Как мы уже говорили, истоки парфюмерии восходят к глубокой древности.
Так вот, одной из самых ранних форм парфюмерии, возникшей много тысяч лет назад, являлся аттар. Именно в нем заключена тайна предков и опыт огромного количества поколений. Сегодня мы будем говорить о происхождений этих "безалкогольных" духов, впервые созданных в Индии, и до сих пор безумно популярных на Ближнем востоке.
Немного истории
Аттар - духи на масляной основе, не содержащие спирта, родиной которых считается или Индия или Ближний восток. (Кстати, в моей предыдущей статье мы немного говорили о парфюмерных городах этих стран).
В арабской этимологии Аттар (атр или иттар) означает аромат. Само название является производным от sugandha - санскритского слова, означающего "ароматический". Появились такие духи более тысячи лет назад, когда первые цивилизации измельчали, а затем настаивали части растений или коры в воде или масле.
После многих столетий открытий и изобретений в области парфюмерии в духи стали добавлять спирт, так как именно он служит идеальным растворителем для большинства ароматических молекул. Изготовление аттара не требует использования спирта, в его производстве обычно используется масло сандалового дерева. Именно за счет отсутствия спирта аттар получается очень ярким, насыщенным и стойким. Чтобы благоухать несколько дней часто бывает достаточно одной капли.
Процесс длинной в тысячи лет
Метод изготовления аттара, который на хинди называется degh-bhapka с момента появления в глубокой древности практически не менялся. Этот процесс происходит в медных перегонных кубах, которые мастера-парфюмеры нагревают, используя в качестве сырья дерево или коровий навоз.
В deg (название перегонного куба) насыпаются лепестки цветов (розы, туберозы, жасмина…), специи или древесная стружка, а затем все это заливается водой.
После закрытия емкости, мастера обмазывают его глиной, которая затвердевает и обеспечивает герметичность. Вода в кубе доводится до кипения. Ароматный пар, благодаря бамбуковым трубкам попадает в другой медный резервуар bhapka, где находится масло сандалового дерева. Именно оно и "поглощает" пар, насыщенный ароматическими молекулами.
Этот процесс длится в среднем около 10 часов и каждые два-три дня он возобновляется : убираются старые растения и засыпаются новые. Именно так и достигается максимальная концентрация, уровень которой отслеживается опытными мастерами. По окончании данного процесса аттар помещается в бурдюки из верблюжьей кожи на несколько дней или недель для удаления лишней влаги ( в зависимости от запросов и уровня концентрации).
Точная формула каждого аттара держится в секрете и передается из поколения в поколение.
На Ближнем Востоке аттар весьма распространен как среди мужчин, так и среди женщин. Обычно хватает одной капли, нанесенной за ухо, чтобы аромат целый день сопровождал своего владельца. Есть миф, что ольфакторная палитра аттара очень мала за счет ограниченных возможностей выбора ингредиентов для производства. Это не так. Среди огромного ассортимента можно встретить очень тяжелые, пряные формулы ( шафран,уд, гвоздика), так и более легкие (жасмин, ветивер, киприол(циперус)).
Помимо парфюмерии, аттар с древних времен используется во время проведения религиозных ритуалов как выражение преданности и благодарности богам. Ну и, также как и в Европе в Средние века, парфюм ( аттар), особенно в Индии до сих пор является признаком состоятельности и роскоши. В слишком жаркие ночи постельное белье знати часто ароматизировали аттаром на основе ветивера, чтобы чуть снизить градус.
Использовались аттары и в лечебных целях, о чем свидетельствуют труды Авиценны, великого персидского философа и врача X века.
Аттар в истории
Мы все помним, что в истории происхождения ароматов египетская цивилизация занимает практически первое место, но мало кто знает, что и Индия примерно в те же времена не только не отставала от детей Ра, но и даже еще более тесно была связана с ольфакторным миром. Об этом свидетельствуют археологические раскопки, проведенные в долине реки Инд. Именно там удалось обнаружить некое подобие перегонных кубов, датируемое примерно V до н.э. Однако, настоящей колыбелью производства аттара Индия стала лишь в XVI в. н.э.
Широкое распространение аттар получил в эпоху Империи Великих Моголов. Акбар, один из потомков Чингисхана, делал большой акцент на утонченности, роскоши и удовольствий при своем дворе. Кульминацией его любви к тонким материям стало учреждение "министерства", отвечающего за разработку духов для тела и ароматизации блюд. Акбар обожал наносить на тело астрономическое количество аттара из уда, покрывал этим составом двери и мебель своего дворца. Также в его гареме наложницы обязаны были никогда не расставаться с розовым маслом, висевшим на шее в маленьких пузырьках.
Спрос на парфюм неуклонно продолжал расти и производство переместилось в город Каннаудж, находящийся в регионе Уттар-Прадеш ( больше об этом городе по ссылке ниже).
Аттар сегодня
В эпоху современной парфюмерии известность аттара на Западе очень мала, но велика на Востоке, особенно в мусульманских странах, в частности из-за отсутствия в составе спирта (запрещенного Кораном). Со времен Империи Великих Моголов аттар стал наиболее развитой формой духов в Индии и на Ближнем Востоке. Однако, с момента начала войны англичан в Индии спрос стал падать, так как многие индусы стали выбирать западную, европейскую парфюмерию, находя ее более легкой и разнообразной. Кроме того, на изменение вектора повлиял и дефицит масел, а также очень высокая стоимость на некоторые ингредиенты, в частности, на сандаловое дерево.
Теперь данный ингредиент часто заменяют, например, жидким парафином. Однако и сегодня в Каннаудже можно найти семейные парфюмерные дистиллерии, которые работают на протяжении почти что 400 лет.
Что касается стран Запада, то здесь спрос на "восточные духи" неуклонно растет в связи с модой на восточный образ жизни, стиль пр.
А на сегодня это все. Спасибо, что дочитали до конца и поставили лайк. До новых встреч на просторах ароматов!
#парфюм ,#масляныедухи ,#аттар ,#ароматы ,#парфюмерия ,#парфюмер ,#парфюмериялюкс ,#духи ,#духидляженщин