Добрый день, мой уважаемый читатель, клиент, коллега или просто прохожий!
Все мы выносим из детства различные тактики и стратегии коммуникаций.
Редко когда человек придерживается строго одной линии поведения (хотя и такое случается), как правило, мы чередуем те или иные стратегии в отношениях.
В базе своей эти наши линии поведения вытекают из тех типов привязанности, которые формируются еще в младенчестве (избегающий, тревожный или здоровый тип), но обстоятельства жизни, события, которые с нами происходят, вносят свои коррективы.
Особенно ярко поведение может измениться и проявиться в подростковый период, когда, например, человек, в общем, от доверительного отношения с окружающими переходит в крайнюю форму по причине отсутствия поддерживающей среды.
Все же наша жизнь неравнозначна, подобна синусоиде, где один период сменяет другой.
Так, и в семейной жизни, не всякий кризис оказывается преодолимым, что непосредственно влияет на растущих в семье детей.
А семья – базовая среда, в которой развивается личность.
Столкнувшись с разочарованием в родительских фигурах, подросток по сути своей, теряет себя, утрачивает и без того шаткую (формирующуюся в новое качество) самооценку.
Если ребенок исходно, еще в младенчестве усвоил, что «кругом враги», то эта коренная ситуация становится стратегией на все жизнь (и корректируется сложнее).
Такой человек избирает стратегию построения стен (психологической защиты избегания, отрицания и др.) в отношениях с людьми.
Стена становится непреодолимой защитой как со стороны «входящих», так и «выходящих». Такой человек закрывается от людей, не впуская их в свой мир с одной стороны, и не может (хотя как Человек желает близости) открыться перед другими (выйти к ним).
Но если в жизни человека есть крупицы опыта возведения мостов, попыток услышать и заговорить, то он, даже закрывшись однажды, рано или поздно возвращается к этой стратегии.
Все мы, так или иначе, то идем вглубь себя, то в мир людей, привнося в него нечто, рожденное в этой глубине.
Построить мост, значит расширить собственное Я до другого.
Для этого необходимо выйти за пределы собственного Я (своей точки зрения) и посмотреть на мир шире, приняв если не точку зрения другого, то хотя бы ее существование.
Если абстрагироваться от влияния среды, то первые мосты и стены, ребенок создает в игре. Это может быть песочница с куличиками или игра «Лего» с замками и дворцами, где возникают первые рвы и стены, башни и мосты.
Существует мнение (его можно встретить в некоторых литературных источниках постсоветского периода), что девочки более склонны создавать в игровой деятельности мосты и тому подобные сооружения, тогда как мальчики – башни и стены.
Предполагаю, что сегодня эти «половые» стратегии стали более размытыми и в играх детей встречаются и те, другие варианты, приписываемые противоположному полу.
Здесь, я как раз придерживаюсь мнения, что тип коммуникации (стены / мосты) как раз в большей степени определяет не пол ребенка, а среда (семья, обстоятельства воспитания).
Предлагаю Вам мини-исследование стратегий своего Внутреннего ребенка (а также Родителя и Взрослого) в технике
"Замок"
Предложите всем трем частям вашей личности сделать рисунок «Замок», где предполагается мост, ров, стена и башня.
Сравните их и сделайте анализ прорисовки разных частей рисунка.
Подумайте о том, как уживаются все три части в одном рисунке, ведь для вашего Взрослого может быть важны мосты, Родителя – стены, а Ребенка – башни.
Если вы чувствуете, что все трое заняты своим делом и коммуникации налажены, то можно предложить им новые роли.
Если же что-то идет не так, то вероятно имеет место внутриличностный конфликт и это повод проработать его вместе со специалистом.
Посмотрите, насколько креативен Ребенок, насколько он поддерживается в создании своего замка Родителем, и насколько стабилен и адекватен Взрослый (по сути взрослый есть мост между миром ребенка и внешним миром).
Надеюсь, ваш замок, окажется территорией гармонии, не зависимо от того из чего он возник (из песка, глины, пластилина или на бумаге).
Буду рада Вашим отзывам и описанию прожитого опыта!
Ставьте лайк, если было интересно и полезно.
Желаю интересного путешествия).