Найти тему
Позитивная старость

Садистские стишки нашего детства и добропорядочная мораль несовместимы?

Друзья, иногда я вспоминаю эти стишки и не могу удержаться от смеха.

Недолго мучилась старушка
В высоковольтных проводах.
Её обугленную тушку
Нашли тимуровцы в кустах.

Хоть убейте, этот стишок живёт со мной все 58 лет моей грешной жизни. Неужели, я безнравственен?

Если вы прямо зададите мне этот вопрос, то столь же прямо я отвечу – нет.

Тогда в чём же дело?

Попробуем разобраться.

Приведу ещё несколько уморительных хохм моего детства 1970-х годов.

Детям страны подавая пример,
Интеллигента топтал пионер.
Детский сандалик ударил в пенсне –
Смерть диссидентам в советской стране.

***

Мальчик за грушей на дерево влез,
Старый Пахом достаёт свой обрез.
Слышится выстрел, отчаянный крик …
"Сорок второй" -улыбнулся старик.

***

Девочка Маша искала малину,
Ножкой она наступила на мину.
Долго мне будут являться во сне
Те голубые глаза на сосне.

***

Голые бабы по небу летят:
В баню попал реактивный снаряд.

***

Папа цветной телевизор чинил,
Фролушка штепсель в розетку включил…
Сказку теперь каждый день смотрит Фрол
Не переключит отец на футбол

***

Всего не пересказать.

С точки зрения повседневной морали это не лезет ни в какие ворота. "Аморалка" – самое мягкое определение.

Как же быть?

Думаю, юмор и житейский кодекс существуют параллельно. Строго соблюдается негласный уговор: мы можем весело посмеяться над изобретённой ситуацией, но не переносить эту реакцию в реальную жизнь.

Дети это прекрасно понимают на подсознательном уровне. Я вспоминаю себя, декламируюшего очередной стишок – не было и мысли приложить юмористическую мораль к моей тогдашней жизни.

Впрочем, я допускаю, что профилактикой укоренения пошлого отношения к жизни была советская общественная идеология, настойчиво пропагандируемая в общегосударственном масштабе.

Это противоречие юмора и морали нередко является плодотворным сюжетом в художественных произведениях.

Вспомним фильм "Афоня". На главном герое Куравлёва клейма негде ставить: бабник, выпивоха, лентяй, бракодел. Но он весёлый человек! И мы ему прощаем его недостатки, если он хоть отдалённым намёком даст надежду на своё исправление.

А оперетта "Летучая мышь"? Где обаятельный изменщик Айзенштайн влюбился в собственную жену! Вот негодяй )). Язык не повернётся  осудить его.

Конечно, острый юмор таит в себе опасность. Обществу со строгой гражданской моралью такой юмор ничем не грозит. Напротив, он является прекрасным развлечением.

Другое дело, аморфный безыдейный социум, в котором царит вседозволенность и отсутствуют критерии оценки поступков. Здесь юмор вполне способен превратиться в пошлый образец поведения. Уверен, такое общество не имеет будущего.

Резюмирую. Чтобы иногда беззаботно посмеяться, надо в жизни иметь строгие нравственные каноны и безусловно соблюдать их.

Согласны?