинала.

shot from "Tesis"/1996/Alejandro Amenabar/kinopoisk.ru
shot from "Tesis"/1996/Alejandro Amenabar/kinopoisk.ru

На следующий день профессора Фигеро находят мертвым, убитым сердечным приступом, в аудитории для просмотра видеопленок, при чём Анхеле доводится найти его первым и забрать кассету, которая стала причиной смерти куратора. Анхела вместе с Чемой смотрят кассету и обнаруживают, что на пленке запечатлена сцена непостановочного убийства молодой девушки, а Чема узнает в жертве пропавшую некоторое время назад однокурсницу по имени Ванесса. Так героиня понимает, что выбранная ею тема ведёт на очень темную и мрачную тропу, а насилие в кино, к сожалению, не заканчивается буффонадой и вишнёвым сиропом.

Анхела начинает собственное расследование, выяснив, что за несколько лет произошло несколько случаев исчезновения студенток этого университета. Благодаря подкованности Чемы, Анхела узнает, что фильм был снят на определенную модель видеокамеры, и ей удается узнать, что этой камерой обладают несколько человек.

shot from "Tesis"/1996/Alejandro Amenabar/kinopoisk.ru
shot from "Tesis"/1996/Alejandro Amenabar/kinopoisk.ru

Среди них - местный плэйбой и красавчик Боско, который когда-то был бойфрендом Ванессы. Девушка пытается взять у Боско интервью, но оказывается очарованной обаянием парня. Анхела всё больше чувствует, что втягивается в паутину насилия, похоти и жестокости, но пути назад уже нет.

Чема настроен агрессивно против общения Анхелы и Боско, но его истинная мотивация остаётся скрытой до поры. Тем временем, Анхела узнает, что камера подобной модели есть не только у Боско. И подозревать можно и нужно почти каждого. Героиня чувствует, что автор ужасной пленки где-то рядом, она ощущает, что за ней следят, а порой ей кажется, что её снимают на камеру, и фильм об её убийстве уже начался.

shot from "Tesis"/1996/Alejandro Amenabar/kinopoisk.ru
shot from "Tesis"/1996/Alejandro Amenabar/kinopoisk.ru

Аменабар в своей дебютной работе ловко тренируется водить зрителя за нос, наталкивая его на ложный след. Впрочем, куда больше он преуспевает здесь в атмосфере и построении саспенса. "Тезис" нельзя назвать невероятно закрученным фильмом, но при этом в нем есть шарм и атмосфера.

Визуально картина выглядит как ТВ-фильм, но в данном случае это не мешает восприятию, а наоборот увеличивает интенсивность погружения и переживаний - это будто фильм о фильме о фильме, каждый последующий уровень более жесток и кошмарен.

shot from "Tesis"/1996/Alejandro Amenabar/kinopoisk.ru
shot from "Tesis"/1996/Alejandro Amenabar/kinopoisk.ru

Ощущение неизбежности чего-то страшного не покидает до самого финала, несмотря на ряд несколько спорных сценарных решений. Чувство безысходности и тема виктимности и одержимости темной стороной психики, которую Анхела выбрала будто случайно, не осознавая тяги к темному миру, сравнимо с работами Баркера, не зря в комнате Чемы висит плакат, изображающий главного злодея "Восставшего из ада".

Фильм отлично иллюстрирует особенный уклад творческой личности - Анхела и Чема являются хорошими иллюстрациями людей, находящихся в глубоком контакте с собой, и в довольно специфичном контакте с миром.

shot from "Tesis"/1996/Alejandro Amenabar/kinopoisk.ru
shot from "Tesis"/1996/Alejandro Amenabar/kinopoisk.ru

Как кратко описать тезис, если учесть, что все решения - лишь верхушка айсберга, а все настоящие причины лежат на большой глубине и обнажают себя лишь раз, порой не в самый подходящий момент? Где грань, которую не следует переходить ни при каких обстоятельствах? Тяга к исследованию мрачного и жестокого мира приводит героиню к опасной игре, где на кону стоит её жизнь. Что если существует что-то ещё - подобный вопрос рано или поздно приводит к пониманию, что что-то ещё существует, но стоило ли об этом знать.

Фильм снят на год раньше знаменитой картины Шумахера "8 мм" с Николасом Кейджем, и нет сомнений, повлиял на этот не менее жуткий детективный триллер, освещающий тему ужасного и отвратительного явления.